Действующие лица:
НЕКТО, мужчина, корректор в редакции
ДАНИК, коллега-журналист, друг Некто
ВЕРКА, молодая женщина, главный редактор
ПАРОЧКА влюбленных
ДЕТИ с мячом
МАЛЬЧИК с воздушным змеем
ЧЕЛОВЕК у костра
ДЕВОЧКА на качелях
Действие первое.
Рассвет 1ого дня. Остров 1ый. НЕКТО на своем острове. Остров - небольшая территория с деревом и травой. Вокруг него и под ним - пустота.
НЕКТО (лежит на спине, смотрит в небо).
Странно, я никогда не смотрел вверх. Мне казалось это ненужным. Что бы я смог там увидеть, кроме пустоты? Но однажды на рассвете я проснулся лежащим на спине и поневоле посмотрел прямо в небо. И пустота обрела смысл… Высоко надо мной парила огромная птица. Какой-то орел, наверное. Я не знаю… Но для нее все небо было домой, и этот дом был поистине бескрайним… С того самого дня я потерял покой.
(встает, подходит к краю островка)
Ведь нет же, и к краю никогда не подходил. Мне всегда нравилось сидеть под деревом. Вон оно, такое мощное, старое и раскидистое. Больше ничего и не нужно было. И дернуло же меня так неудачно проснуться - глядя в небо. Орел еще этот!.. Не повезло. Я никогда раньше не подходил к краю и никогда не смотрел вдаль. Зачем? Все равно это не имело ко мне никакого отношения. Я был доволен тем, что вокруг меня, своим маленьким островком. Наслаждался его тишиной и покоем, проводя все дни сидя под деревом, размышляя…. О чем? Но я был счастлив…
Вчера я впервые подошел к краю островка…. Подошел настолько близко, что камни начали сыпаться вниз из-под моих ног…
(затемнение)
Утро. Офис редакции газеты. За своими компьютерами НЕКТО и ДАНИК. За перегородкой - ВЕРКА. Ее не видно, но хорошо слышно.
ДАНИК (обращается к Некто). Хмурый ты для первого рабочего дня. Тут тебе не Египет. Тут пахать надо. Нос в землю, хвост торчком. И пошел, пошел инфу искать. Эх, хотя кому это я? Ты ж у нас корректор. Тебе по должности не положено. Нет, ну ты видел эти фотки? Только погляди. Ну разве это картины? А Верке еще отзыв по выставке писать. Художник ни много ни мало в гении метит!
(женский голос из-за перегородки) Между прочим, его картины несколько галерей купили. За хорошие деньги.
ДАНИК. Бред все это!
(тот же женский голос) Это неопримитивизм!
НЕКТО. Ключевая часть слова - примитивизм.
ДАНИК. Ничего, Верка напишет - конфетка будет. Сам побежишь потом в спальню себе покупать.
НЕКТО (смотрит в окно) Отпуск только отгулял. Не на что покупать будет.
ДАНИК. И куда это наш холостяк деньги тратит? А, понимаю…
НЕКТО. Ты давай, материал сдавай. Некогда мне. Завтра верстать, а мне еще править и править. Вот ты черт! (давится кофе) Это ж орел!
ДАНИК. Где?
НЕКТО. Да в окно гляди. Со шпилем рядом!
ДАНИК. Ни разу не повод для статьи. Не пойдет. Поеду на интервью о пристреленной собачке. Всё Верка…
(женский голос из-за перегородки) Я все слышу! Едь тогда на ограбление банкомата!
НЕКТО. Я его уже видел…
ДАНИК. То же мне, удивительное-невероятное. Так ты куда отпускные потратил?
НЕКТО. Да никуда не тратил. Дома был.
(Веркин голос). Знаю, как дома! В бане тебя видели!
ДАНИК (Верке). Ты что ли видела?
НЕКТО. Язык бы придержал. Дома, говорю, был.
ДАНИК. Дома в отпуске либо крепкие семьянины, либо нарики с алкашами. Но у последних отпусков нет. А ты у нас свободная душа. Ну-ка, Верка, где там еще его видели? А то он по-пьяни не помнит. (к Некто) Девок на улице не снимал? Или, может, на дом, по телефону вызвал? (Верке) А что, Верка, и дома погулять можно славно! И Египты не нужны.
(Слышится Веркин смех).
НЕКТО (встает из-за стола). Сволочь ты, Даник. Жена у меня умерла (уходит из офиса).
(ВЕРКА показывается из-за перегородки. Переглядывается с ДАНИКОМ).
ВЕРКА (недоумевает). А он что, женат разве был?
ДАНИК (сердито). Был и не позвал друга на свадьбу?
ВЕРКА. Сволочь ты, Даник.
ДАНИК. Продуктивная сволочь. (помолчав) Это, поехал я, репортаж сделаю.
ВЕРКА. Про старушку с пристреленной собачкой или насчет банкомата?
ДАНИК. Про старушку. Все равно настроение уже испортили. Поеду еще на мертвячину гляну.
ВЕРКА. Ты уж там поаккуратнее. Сфотографируй, где крови побольше.
ДАНИК (уходя). А то!
День 2ой. Остров 1ый.
НЕКТО расхаживает по своему маленькому островку.
НЕКТО. Ну, жена умерла, и что дальше? Сколько себя помню, всегда один на этом острове был. Никогда здесь никакой жены не было. Так что тогда изменилось? Ах да, не здесь изменилось - вот здесь! (бьет рукой по груди). Ой, что это? И здесь не больно! Вот незадача. Не орать же мне, в самом деле, «О, как я одинок! Как я не понят!». Хвататься за голову в трагическом порыве мятущейся души, истосковавшейся по милой покойнице. «О, нет мне места одному в этом мире! Он так жесток, так жесток!» Ну, примерно вот так жесток…
(затемнение)
Офис редакции на следующий день. ВЕРКА и ДАНИК. ВЕРКА уткнулась в материал, работает. ДАНИК прохлаждается, прогуливаясь по помещению.
ВЕРКА (не отрываясь от бумаг). Репортаж приготовил?
ДАНИК. Про собаку?
ВЕРКА. Про собаку.
ДАНИК. Тухлое это дело, Верка. И материал получается тухлый. Кому это надо? Ну пристрелил какой-то извращенец собаку на глазах у хозяйки. Так даже в суд подавать не на кого - скрылся.
ВЕРКА. Почему извращенец?
ДАНИК. Давай без подробностей обойдемся. Мне - и то противно.
ВЕРКА. Вот материал потому и дохлый, скучный, что без подробностей.
ДАНИК. Мы ж не «желтая» пресса. Не пристало нам про обезьяну, которую москвич удерживал у себя и …
ВЕРКА. Давай без подробностей.
ДАНИК. Вот видишь.
ВЕРКА. Мог бы про ограбление банкомата написать. Я тебе предлагала.
ДАНИК. А про собаку бы ты поехала?
ВЕРКА. Ну, я.
ДАНИК. Да ты б не выдержала, после Рекса-то.
ВЕРКА. И что, теперь ты мне помогать будешь? А вот парень меня сегодня бросил - тоже поможешь?
ДАНИК. Верка, ты знаешь, я всегда… (пытается приобнять).
ВЕРКА. Да ну тебя! (отталкивает)
ДАНИК. Что, опять после жаркой пятиминутки в клубе расстались?
ВЕРКА. А если б и так? Не язви!
ДАНИК. Верка - ты и есть Верка. Вот я тебя не брошу.
ВЕРКА. Верно, не бросишь: уронишь - подберешь, подберешь - уронишь.
ДАНИК. Плохо, что ли?
ВЕРКА. Да с чего ты взял, что любая с тобой? Что на любых твоих условиях? Что я, вещь тебе?
ДАНИК. Не вещь - главный редактор. Только все равно ты - Верка. И никакая должность тебя другим человеком не сделает.
ВЕРКА. Знаешь, катись отсюда, пока с заявлением не покатился.
ДАНИК. Не покачусь. Сама не захочешь. Я ведь у тебя работник на два фронта - и днем, и …
(ВЕРКА бросает в него папку с бумагами, промахивается).
ДАНИК. Я пошел - сегодня у меня бурная дневная смена.
ВЕРКА. К черту!
ДАНИК уходит из офиса. Усталый и сутулый, в дверях объявляется НЕКТО. Медленно идет к рабочему месту.
ВЕРКА. Думала, не придешь.
НЕКТО. Приду… Пришел. Вот.
ВЕРКА. Мне с тобой не разговаривать? Оставить в покое? Может, отгул дать?
НЕКТО. Дома еще хуже.
ВЕРКА. Знаю, было такое. (садится рядом с Некто). Сидишь перед телевизором. Одна во всей квартире. Света нет. Кажется, вот-вот зайдет он, вот-вот, сейчас. Вроде бы тень мелькнула. Но не заходит. Думаешь, сейчас он будет звать, еду требовать, гулять проситься… (всхлипывает)
НЕКТО. Кто он?
ВЕРКА. Рекс мой… (оборачивается к Некто). Ой!
НЕКТО. Вот и «ой». Дура?
ВЕРКА. Дура…
НЕКТО. Про собаку мне рассказываешь! Посочувствовать решила!
ВЕРКА. Я и хочу. Ну не виновата я. Родители живы. Дедушки с бабушками в моем далеком детстве умерли. Не помню их даже. Парни со мной рядом не задерживаются (всхлипывает).
НЕКТО. Может, ногти не той формы наращиваешь? Видит мужик твои длинные острые, думает - сейчас раздерешь его.
ВЕРКА. Правда? (улыбается)
НЕКТО. А ему ведь домой еще идти. А жена как увидит отметины! Как всыплет ему сковородкой, ну или скалкой!
ВЕРКА. Да, жена…
НЕКТО. Жена…
ВЕРКА. У тебя так было?
НЕКТО. Всякое было. Я не идеален. Если что, меня карябай. Мне бояться некого.
ВЕРКА. Боялся?
НЕКТО. Нет.
ВЕРКА. Думаешь, только женатый попадется?
НЕКТО. Конечно. Самое страшное с ним уже случилось, и женщин он теперь не боится. Боится только следов