25. Виктория Орлова (
neya_iliya), "Девочки", пьеса -
1,
2,
3,
4,
5,
Итог Рецензия Олега Михайлова.
К несомненным достоинствам пьесы следует отнести хорошее владение автором живой речью. К сожалению, это умение не всегда используется на благо пьесы. Персонажи появляются перед нами «голыми» - т.е. никто из них не несет конфликт, внутреннее действие. Нет и внешнего действия - героини (подруги Вера и Надежда, которые снимают квартиру, начав тем самым «новую жизнь») накрывают на стол, ждут гостью - третью подругу. Зародившийся было бытовой конфликт по поводу невымытой сковородки, автор гасит в самом зародыше. Между тем законы драматургии требуют ежесекундного конфликта - внешнего или внутреннего. Когда его нет, диалоги превращаются в пустой трёп, в километры утомительных (несмотря на внешнюю живость) диалогов.
Наконец, появляется Любаша. Сю-сю-сю и прочие воспоминания продолжаются. Я понимаю это стремление автора ввести нас в курс дела, но можно же сделать это интереснее, нежели банальные «А помнишь в таком-то лохматом году..?»
Выпив за встречу, героини начинают рассказывать о своих проблемах. Но не воздействуют друг на друга посредством слова, а обмениваются информацией, которую (опять же) автору нужно донести до читателя/зрителя. Ну а где конфликт-то? Где завязка истории? Где тот «манок», который заставить меня продолжить мучения от невольного присутствия на девичнике? И так продолжается весь вечер (автор поделила пьесу на «вечера». Пять вечеров - ну ооооочень «свежая» находка! Привет Володину!). Завершается «вечер» еще одним «приветом» - фильму «Москва слезам не верит» - когда, обнаружив странную тягу Любаши к солененькому, подруг вдруг осеняет, что она беременна.
И у меня возникает вопрос: может, не стоило писать о беременности Любаши в самом начале? Я вообще не понимаю, зачем автору нужны были столь подробные описания героинь в списке действующих лиц. Зачем они? Мне не интересно, как они выглядят или одеваются, если это потом никак не отражено в тексте. А кем они работают и сколько им лет я могу узнать из диалогов. Мой вам совет: заканчивайте с описаниями персонажей - это не работает! Я всё равно увижу (или НЕ увижу) их сам, прочитав текст. Так что все ваши «простоватая внешность» и «кудрявая шевелюра» - в топку!
И еще… Называть подруг Вера, Надежда и Любовь - это ну просто пошлятина!
В начале второго вечера автор возвращается к бытовому конфликту по поводу грязной посуды. В моей душе зарождается смутная надежда, что в пятому вечеру они поубивают друг друга, поэтому я даю автору еще один шанс и читаю дальше. НО! Я читаю, потому что обещал написать рецензию, а большинство потенциальных постановщиков закончит знакомиться с вашим текстом уже на третьей странице. Поэтому! «Первый вечер» нуждается в капитальной переделке. Внесите конфликт, сделайте так, чтобы героини не вываливали друг на друга свои проблемы, а чтобы эти вещи (возможно, стыдные и скрываемые) возникали в тексте через преодоление, через ломку. Только тогда они будут работать на сюжет.
«Второй вечер» читается много живее, за что автору отдельная благодарность. Между Верой и Надеждой периодически вспыхивают перебранки. Однако по-прежнему глухо с внутренним действием. Я понимаю, что даже у самых близких друзей, когда они начинают жить в одной квартире, возникают непримиримые противоречия. Но если за «перебранками» стоит только «любовь к чистой посуде», то это не интересно, ради этого не стоит затевать пьесу. Зарисовки из серии «вот как бывает» - это тупиковый путь драматургии. Дайте «тайну»! Или хотя бы намекните, что она есть!
Признаюсь, к «третьему вечеру» бытовая «живость» диалогов начала уже порядком раздражать. Вообще очень сложно описывать череду «застолий» так, чтобы было интересно. Пьянка тем и хороша, что можно принять в ней участие. А наблюдать со стороны - тут нужны «стальные канаты» Чтобы как-то себя развлечь, я принял за «тайну» алкаш Игорь (бойфренд Веры) или нет? Понимаю, что «тайна» так себе, но другой автор мне не дала. Надежда, что Надежда (простите за каламбур) влюблена в Игоря растаяла, едва зародившись… И тут же (через пару страниц) подоспела «разгадка» - да, Игорь алкаш. Более того - запойный.
Впрочем, этот «секрет» совсем скоро становится известным, что приводит пьесу к новой «развилке»: бросит Вера своего алкаша или будет с ним мучиться?
Автор выбирает «мучения», повернув тем самым сюжет к логическому финалу - краху крепкой женской дружбы. К финалу автор идет (да что там - бежит) напролом, через попытку изнасилования, через внезапно открывшееся в Игоре «пылкое чувство» к Надежде, через сцену «вернулась жена пораньше с работы и застала…», через попытку «женской драки», через… словом, все «мыльные» штампы в гости нам!
И ведь случись по этой истории кино, зрительницы будут плакать, приговаривая: «Все как в жизни! Все мужики - сволочи!»
Тут бы и опустить занавес, но как же в таком темном (как женская дружба) предмете да «без луча света»?
После новой порции взаимных упреков («Ты мне жизнь сломала!») Веру и Надежду мирит ребенок, родившийся у их подруги Любови.
Как, думаете, назвали девчушку? Правильно - Софья.
Теперь о характерах. Если Вера и Надежда, прожив придуманную автором историю, еще как-то изменились, «выросли», то Люба и ее муж не получили вообще никакого развития. То, что Игорь окажется подонком из подонков было закономерно и предсказуемо, однако очень бы хотелось, чтобы при его описании автор использовала еще какие-нибудь краски, кроме черной.
И, напоследок, детали. Если гитара худо-бедно «выстрелила», разбившись о голову подонка Игоря, то зачем понадобилась «медведевочка» - ума не приложу! Как символ женской дружбы? Ну как-то слабовато…
Пожалуйста, запомните! Любой предмет на сцене - еще один персонаж! Это еще один герой пьесы! Не забывайте о нем, не бросайте его! Обыгрывайте! Если он не работает на сюжет пьесы - безжалостно вымарывайте!
Подводя итог могу сказать, что у автора несомненно есть большой драматургический потенциал. И крайне важно, чтобы все усилия Виктории Орловой не сводились к использованию уже набивших оскомину сериальных «прихватов». Не бойтесь придумывать новое - уверен, вы это можете!
Все пьесы "Осеннего драмафона-2011" (ссылки на отрывки, отзывы и рецензии).