![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/001129sh/s640x480)
12 мая 2012 года в Чёрном зале Центра Мейерхольда прошёл фестиваль "Театральный мост. Современная прибалтийская драматургия". Были представлены пьесы четырёх прибалтийских драматургов. Я смотрела три читки
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010sr4e/s640x480)
Режиссёр Глеб Черепанов представил пьесу Дайниса Гринвалда "Инициация". Безусловно зрителям подготовленным, знакомым с античной мифологией греческой трагедией, осведомлённым по части диониссийских представлений намного легче понять эту читку. На обсуждении много говорилось о том, что Дайнис своей пьесой оставляет самые разнообразные трактовки режиссёрам.
Можно ли включать элементы фарса, стёба в общем-то трагедийную пьесу, можно ли использовать современные слова в речи героев именно в случае античной канвы, которая до сих пор продолжает диктовать современному драматургу классические законы драмы -- такие вопросы задавали зрители и Дайнис Гринвалд сам себе на обсуждении. Нужно ли придерживаться чистоты жанра в этой пьесе? -- спрашивали зрители.
Пьеса "Инициация" о вечных ценностях, о выборе, о типическом варианте "управления через унижение" выглядит остро и современно в любое время, а сейчас особенно.
Мне понравился ритм, музыка текста, (читая ещё осенью эту пьесу в сети я так чётко это не отмечала), язык очень удачно стилизован под античную трагедию, неторопливое действие продолжает держать в напряжении мощью героев, их непреклонность трогает зрителя. " А как бы повёл себя я?" -- такой вопрос зритель побоится задать сам себе. Далеко современнму смертному до богов и титанов. Но желательно конечно подобирать осколки камня, в который превратился Прометей.
Хочется отметить работу актрисы, которой вследствие фарс-мажорных обстоятельств пришлось играть сразу нескольких богинь, и даже в диалоге!
А это Дайнис Гринвалд на обсуждении. Все слушают, затаив дыхание.)))
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010t3h2/s640x480)
Режиссёр Глеб Черепанов рассказывает почему считает вполне уместным фарсовую трактовку образа Зевса:
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010w110/s640x480)
Сотрудники Посольства Латвии тоже высказались на обсуждении, а также поблагодарили организаторов Театрального моста за интерес к культурной жизни Латвии.
После перерыва режиссёр Светлана Медведева представила пьесу "Нелюди" драматурга из Латвии Евы Мелгалве (перевод Дайнис Гринвалд).
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010x8rd/s640x480)
Читка прошла очень хорошо, на обсуждении пьесу (и драматурга) хвалили. Актёры Алесандра Соколова, Ирина Шабашева,Никита Щетинин, Алексей Коваль ( и ещё одну фамилию не успела записать) очень слаженно, с задором, играли -- их тронула пьеса. Режиссёром проделана большая работа.
В пьесе выведены пять психотипов, есть триединство, пьеса светлая, лёгкая. Вот совсем небольшой фрагмент обсуждения
http://www.youtube.com/watch?v=c9f8rGaee48 (временами плохо слышно).
Драмтург Ева Мелгалве:
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010yk0x/s640x480)
Дальше режиссёр Ольга Лысак представила пьесу литовского драматурга Габриэле Лабанаускайте "Красные шнурки". (Пер. Георгий Ефремов)
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/00113xze/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/0010zsdc/s640x480)
В Литовском Национальном театре уже состоялась премьера этой пьесы.
Пьеса, я так поняла из обсуждения, написана по документальным событиям. Пьеса о литовских националистах. Если говорить о построении пьесы, то мне не очень нравятся пьесы с короткими сценами, с частой сменой событий. Но конкретно в этой пьеса настолько силён сам материал, настолько удачны диалоги, пьеса настолько плотная, поэтому я сейчас думаю, что обилие сцен оправдано из-за обилия информации, смыслов, вложенных в пьесу.Так же говорилось о том, что в пьесе есть хор -- возможно хор является ещёобъединяющим звеном.
Потом в пьесе есть основная линия и две романтические (все сюжетные линии, понятно, пересекаются по ходу действия) -- очень уравновешивает романтические любовные линии жёсткие сцены. Хочется отметить переводчика. Всегда тяжело переводить сленг.
На обсуждении говорилось о том, что пьеса актуальна для любого зрителя, что спектакль по всей видимости обобщит, вытащит проблемы, поднятые в пьесе на уровень вненациональных. Мне же как раз нравится, что просмотрев "Красные шнурки", я больше узнаю именно о свременных проблемах именно Литвы (хоть они и не сильно отличаются от наших российских реалий, но всё же достаточно отличаются).
Так же высказывалось мнение, что это пьеса для подростков. Действительно: пьеса динамичная, пьеса заставит задуматься подростка, вполне озможно, что и поможет сделать по жизни нравственный выбор. Безусловно молодой аудитории эта пьеса будет интересна.
Читка прошла очень хорошо. Как всегда у Ольги Лысак это уже не совсем читка, это уже черновик спектакля. Актриса, играющая Марию часто вообще не смотрела на листочки с текстом. Вообще актёры, только что выпускники ГИТИСа -- прекрасны!
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/00110scs/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/beg09/pic/001113fx/s640x480)
Мне очень понравился фестиваль. Мне понравилось, что те три пьесы, которые я посмотрела -- абсолютно разные. К большому сожалению не видела четвёртой читки, но мне кажется, что прибалтийский взгляд на фестивале Театральный мост удался вполне. Спасибо неутомимому организатору, арт-директору фестиваля "Театральный мост" прекрасной Светлане Кочериной, координатору проекта Дайнису Гринвалду за необыкновенный чУдный тетральный вечер.