(no subject)

May 14, 2012 02:00




12 мая 2012 года в Чёрном зале Центра Мейерхольда прошёл фестиваль "Театральный мост. Современная прибалтийская драматургия". Были представлены пьесы четырёх прибалтийских драматургов. Я смотрела три читки






Режиссёр Глеб Черепанов представил пьесу Дайниса Гринвалда "Инициация". Безусловно зрителям подготовленным, знакомым с античной мифологией греческой трагедией, осведомлённым по части диониссийских представлений намного легче понять эту читку. На обсуждении много говорилось о том, что Дайнис своей пьесой оставляет самые разнообразные трактовки режиссёрам.
Можно ли включать элементы фарса, стёба в общем-то трагедийную пьесу, можно ли использовать современные слова в речи героев именно в случае античной канвы, которая до сих пор продолжает диктовать современному драматургу классические законы драмы -- такие вопросы задавали зрители и Дайнис Гринвалд сам себе на обсуждении. Нужно ли придерживаться чистоты жанра в этой пьесе? -- спрашивали зрители.
Пьеса "Инициация" о вечных ценностях, о выборе, о типическом варианте "управления через унижение" выглядит остро и современно в любое время, а сейчас особенно.
Мне понравился ритм, музыка текста, (читая ещё осенью эту пьесу в сети я так чётко это не отмечала), язык очень удачно стилизован под античную трагедию, неторопливое действие продолжает держать в напряжении мощью героев, их непреклонность трогает зрителя. " А как бы повёл себя я?" -- такой вопрос зритель побоится задать сам себе. Далеко современнму смертному до богов и титанов. Но желательно конечно подобирать осколки камня, в который превратился Прометей.

Хочется отметить работу актрисы, которой вследствие фарс-мажорных обстоятельств пришлось играть сразу нескольких богинь, и даже в диалоге!

А это Дайнис Гринвалд на обсуждении. Все слушают, затаив дыхание.)))




Режиссёр Глеб Черепанов рассказывает почему считает вполне уместным фарсовую трактовку образа Зевса:



Сотрудники Посольства Латвии тоже высказались на обсуждении, а также поблагодарили организаторов Театрального моста за интерес к культурной жизни Латвии.

После перерыва режиссёр Светлана Медведева представила пьесу "Нелюди" драматурга из Латвии Евы Мелгалве (перевод Дайнис Гринвалд).




Читка прошла очень хорошо, на обсуждении пьесу (и драматурга) хвалили. Актёры Алесандра Соколова, Ирина Шабашева,Никита Щетинин, Алексей Коваль ( и ещё одну фамилию не успела записать) очень слаженно, с задором, играли -- их тронула пьеса. Режиссёром проделана большая работа.

В пьесе выведены пять психотипов, есть триединство, пьеса светлая, лёгкая. Вот совсем небольшой фрагмент обсуждения
http://www.youtube.com/watch?v=c9f8rGaee48 (временами плохо слышно).

Драмтург Ева Мелгалве:



Дальше режиссёр Ольга Лысак представила пьесу литовского драматурга Габриэле Лабанаускайте "Красные шнурки". (Пер. Георгий Ефремов)







В Литовском Национальном театре уже состоялась премьера этой пьесы.

Пьеса, я так поняла из обсуждения, написана по документальным событиям. Пьеса о литовских националистах. Если говорить о построении пьесы, то мне не очень нравятся пьесы с короткими сценами, с частой сменой событий. Но конкретно в этой пьеса настолько силён сам материал, настолько удачны диалоги, пьеса настолько плотная, поэтому я сейчас думаю, что обилие сцен оправдано из-за обилия информации, смыслов, вложенных в пьесу.Так же говорилось о том, что в пьесе есть хор -- возможно хор является ещёобъединяющим звеном.
Потом в пьесе есть основная линия и две романтические (все сюжетные линии, понятно, пересекаются по ходу действия) -- очень уравновешивает романтические любовные линии жёсткие сцены. Хочется отметить переводчика. Всегда тяжело переводить сленг.

На обсуждении говорилось о том, что пьеса актуальна для любого зрителя, что спектакль по всей видимости обобщит, вытащит проблемы, поднятые в пьесе на уровень вненациональных. Мне же как раз нравится, что просмотрев "Красные шнурки", я больше узнаю именно о свременных проблемах именно Литвы (хоть они и не сильно отличаются от наших российских реалий, но всё же достаточно отличаются).
Так же высказывалось мнение, что это пьеса для подростков. Действительно: пьеса динамичная, пьеса заставит задуматься подростка, вполне озможно, что и поможет сделать по жизни нравственный выбор. Безусловно молодой аудитории эта пьеса будет интересна.
Читка прошла очень хорошо. Как всегда у Ольги Лысак это уже не совсем читка, это уже черновик спектакля. Актриса, играющая Марию часто вообще не смотрела на листочки с текстом. Вообще актёры, только что выпускники ГИТИСа -- прекрасны!







Мне очень понравился фестиваль. Мне понравилось, что те три пьесы, которые я посмотрела -- абсолютно разные. К большому сожалению не видела четвёртой читки, но мне кажется, что прибалтийский взгляд на фестивале Театральный мост удался вполне. Спасибо неутомимому организатору, арт-директору фестиваля "Театральный мост" прекрасной Светлане Кочериной, координатору проекта Дайнису Гринвалду за необыкновенный чУдный тетральный вечер.

об актёрах, о современной драматургии, о критиках, о фестивалях драматургии, о пьесах, событие, о читках, о режиссёрах, фото

Previous post Next post
Up