Часть первая Часть вторая Часть третья:
СЦЕНА II
Кабинет Кривоноса. Это комната тех же размеров и планировки, что и программный отдел. Здесь так же есть окна, только выходят они не в эфирную студию, а в зал для переговоров. Вместо жалюзи - тяжелые портьеры.
Плазменная панель на стене. Большой стол, модные кресла, больше напоминающие лежанки. Много всевозможных игрушек - модели автомобилей, мягкие игрушки, сувениры из разных стран.
На стенах плакаты с героями анимэ .
Кривонос играет в компьютерную игру.
Ксения курит.
КСЕНИЯ. Ты любил когда-нибудь?
КРИВОНОС (не отрываясь от «игрушки»). Ага…
КСЕНИЯ. По-настоящему?
КРИВОНОС. Ага…
КСЕНИЯ. Взаимно?
В игре что-то не ладится (звук взрыва), компьютерный голос произносит:
«Игра окончена».
КРИВОНОС. А разве бывает, чтобы сразу и «любил», и «по-настоящему», и «взаимно»?
Пауза.
КСЕНИЯ. Надо же, я думала, ты меня не слушаешь.
КРИВОНОС. И к чему эти вопросы? Что ли, не знаешь, о ком я говорю?
КСЕНИЯ. Знаю. Потому и дразню.
КРИВОНОС. Я не ребенок! Пощупай мне лоб. Температуры нет?
Ксения наклоняется к нему, губами прикасается ко лбу.
Он притягивает ее к себе, целует. Она отвечает на поцелуй.
Потом вдруг отталкивает Алексея.
КРИВОНОС. Что опять не так?
КСЕНИЯ. Я пойду. Надо работать.
КРИВОНОС. Когда я тебя целую, мне все время кажется, что в комнате кто-то третий.
КСЕНИЯ. Извини. (Идет к дверям.)
КРИВОНОС. И кто из нас ведет себя по-детски?
КСЕНИЯ. Хорошо, я останусь. Но при одном условии.
КРИВОНОС. Мне не нужны одолжения. Я устал от них. Я хочу…
КСЕНИЯ. Чего? Чего ты хочешь? Реши уже раз и навсегда! А меня оставь в покое!
Пауза.
КРИВОНОС. Что за условие?
КСЕНИЯ. Скажи, куда от нас уходит Акулов?
КРИВОНОС. Откуда я знаю?
КСЕНИЯ. Думаешь, я не видела, как вы шушукаетесь, как две школьницы?
КРИВОНОС. Хорошо. Скажу. Только…
КСЕНИЯ. Ну?
КРИВОНОС. Завтра твой любимый Акулов улетает в Италию.
КСЕНИЯ. Тоже мне - великая тайна. Ему и правда надо отдохнуть.
КРИВОНОС. Он навсегда уезжает. С женой и дочкой.
КСЕНИЯ. Ты это говоришь, чтобы меня позлить?
КРИВОНОС. Месяц назад он попросил помочь с переездом. Мне было не сложно. Да это и не дорого стоит.
КСЕНИЯ. Леша, зачем ты врешь?
КРИВОНОС. Завтра Макс - помнишь Макса? ну рыжий такой, риэлтор! - встретит их в Катании , и вместе с барахлом довезет в Санта-Кроче-Камерина. Жить они будут на той самой вилле, где мы с тобой отдыхали прошлым летом. Пару месяцев перекантуются, пока Макс не подберет им что-нибудь подешевле.
КСЕНИЯ. Он не мог так поступить.
КРИВОНОС. Нам было так хорошо вместе, пока он не появился. Он все испортил.
КСЕНИЯ. Что он испортил? О чем ты говоришь? Человек попал в беду. И не чужой человек - мой однокурсник. Я должна была ему помочь.
КРИВОНОС. Ага, рассказывай! Что ли, я не видел, как ты на него смотрела?
КСЕНИЯ. Как?! Как я на него смотрела? Он только-только из больницы вышел! Едва мог ходить! С жалостью я на него смотрела! Я его пожалела! Это понятно?!
Пауза.
КРИВОНОС. Вот завтра он уедет. И мы снова будем вместе.
КСЕНИЯ. Как у тебя все легко.
КРИВОНОС. Никому не легко.
Кривонос берет ее руку в ладони.
Входит Акулов.
Ксения вырывает руку.
АКУЛОВ. Извините, помешал?!
КРИВОНОС. Стучаться надо!
АКУЛОВ Два слова. Репортажа не будет. Топаз сбежала. Если хочешь, можем попытаться взять комментарий у оперов, которые занимаются поисками.
КСЕНИЯ. Леш, выйди, пожалуйста. Нам надо поговорить.
КРИВОНОС. Но это мой кабинет! Что ли, других мест для разговоров нету?
КСЕНИЯ (Акулову). У тебя с ней что-то было?
АКУЛОВ. Неожиданный поворот. С кем?
КСЕНИЯ. С Топаз.
КРИВОНОС. Я, пожалуй, пойду. (Выскакивает из кабинета.)
АКУЛОВ. Что с тобой?
КСЕНИЯ. Так бы и дала тебе по морде.
АКУЛОВ. Приступ ревности? С чего вдруг? Не похоже на тебя.
КСЕНИЯ. Значит, Сицилия?
АКУЛОВ. Откуда?.. А, ну понятно… Золотой мальчик рассказал.
КСЕНИЯ. То есть завтра ты бы просто улетел, да?
АКУЛОВ. Ты слишком плохо обо мне думаешь. Я бы сказал тебе. Обязательно.
КСЕНИЯ. Когда?
АКУЛОВ. Вечером.
КСЕНИЯ. При всех? Чтобы я не заплакала?
АКУЛОВ. А ты собираешься плакать?
КСЕНИЯ. Не дождешься. У меня уже давно своя жизнь.
АКУЛОВ. Я вижу. Лям баксов у него есть, наверное? Как думаешь?
Ксения дает ему пощечину.
АКУЛОВ. Вот теперь я чувствую себя окончательно уволенным. Можно идти?
КСЕНИЯ. Что ты будешь там делать?
АКУЛОВ. Просто жить.
КСЕНИЯ. Не ври. Ты не умеешь.
АКУЛОВ. Не умею врать или не умею жить?
КСЕНИЯ. Вечная игра в слова. Ты можешь ответить прямо хоть на один вопрос?
АКУЛОВ. Задавай.
КСЕНИЯ. Ну… На что вы будете жить?
АКУЛОВ. А какая разница?
КСЕНИЯ. На ее деньги, да? Так я и думала!
АКУЛОВ. Осокина, чего ты от меня хочешь?
КСЕНИЯ. Не знаю… Лешка сейчас напомнил, как я тебя на работу принимала. Все боялась, чтобы никто не догадался, что мы с тобой…
АКУЛОВ. Это было давно.
КСЕНИЯ. Да, но ведь я тебя не оставила, не бросила в беде. Я понимаю, оказанная услуга - уже и не услуга, но…
АКУЛОВ. Я тебе очень благодарен. Правда.
КСЕНИЯ. Да не хочу я благодарности!.. И жалость мне твоя не нужна!..
АКУЛОВ. Чего ты хочешь?
КСЕНИЯ. Справедливости. Я ее заслужила.
Пауза.
АКУЛОВ. Осокина, ты умная женщина. Но ты почему-то забываешь, что она тоже не оставила меня, не бросила в беде. Она была рядом, когда все отвернулись. И ты забываешь, что она… моя жена. У нас ребенок. Но самое главное - она всё мне простила. Всех. Тебя. Других женщин…
КСЕНИЯ. Не хочу слышать!
АКУЛОВ. Как скажешь… Тогда придется читать.
КСЕНИЯ. Ты пишешь мемуары? Не смеши! Для кого? Кому это будет интересно?
И потом… прости, как журналист ты уже умер.
АКУЛОВ. А что, по-твоему, мертвецы слова не имеют?
КСЕНИЯ. В нашей стране и живым-то не очень дают поговорить.
АКУЛОВ. Ты знаешь, я даже не обижаюсь, что ты намерена сделать из меня монстра. Пусть. Если тебе так легче, то…
КСЕНИЯ. Акулов, я поняла одну вещь…
АКУЛОВ. Пусть я буду монстром…
КСЕНИЯ. Если бы на свете существовало место, где бы мы с тобой могли быть счастливы…
АКУЛОВ. Ты не слушаешь меня…
КСЕНИЯ. Ты бы возненавидел это место…
АКУЛОВ. Перестань, ты все выдумала.
КСЕНИЯ. Что «перестать»? Любить тебя? Так я и не люблю.
АКУЛОВ. Ты хочешь поссорится?
КСЕНИЯ. Нет. Я хочу… Я ничего не хочу. Вообще. Устала.
Ксения выходит из кабинета.
Оставшись один, Акулов какое-то время сидит без движения. Затем достает телефон…
АКУЛОВ. Да где же… (Нажимает на клавиши телефона.) На какую букву?..
Да? Нет… Вот он!
(Набирает номер.)
АКУЛОВ (в трубку). Здравствуйте… Меня зовут Евгений Акулов… Помните меня? Мы с Ольгой… Я снимал сюжет об арт-группе, в которой она состояла. А потом…
ГОЛОС. Я знаю, кто вы.
АКУЛОВ. Очень хорошо! Вы не могли бы?.. Если она вдруг у вас появится…
ГОЛОС. Это вы её предали.
АКУЛОВ. Что? Нет! Конечно же, нет!
ГОЛОС. Олюшку арестовали после вашего репортажа.
АКУЛОВ. Нет, послушайте! Они давно были на заметке. На их деятельность просто смотрели сквозь пальцы! А потом была та акция в приемной президента!
ГОЛОС. Вы предатель. Нам не о чем с вами разговаривать.
АКУЛОВ. Погодите, не вешайте трубку! Она тоже так считает?
Гудки.
Пауза.
В кабинет заглядывает Ярушев.
ЯРУШЕВ. Слышал, вы уезжаете.
АКУЛОВ. Все уже в курсе, да?
ЯРУШЕВ. Ксения Эдуардовна довольно громкая женщина. Особенно, когда выражает свое недовольство. (Пауза.) Значит, уезжаете…
АКУЛОВ. По-вашему, это плохо?
ЯРУШЕВ. Нет. Вовсе нет. Если на то пошло, то валить из этой страны надо было сразу после слов: «Я устал, я ухожу». Если вы понимаете, о чем я.
АКУЛОВ. Понимаю.
ЯРУШЕВ. Тогда почему сейчас?
АКУЛОВ. А почему бы и нет?
ЯРУШЕВ. Бросьте, давайте хоть в последний ваш день поговорим по душам.
АКУЛОВ. Мне не интересна ваша душа. Вряд ли она у вас больше пуговицы.
Ярушев внимательно смотрит на Акулова.
ЯРУШЕВ (внезапно). Хотите выпить? (Достает из кармана плоскую фляжку.)
АКУЛОВ. Чем угощаете?
ЯРУШЕВ. Mortlach. Бочковой крепости.
АКУЛОВ. Не рано для виски?
ЯРУШЕВ. В самый раз. Люблю, когда после общения остаётся «послевкусие», а не «осадочек».
Пьют, передавая друг другу фляжку.
Молчат.
ЯРУШЕВ. В последнее время многие мои знакомые принялись высчитывать, сколько лет им будет в 2024 году.
АКУЛОВ. Мне будет пятьдесят.
ЯРУШЕВ. Столько же, сколько сейчас мне.
АКУЛОВ. И что? К чему вы ведете?
ЯРУШЕВ. Я ни к чему вас не веду. Я не борец. Да и вы, скорее всего, тоже, раз бежите отсюда. Но вы производите впечатление неглупого человека… Скажите, неужели - живя здесь, имея доступ к информации - вы надеялись, что нам дадут право выбора?
АКУЛОВ. Знать, что тебе плюнут в лицо и получить плевок - не одно и тоже.
ЯРУШЕВ. Да поймите! Власти, с которой нет стилистических разногласий, в нашей стране можно ждать тысячелетиями.
АКУЛОВ. Тем более!
ЯРУШЕВ. Ребятушки, смотрю я на вас и офигеваю! Да неужели в вашей жизни нет ничего, кроме мира внешнего? Правда? Совсем-совсем? Неужели вы не понимаете, что не бывает «хороших времен» - да и не было никогда. Просто живите! Для себя! Для близких! Живите и радуйтесь! И для этого никуда не надо ехать!
АКУЛОВ. Внутреннюю эмиграцию предлагаете? Ну-ну. Плавали - знаем.
ЯРУШЕВ. А хотя бы и так. Чем плохо?
АКУЛОВ. У меня родители так жили. По кухням шептались.
ЯРУШЕВ. Мои тоже.
АКУЛОВ. Противно.
ЯРУШЕВ. Да вы посмотрите вокруг! Оглядитесь! Ну? Что видите?
АКУЛОВ (оглядываясь). Филиал магазина игрушек.
ЯРУШЕВ. Хорошо, возьмем для примера наших принца и нищего. Вот есть Кривонос и есть Покрышкин. У одного упакованные родители, а второй даже не знает, кто его отец. Казалось бы, какие разные судьбы - ничего общего. А вот поди ж ты! Оба живут где угодно, но только не здесь, не в реальности. Один берет в руки меч и бежит в леса с эльфами и прочей нечистью, а второй никак не желает взрослеть. И сколько таких? Сотни? Тысячи? Или вот Ростик наш. Чувак - гений! Звукарь такого уровня мог бы сводить альбомы звезд мировой музыки, а вместо этого вырезает матерные слова из ваших начиток. Тут кто угодно запьет. Потому что нету перспектив. Ни у кого!
АКУЛОВ. А у вас?
ЯРУШЕВ. Про меня вы все правильно сказали. Душа - размером с пуговицу.
АКУЛОВ. Я не хотел…
ЯРУШЕВ. Не извиняйтесь. Душу такого размера проще спрятать. Положил в карман и пошел, куда глаза глядят. Только - простите за профессиональную банальность - от себя не уйдешь.
Молчат. Пьют.
Какой-то шум в зале для переговоров.
Ярушев открывает дверь.
ГОЛОС МАТВЕИЧА. Давай, Ростик, бери больше, кидай дальше, отдыхай пока летит! Ставь! Да не сюда! Жрачку на стол, бухло под стол - потом само местами поменяется.
ЯРУШЕВ. Ну вот и гонцы прибыли. Я тоже пойду. Засиделся. Да и в микрофон пора чего-нибудь брякнуть. Увидимся. (Выходит.)
ГОЛОС МАТВЕИЧА. Анечка, можно вас?
ГОЛОС АННЫ. Одну минуту.
ГОЛОС ЯРУШЕВА. Что, Рыжая, подружку привела? Познакомишь?
В кабинет заглядывает Анна.
АННА. Евгений Николаевич, к вам пришли.
АКУЛОВ. Я никого не жду.
Анна входит в кабинет, закрывает за собой дверь.
АННА. Она говорит, что знакомая.
АКУЛОВ. Имя у этой знакомой есть?
АННА. Думаю, вам самому стоит посмотреть.
Анна немного приоткрывает портьеру. Акулов подходит к окну, выглядывает в зал для переговоров.
АКУЛОВ. Вот что, позови ее сюда. И никого к нам не пускай. Справишься?
АННА. А если Алексей Юрьевич захочет пройти в свой кабинет?
АКУЛОВ. Придумай что-нибудь! Ты же умница!
АННА. Да, я умница, но…
АКУЛОВ. Спасибо!
Анна выходит из кабинета, впускает в него гостью, плотно прикрывает дверь.
Вошедшая молодая женщина- Ольга Топаз.
На ней длинное черное пальто с чужого плеча.
АКУЛОВ. Ольга…
Ольга делает шаг в его сторону. Останавливается.
ДОЛГАЯ ПАУЗА.
UPD: 15.11.