Источник -
http://enisei.aif.ru/issues/736/31_01 (via
newdrama)
Народный «Орфей». Когда стираются границы между зрителем и сценой
«Театр в первую очередь должен поднимать проблемы. А шоу и без нас достаточно. Зритель должен уходить со спектакля злым, обиженным, ему может быть неловко. Главное, чтобы он не остался равнодушным», - считает Людмила ДУХАНИНА, режиссёр народного театра «Орфей».
А ещё она по совместительству: звукооператор, художник, гримёр, костюмер, продюсер, кассир. В народном театре нет обслуживающего персонала, нет профессиональных артистов и нет границ между зрителем и сценой.
У актёра Славы Березовского уже восемь главных ролей. Фото Анастасии РУСАЛЁВОЙ
Сцена священна
Красноярскому «Орфею» уже 37 лет. За эти годы он собрал множество престижных театральных наград. Пьесы Людмилы Духаниной ставят народные театры во многих городах России, а одну из них поставили студенты монгольского университета. «Отдаю материал даром, - признаётся автор. - Откуда у них деньги? Они - такие же, как и мы, нищие».
То, что театр, имея множество наград, действительно живёт скромно, понятно с первого взгляда. Ни лепнины, ни позолоты, ни красного бархата. Скромный зал на 50 человек и минимум декораций - ничего, кроме старенького занавеса. Вряд ли сюда, на окраину Красноярска, приедут дамы в роскошных платьях и мужчины в атласных пиджаках, чтобы посмотреть очередную премьеру. Но, кажется, именно это и сближает, зрители и актёры чувствуют себя на равных. Ведь вполне возможно: тот, кто сегодня сидит в зрительном зале, завтра выйдет на сцену.
Актёром этого театра может стать любой. Главное: соблюдать дисциплину, не пропускать репетиции и спектакли. Под запретом семечки и грязная обувь. Сцена священна, на неё не выходят в грязных ботинках. Ну и если ты взялся за работу - обязан играть. «Человек десять из нашей труппы уже больше тридцати лет на сцене. Саша Логинов, например, пришёл, когда учился в восьмом классе. Играл маленького принца. Сейчас он уже солидный бизнесмен, внучку растит. Был директором ночного клуба. Но это не мешает ему регулярно выходить на сцену. Совершенно бесплатно, как и все остальные артисты. Ольга Тумайкина - наше открытие, сейчас работает в Вахтанговском театре и часто появляется на телевидении. В этом сезоне у нас в труппе в основном рабочие и студенты. Это плохо. Мы постоянно от них зависим. Начинается сессия - и всё… Поэтому мы в начале сезона выясняем, кто может играть, и под имеющихся артистов пишем материал».
Зрительский кризис
Сегодня в театре дают пьесу Людмилы Духаниной «Неужели меня нет». До начала спектакля в холле суета, подростки что-то бурно обсуждают. Судя по общению, на сцене действительно будут знакомые им лица. «Да ты прикинь, там наша одноклассница играет», - шушукаются в толпе. «У нас вообще-то - зрительский кризис. Но сегодня так получилось: устроили скидочный день, все билеты продаём не по 60, а по 35 рублей. И вдруг - полный зал. Куда сажать всех, я даже не представляю», - растерянно извиняется Людмила Алексеевна и расставляет дополнительные скамейки и стулья перед первым рядом. Так зритель становится ещё ближе к тому, что будет сейчас происходить на сцене. Курсанты Красноярского речного училища, которых привели в театр, берут зал, как Зимний дворец, - штурмом. Мест каждому всё равно не хватает. Молодёжи это, похоже, только на руку. Девчонки усаживаются на колени друг другу. Режиссёр театра ещё раз обращается к зрителям: «Извините, что вас сегодня так много».
«Я - дебил»
«Я - дебил. Я - дебил, так говорит моя мама», - взрывает публику молодой актёр, студент иняза Слава Березовский. На самом деле у этого угловатого юноши уже восемь главных ролей. Его любительский документальный фильм завоевал на международном конкурсе в Нью-Йорке первую премию. А сейчас он стоит на коленях перед свистящей улюлюкающей толпой и, нисколько не смущаясь, повторяет: «Я - дебил». Звёзды большой сцены уж точно не потерпели бы такого хамства, а он продолжает играть. Пьеса о вечном, об отношениях отцов и детей, о трудном подростковом возрасте, о тех самых тинейджерах, которые сидят в зале. О том, что многие родители откровенно говорят своим отпрыскам, как те их достали.
Конечно, как и положено театральной постановке, автор сгустил краски и заводит своего персонажа в тупик. Игоря убивает собственная мать, которая так долго тяготилась его существованием, за то, что он крадёт у неё деньги, предназначенные на ноутбук. Хотя… по сравнению с выпусками новостей и криминальными сводками в жизни всё гораздо страшнее.
Толпа курсантов не замолкает ни на минуту, звучат крики, свист и мат. Всем своим видом они пытаются показать - это не про них. Но чувства берут своё, девочка-подросток, не дождавшись финала, рыдает навзрыд. Как бы они ни старались, равнодушными уйти не получится.
Мария ЗАХАРОВА