Как продвинуть свою пьесу
Личный опыт
Марьян Беленький
- Разве уж и пьес не стало? Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть - в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться сочинять?:
http://www.m-a-bulgakov.ru/teatralnyi_roman_79.html Из всех искусств для нас важнее всего то, которое не требует жертв, зато приносит стабильный доход.
Вы написали пьесу. Что дальше? Как сделать так, чтобы ваша пьеса была поставлена в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья и переведена на иностранные языки.
Нарисовать «Черный квадрат» может каждый. Искусство - это продать его за миллион долларов. К пьесам это тоже относится. Написать пьесу - не фокус. Фокус в том, чтобы ее поставили. И желательно, не в одном театре, а в сотне. В разных странах. На разных языках.
Стоит ли заниматься продвижением своей пьесы?
Драматург получает, в зависимости от имени и ловкости рук (и никакого мошенничества) 8 -10% с вала. Для примера. В театре 300 мест. Пьеса идет раз в месяц. Билеты по 20 долл. Итого, автор получит в месяц , дай ему Бог здоровья, 600 долл. А в случае переводной пьесы - 300:
http://theatre-buff.spb.ru/plays?id=65200(Правда, если автор- не гражданин России, то хорошо организованная преступность в виде налогового ведомства, отнимет у него треть честно заработанных денег).
А если ваша пьеса пойдет в 10 театрах? А если на антрепризе, то есть не раз в месяц, а каждую сб и вс по два- три спектакля в день? А если каждый день, как на Бродвее? А если в голливудский сценарий переделать? Там меньше миллиона долларов расценок нет. Это, разумеется, не считая потиражных.
Сколько времени нужно заниматься продвижением пьесы?
Разумеется, если вы будете заниматься этим всего лишь по 8 часов в день 5 раз в неделю с перерывом на обед, этого будет явно не достаточно. Для того, чтобы жить, ничего не делая, на авторские отчисления, вам придется тяжело пахать, вкалывать, рвать задницу, причем круглосуточно, без отпусков, выходных и праздников.
«Круглосуточно» - это не метафора. Вам может ночью присниться способ раскрутки, о котором вы наяву не догадаетесь.
Пассивные способы
1. Размещение пьесы на он-лайновых ресурсах драматургии. Их сотни. Наберите в любом поисковике «Библиотека драматургии», найдите мейлы, и рассылайте по всем скрытыми копиями.
А если мою пьесу украдут?
Да, ловкий мошенник может переделать сюжет, название и выдать пьесу за свою. Но театр существует не в вакууме, пьесу смотрят тысячи людей, информация о ней будет в Сети. Я, к примеру, при публикации пишу, что мой ЖЖ
http://belenky.livejournal.com ежедневно посещают сотни людей, и есть весьма большая вероятность, что кто-то из них мою пьесу узнает. А дальше - суд, огромные штрафы, а то и тюрьма за плагиат. Тем более, что я такой процесс уже выиграл:
http://newsru.co.il/world/03feb2010/maryan_102.html Участие в конкурсах драматургии:
http://drama-talks.livejournal.com/ Публикация в журналах
Пьесы публикуют
Петербургский театральный журнал
Театр
Современная драматургия
Сборники аннотаций пьес ежеквартально издает РАО rao.ru и УААП.
Напишите о себе хвалебную рецензию под псевдонимом и опубликуйте ее.
Кроме того, сборники пьес издают издательства. Но в связи с общим кризисом издательского дела, сегодня издать сборник пьес можно только за свой счет или за счет спонсора.
Чего не надо делать?
Рассылать пьесу по театрам. Я дважды с интервалом в 8 лет рассылал свои переводы где-то по 1000 театрам, по мейлам главрежей и завлитов. Ответа не было ни разу. См. «Инструкцию завлиту» в конце этой статьи.
Активные способы
Если вы живете там, где нет театров или нет театров на русском, вся надежна на Сеть. Об этом дальше
Если вы живете там, где есть один театр, ходите туда как на работу до тех пор, пока главреж прикажет вас не пускать.
Если вы живете в городе, где театров много, выбирайте себе жертву по одной. Когда поймете, что здесь вы все ресурсы исчерпали, переходите к следующему и ходите туда, пока не выгонят.
Лучше иметь дело с главрежем, чем с завлитом. Завлит ничего не решает.
Использование Интернета
Социальные сети. Ищите актеров, режиссеров и прочих театральных деятелей, заводите знакомства.
Тусовки
Если вы действительно хотите постановки вашей пьесы, а не доказательств того, что никакие пьесы театрам не нужны, профессиональные тусовки - это часть вашей работы. Ибо самый эффективный способ добиться постановки пьесы - личные связи.
Отправка пьесы актерам.
У большинства известных актеров сегодня есть свои сайты. Учтите, что посланную пьесу сам актер читать не будет, это делают доверенные лица. Поэтому обязательно снабдить письмом, почему вы именно этому актеру посылаете.
Личный опыт
Дождаться пока к нам приедет театр или антреприза, сунуть пьесу режиссеру или антрепренеру в руки, сопроводив кратким напутствием - что за пьеса, почему она годится именно для этого театра.
Я, к примеру, после спектакля знакомлюсь с молодой актрисой, предлагаю ей экскурсию по городу. Дальше как карта ляжет. И лишь потом, когда она вернется домой, посылаю ей пьесу.
Активные способы
Устроиться на работу в театр на любую должность- пожарный, гардеробщик, уборщик, билетер, осветитель, парикмахер, гример, столяр, бутафор, электрик, рабочий сцены. В театре работают люди сотни специальностей. Известны случаи, когда пьесы, написанные такими людьми, были поставлены.
Переквалифицироваться с целью получения театральной профессии - парикмахер, портной, гример, бутафор, декоратор, художник по свету, преподаватель вокала, сценречи, иностранного языка, концертмейстер.
Стать медийной персоной.
Если Ксюша Собчак напишет пьесу, ее поставят вне зависимости от эстетических достоинство оной (пьесы, а не Ксюши).
Написать скандальную пьесу,
например об известном всей стране политике и его любовнице - известной спортсменке. Все равно правды никто не знает. Подумайте - нет ли у вас информации, на основании которой можно создать разоблачительную, скандальную пьеску.
К примеру, напишите пьесу «Золото КПСС». Можете придумывать что угодно, правды никто не знает.
Или скажем, трагедию «Стукач», о человеке, который стучал на своих друзей, родственников, знакомых.
А кто вам мешает написать трагедию «Последний день Чаушеску»? Кто там знает, как было на самом деле?
Если вы затрудняетесь с выбором сюжета, переделайте любую классическую пьесу. Главное, чтобы после смерти автора прошло более 70 лет.
Можно написать пьесу на основе народных сказок (для тюзов и кукольных театров), мифов, анекдотов. ФОльклор авторским правом не охраняется.
Выйти замуж за главрежа (жениться на главрежше ).
Завести любовницу из актрис нужного вам театра. И т. д.
Для успеха пьесы сегодня в России в ней должны быть мат, секс и голые актрисы. Самая популярная пьеса сегодня в России - «Монологи вагины». Почему бы вам не написать «Монологи члена»?
Если вы сами не пропишете сексуальных сцен, появления на сцене голой женщины и мат, режиссеру придется ломать голову, куда это вставить.
Кстати, для успеха вашей пьесы предложите главрежу соавторство. Только больше 3% не предлагайте - не сбивайте мне цены.
Агрессивные способы
Купить здание театра.
Основать свой театр.
Стать главрежем, директором театра, завлитом.
Найти спонсора. К примеру, напишите пьесу из жизни основателя чайной фирмы «Высоцкий», которая благополучно процветает в Израиле, и обратитесь в пиар отдел этой компании
http://www.wtea.com/Или, скажем, пьесу из жизни композитора Бориса Мокроусова, и обратитесь к его племяннику:
http://mokrousov.samnet.ru/Переведите пьесу автора из Доминиканской республики и обратитесь за помощью в посольство:
http://www.spr.ru/kuntsevo/posolstvo-dominikanskoy-respubliki-v-moskve.htmlЯ бы и сам все это сделал, но у меня заказы на переводы на несколько лет вперед.
Оплатите постановку сами. Обычно, после успеха пьесы в Москве ее начинают ставить периферийные театры. А их, как уже вам известно, много. Так что инвестиции окупятся.
Итак, ваши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!
Вопросы есть?
Приложение
Марьян Беленький
Должностная инструкция завлиту
На должность завлита принимают людей с документально доказанной неграмотностью и врожденной ненавистью к любым видам театральных постановок. Завлит обязан ненавидеть как театральное искусство вообще, так и театр, в котором он работает. Неизвестный драматург - личный враг завлита.
1. Основная функция завлита - категорическое недопущение постановок новых пьес.
2. Завлиту категорически запрещается читать какие-либо пьесы - как в рабочее, так и в свободное время .
3. Все приходящие в театр по электронной почте пьесы завлит тут же обязан сбросить в спам, а пьесы, приходящие обычной почтой - перегрузить,не открывая пакетов, из почтового мешка в мусорный.
4. В порядке исключения, завлиту разрешается читать пьесы, написанные им самим; его близкими родственниками, главрежем и директором театра, где он работает; сотрудниками театра, где он работает; пьесы, постановка которых заранее оплачена; пьесы, написанные сотрудниками других театров на бартерной основе (завлит театра А читает пьесу, переданную ему сотрудником театра Б, и наоборот).
5. Завлиту запрещается отвлекаться на письма и звонки авторов пьес.
6. Завлиту запрещается передавать какие-либо пьесы главрежу, дабы не отвлекать его от работы.