24. Бонифатий Плюйкин (
bonifatiy), "Купите это немедленно!", пьеса -
1,
2,
3,
4,
5,
Итог Рецензия Алексея Зензинова.
Спасибо автору - пьеса короткая. Всего шесть страниц. Подзаголовок указывает на экспериментальность жанра - «абсурдная драма с элементами комедии». Хотя, как свидетельствует история, смешение различных жанровых элементов удаётся лишь в том случае, если новатор отлично владеет классическими приёмами. Да и по поводу того, насколько пьеса «Купите это немедленно!» вписывается в традиции театра абсурда, можно было бы поспорить.
В основе абсурдистских пьес, как правило, лежит смещение смыслов. За очевидным обнаруживается скрытое, часто противоположное внешней стороне, меняющее «плюс» на «минус». Логичные в рамках устоявшейся системы слова и поступки становятся бессмысленными. Но для того, чтобы художественно оправдать подобный сдвиг, нужно выстроить законченный - хотя бы в рамках одного короткого текста - мир.
На мой взгляд, справиться с этой задачей автору не удалось. Что происходит в пьесе? Хозяин квартиры в типовом многоэтажном доме, неадекватный маньяк Саша, актёр, оглушил и связал трёх коммивояжёров, пришедших к нему со своим товаром. Понятно, что коммивояжёры Сашу достали (и тут он не одинок!), но чрезмерность его реакции не получает никакого дальнейшего развития. Ударить сковородой по голове, обездвижить, засунуть в рот и заклеить скотчем - хорошее начало истории. А что дальше? А дальше Саша будет то отлеплять скотч, то снова лишать своих пленников слова, потом устроит аукцион, пытаясь заставить коммивояжёров самих выкупать собственные скатерти, кухонные принадлежности и книги, пообещает отрубать за каждое грубое слово по пальцу, но слова своего не сдержит, а вместо членовредительства начнёт угощать незваных гостей водкой. Поначалу забавный аукцион затягивается и становится скучным: оно и понятно, пленники абсолютно пассивны, а Саша ничего нового не предлагает, действие заходит в тупик, и тут появляется девушка по вызову Карина, которая тоже получает свой «поцелуй сковородкой» и оказывается связанной. Девушка перепутала дома - да и с потенциальным потребителем секс-услуг тоже ошиблась. Казалось бы, отличный повод поднять, наконец, градус действия, дать новый поворот. Но Карина простодушно называет Сашу извращенцем, а тот (видимо, в порядке благодарности) обещает ей отдать все деньги, заработанные на аукционе, а потом предлагает почитать вслух «Гамлета»: он за главного героя, она - за Офелию. Условиям абсурдного мира более подходило бы, если б распределение ролей было противоположным, и слова Офелии произносил Саша, а Гамлета - Карина, но, к сожалению, странности пьесы недостаточно странны. В финале Саша готов всем ещё раз налить и оставить жить у себя - прямо скажем, слабоватая развязка для сюжета, которой мог бы стать и трэшевым, и смешным, но свёлся к череде необязательных пустяков. Псих оказался «не живодёром каким-нибудь, а тонкой ранимой душой», проститутка - бывшей студенткой театрального, а смерть коммивояжёра (в трёх экземплярах) так и не состоялась.
Все пьесы "Осеннего драмафона-2011" (ссылки на отрывки, отзывы и рецензии).
Все тексты драмафона можно скачать одним файлом
здесь (архив RAR на 1,5 Мб из 38 doc-файлов)