Читальня: Св.Игнатий Брянчанинов "Полное собрание творений" ("Цитата из Библии")

Mar 09, 2013 00:39


В общем, хочу уже давно рассказать о таком проекте, софте для работы с Библией - "Цитата из Библии" (или BibleQuotes, a еще короче и по панибратски - BQT), но все хотел начать с заметке о том, как в ней работать и скрытых возможностях, и дальше, как самому делать для нее модули, т.к. лежит огромное количество святоотеческих трудов, и ждет своего времени (я имею больше в виду комментарии Св.Отцов к Писанию, т.к. как раз "Цитата из Библии" помогает очень удобно и легко совмещать чтение Библии с комментариями).

Но все хотел и хотел, но уже как-то или год, а может то ли два уже прошло, а за это время сделал несколько нужных модулей, в том числе и по о.Даниилу (пару моих модулей можете найти в сети: "Псалтырь в святоотеческом изъяснении" и "Св.Василий Кинешемский "Беседы на Евангелие от Марка""), а так и до последних астероидов не дотянешь.

И вот по случаю, по просьбе msout, сделал модуль с полным собраний творений Св.Игнатия Брянчанинова,  и по случаю слепил маленький сайт "Православная Цитата" BQT (http://ortodoxbqt.cerkov.ru/), где можно будет модули выкладывать. Пока там только один.

Итак: "Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том I-VIII."  (модуль скачивайте по ссылке).

Святого Игнатия Брянчанинова нет особой нужды представлять, однозначно его "Аскетический опыт" в двух томах, из категории "must read". В сети есть в аудио-версии.

Как-то, тоже год назад, собирался выложить наиболее яркие цитаты, но на этом так и застопорилось, теперь есть повод, оказывается, все-таки много собралось.

Св.Игнатий БрянчаниновПочему без Христа добро - это величайшее зло

"Слепы те, которые дают важную цену так называе­мым ими добрым делам естества падшего. Эти дела имеют свою похвалу, свою цену, во времени, между человеками, но не пред Богом, пред Которым вси уклони­шася, вкупе непотребни быша (Рим.3:12). Уповающие на добрые дела естества падшего не познали Христа, не поняли Таинства Искупления, увязают в сетях собственного лжеумствования, воздвигая против своей полумертвой и колеблющейся веры нелепое возражение: «Неужели Бог так неправосуден, что добрых дел, совершаемых идолопоклонниками и еретиками, не вознаградит веч­ным спасением?» Неправильность и немощь своего суда эти судьи переносят на суд Божий.

Когда бы добрые дела по чувствам сердечным дос­тавляли спасение, то пришествие Христово было бы излишним, искупление человечества страданиями и крестной смертью Богочеловека ненужным, заповеди евангельские были бы не нужны. Очевидно, что признающие спасение возможным при одних делах падше­го естества, уничтожают значение Христа, отвергают Христа".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетический опыт" т.1 гл. "Вера и дела").



"Дела мнимо добрые, по влечению падшего есте­ства растят в человеке его Я, уничтожают веру во Хри­ста, враждебны Богу; дела веры умерщвляют самость в человеке, растят в нем веру, возвеличивают в нем Христа".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетический опыт" т.1 гл. "Вера и дела").

"Вне христианства нет добродетели, достойной Неба! «Благое, - сказал преподобный Марк Подвижник, - не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе» [Добротолюбие. Ч. 1. О Законе Духовном, гл. 2.]. Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро, по большей части, едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как засвидетельствовал Сам Бог: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его ["помышление сердца человеческого - зло от юности его (Быт. 8. 21)"]. Вы зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим [будучи злы, умеете даяния благая давать детям вашим (Лк. 11. 13)]. Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы повапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетическая проповедь" гл. "Поучение в Неделю о самарянине О поклонении Богу Духом и Истиною") .

О "добрых делах" мусульман, атеистов, язычников и прочих:

"Добродетели, и общественные и частные, истекающие из падшего человеческого естества, утратили по вочеловечении Бога значение: они заменены великим делом Божиим - верою в Того, Егоже посла Бог. В этом великом деле Божием заключается и спасение, как засвидетельствовал Сам Спаситель: "Се же есть живот вечный (спасение), да знают Тебе, единого истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа". Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего. Как падение наше состоит не в истреблении добра из естества нашего - это отличительный признак падения отверженных ангелов - а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом, то падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели. Совершают их язычники, магометане и все, чуждые Христа. Добрые дела и добродетели эти, как оскверненные примесию зла, недостойны Бога, препятствуют общению с Ним, противодействуют спасению нашему. Отвергнем это мнимое добро, или, правильнее сказать, это ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО! Отвергаем деятельность падшего естества! предадимся деятельности, заповедуемой нам Верою во Христа! престанем проводить жительство по указаниям нашего падшего разума, по влечению нашего падшего сердца! начнем проводить жительство по указанию евангельских заповедей, по требованиям воли Божией. Жительствуя так, спасемся".

Св.Игнатий Брянчанинов,
"Аскетический опыт" т.2 гл.Слово о спасении (часть первая).

"Молитвы и милостыни Корнилия были так сильны, что милосердый Господь призрел на них; но они, сами собой, не доставили спасения Корнилию. Они соделали его способным уверовать во Христа, а вера во Христа доставила ему спасение. Вот точная оценка добру падшего естества! тогда имеет цену это добро, когда оно приводит ко Христу. Когда же оно, удовлетворяясь собою, отлучает от Христа, тогда оно делается величайшим злом, отнимает у нас спасение, даруемое Христом, спасение, которого оно, само собою, никак подать не может".

Св.Игнатий Брянчанинов,
"Аскетический опыт" т.2 гл.Слово о спасении (часть первая).

"Подобно действию естественного добра действие Ветхого Завета. Уклонение от него до пришествия Христова было отступлением от Бога; желание остаться при нем, по пришествии Христа, соделалось отступлением от Бога".

Св.Игнатий Брянчанинов,
"Аскетический опыт" т.2 гл.Слово о спасении (часть первая).

О вере не по разуме

"Мирские люди и многие монашествующие, по незнанию своему, очень похваляют такую ревность, не понимая, что её источники суть самомнение и гордость. Эту ревность они величают ревностью по вере, по благочестию, по церкви, по Богу. Она заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения.

Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами.

Подобает помнить заповедание Спасителя: “Что же видиши сучецъ, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоемъ, не чуеши? Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучець изъ очесе твоего: и се бревно въ оце твоемъ? Лицемере, изми первее бревно изъ очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего” ( Матф. VII, 3-5.)".

"Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу, немедленно вводит в разнообразное заблуждение, оканчивается повреждением и гибелию души. Мы будем доказывать это Священным Писанием и писаниями святых Отцов; будем говорить, что шествие ко Христу начинается и совершается под водительством страха Божия; наконец, покажем, что любовь Божия есть тот блаженный покой в Боге, в который входят совершившие невидимый путь к Богу".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетический опыт" т.2 гл. " Слово о страхе Божием и о любви Божией ").

" Деяние креста - сугубо, сообразно составу естества, разделяемому на две части. Одно состоит в претерпении скорбей телом, совершается действием душевной силы ревности, и называется собственно деяние. Другое же приобретается тонким деланием ума, непрестанным помышлением о Боге и пребыванием в молитве, что совершается силою желания, и называется видение. Первое, то есть деяние, очищает страстную часть души силою ревности, второе же очищает мысленную часть души действием душевной любви или вожделением душевным. Каждый, прежде совершенного обучения в первой части, переходящий ко второй, увлекаясь ее сладостию, чтоб не сказать от лености, подвергается гневу за то, что, не умертвив прежде уды свои, яже на земли [ 86], то есть не уврачевав немощи помыслов терпеливым пребыванием в делании крестного поношения, дерзнул возмечтать в уме своем славу креста. Сие-то значит сказанное древними Святыми: «Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели исцелятся чувства от немощи, то постигает его {стр. 56} гнев Божий. Восхождение на крест тогда навлекает гнев, когда совершается не первою частию терпения скорбей или распятием плоти, но стремлением к видению, второю частию, имеющей место по исцелении души. Такового ум осквернен постыдными страстями и устремляется к мечтам и помыслам самомнения. Ему заграждается путь запрещением, потому что он не очистил сперва скорбями ум, не покорил плотских похотений, но от слуха и буквы устремился прямо вперед, в путь, исполненный мрака, будучи сам слеп. И те, у которых зрение здраво, которые исполнены света и стяжали наставников, исполненных благодати, и те бедствуют и днем и ночью; очи их исполнены слез; в молитве и плаче они трудятся день и ночь по причине опасностей путешествия, по причине стремнин, более страшных, встречающихся им, по причине образов истины, оказывающихся перемешанными с обманчивыми призраками ее. Божие, говорят Отцы, приходит само собою, когда ты не ожидаешь его. Так! но если место чисто, а не осквернено» [Св.Исаак Сирин "Слово 2"]".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетический опыт" т.2 гл. "Слово о страхе Божием и о любви Божией ").

О молитве и посте

"Молитва - бессильна, если не основана на посте, и пост - бес­плоден, если на нем не создана молитва (Преподобный Марк Подвижник. Слово 8 о пощении и смирении).Пост отрешает человека от плотских страстей, а молитва борется с душевными страстями, и, победив их, проникает весь состав человека, очищает его; в очищенный словесный храм она вводит Бога.Кто, не обработав земли, засевает ее, тот по­губляет зерна, и вместо пшеницы пожинает терние. Так и мы, если будем сеять семена молитвы, не ис­тончив плоти, то вместо правды плодопринесем грех.Молитва будет уничтожаться и расхищаться различ­ными суетными и порочными помышлениями и меч­таниями, оскверняться ощущениями сладострастны­ми. Плоть наша произошла от земли и, если не возде­лать ее подобно земле, никогда не может принести плода правды (там же).Напротив, если кто обработает землю с великим тщанием и издержками, но оставит ее незасеянною, то она густо покрывается плевелами. Так, когда тело будет истончено постом, а душа не возделается молит­вою, чтением, смиренномудрием, тогда пост делается родителем многочисленных плевелов - душевных стра­стей: высокоумия, тщеславия, презорства (там же)".

(Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт", глава "Пост").

О духовном борении

"Преподобный Агафон, инок Египетского Скита, будучи спрошен, что важнее, телесный ли подвиг или подвиг внутренний, отвечал: «Человек подобен древу; телесный подвиг по­добен листу древа, а внутренний - плоду. Но как в Пи­сании сказано, что всяко древо, не творящее плода добра, посекается и во огнь вметается (Лк.3:9), то из этого явствует, что все тщание наше должно быть о плоде, то есть о хране­нии ума. Нужно и то, чтоб древо было покрыто и укра­шено листьями, чем изображается телесный подвиг» (Патерик Скитский). «О чудо! - восклицает блаженный Никифор Афонский, приведши слова преподобного Агафона в своем сочине­нии о духовном подвиге, - какое изречение произнес этот святой против всех, не хранящих ума, а уповаю­щих на одно телесное делание! Всяко древо, не творящее плода добра, то есть блюдения ума, а имеющее один только лист, то есть телесный подвиг, посекается, и во огнь вметается. Страшно, отец, твое изречение!"

(Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт" т.1, глава "О молитве Иисусовой вообще")

Наружные искушения доставляют познание Бога явлением Промысла Его о нас, доставляют веру в Промысл Божий, внушают сердцу страх Божий и благоговение к Богу, как к видящему и видимому, склоняют человека к жительству по заповедям Божиим, к уклонению от греха, которым прогневляется Бог. Искушения душевные доставляют более глубокие познания. И подвергаются этим искушениям, деятельному учению и вразумлению ими наиболее и почти единственно те служители Божии, которые всецело посвятили себя служению Богу и занимаются в безмолвии умною молитвою, раскрывающею пред человеком его душу. Сходящии в море сердечное в кораблях, то есть под руководством Слова Божия и Церковного Предания, отнюдь не при посредстве произвольного умствования и подвига, творящии делания в водах многих, в помышлениях и ощущениях сердечных, тии видеша дела Божия [Господня], и чудеса Его во глубине сердечной. В премудрых и всеблагих видах Бог попускает человеку внутреннюю борьбу: рече, и ста дух бурен, и вознесошася волны его: восходят до небес и нисходят до бездн. От ужасного волнения чувствований, произведенного помыслами бесовскими - этим духом бурным - душа подвижников в злых таяше: они смятошася, подвигошася, и вся мудрость их {стр. 182} поглощена бысть по причине мрака, произведенного бурею, по причине нашествия многих тяжких размышлений, по причине ужасного смущения, по причине недоумений, не разрешимых человеческим разумом. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их изведе я. И повеле бури, и ста в тишину, и умолкоша волны его. После внутренней борьбы обыкновенно даруется духовное утешение: И возвеселишася, яко умолкоша, и настави их в пристанище хотения Своего. Обученные внутренними бранями стяжевают познание всесвятой воли Божией, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем; душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение в своем спасении. Тайнонаученные Господом познанию добра и зла, из опытного ощущения в себе греховного действия и действия благодатного, которым уничтожается действие греховное, исповедят Господеви милости Его в молитвах своих, исполненных благодарения и славословия, исповедят чудеса Его сыновом человеческим, братии своей в душеполезных беседах. Они вознесут Его в церкви людстей, и на седалищи старец восхвалят Его".

Св. Игнатий (Брянчанинов)
("Аскетическая проповедь" гл. "Бог - помощник человека в скорбях его ").

"Весьма ошибочно поступают те, которые, находясь под властию страстей, требуют от себя бесстрастия. При таком неправильном требовании от себя, происходящем от неправильного понятия о себе, они приходят в необыкновенное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех. Они приходят в уныние, в безнадежие. Им представляется, по неправильному взгляду их на себя, проявление греха чем-то необычным, чем-то совершающимся вне порядка. Между тем, проявление греха в помыслах, чувствованиях, словах и делах (здесь говорится не о смертных грехах и не о грехах произвольных, но об увлечениях) есть проявление логичное, естественное, необходимое. "Если страсть тревожит нас, - говорит преподобный авва Дорофей, - то мы не должны этим смущаться: смущаться тем, что тревожит нас страсть, есть дело неразумия и гордости, и происходит от того, что мы не знаем своего душевного состояния и избегаем труда, как сказали Отцы. Потому мы и не преуспеваем, что не знаем меры нашей и не имеем терпения в начинаемых нами делах, но без труда хотим приобрести добродетель. Чему удивляется страстный, когда страсть тревожит его? зачем смущается? Ты стяжал ее, имеешь в себе и смущаешься! принял в себя и залоги ее, говоришь: зачем она тревожит меня? Лучше терпи, подвизайся и моли Бога"".

Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт" т.2 (гл."О состоянии и падении человека").

"Тщетно, научаемый Словом Божиим, я признаю правильными только те помышления, на которые ты, душа, отвечаешь состоянием глубокого спокойствия, смирения, любви к ближним; тщетно я убежден, что все помышления, не только производящие в тебе мучение и расстройство, но и соединенные с малейшим смущением, с малейшим ожесточением твоим, чужды истине, вполне ложны, обманчивы, гибельны, какой бы личиною праведности они ни были прикрыты. Тщетно это знание! тщетен этот верный признак, с решительностью отделяющий в мире духов добро от зла!"

Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт" т.2 (гл."Совещание души с умом").

"Знай, что все страсти и все падшие духи находятся в ближайшем сродстве и союзе между собою. Это сродство, этот союз - грех. Если ты подчинился одной страсти, то чрез подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. Если ты попустил пленить тебя одному духу злобы, собеседованием с влагаемыми им помыслами и увлечением этими помыслами или мечтаниями, то ты поступил в рабство ко всем духам. По побеждении твоем, они будут передавать тебя друг другу, как пленника [прим. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 8, гл. 1. Этот глубоко вникавший в себя инок говорил: «Иногда вижу себя подобным коню, блуждающему без всадника: кто найдет его, садится на него; когда же сей отпустит, то схватывает другой, и равным образом садится на него»]. Этому учат святые Отцы, этому учит самый опыт. Замечай за собою, и увидишь, что, допустив себе в чем-либо победиться произвольно, вслед за тем, в совсем ином, в чем бы ты и не хотел уступить победы, будешь побеждаться невольно; дотоле, доколе тщательным покаянием не восстановишь своей свободы".

Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт" т.2 (гл."Слово о молитве умной, сердечной и душевной").

О прелести. Патерик.

"Некоторый египетский инок, в начале IV века, сде­лался жертвою ужаснейшей бесовской прелести. Пер­воначально он впал в высокоумие, потом, по причине высокоумия, поступил под особенное влияние лукавого духа. Диавол, основываясь на произвольном высоко­умии инока, озаботился развить в нем этот недуг, чтоб при посредстве созревшего и окрепшего высокоумия окончательно подчинить себе инока, вовлечь его в ду­шепогибель.

Вспомоществуемый демоном инок достиг столь бедственного преуспеяния, что становился босы­ми ногами на раскаленные угли и, стоя на них, прочи­тывал всю молитву Господню Отче наш.

Разумеется, люди, не имевшие духовного рассуждения, видели в этом действии чудо Божие, необыкновенную святость инока, силу молитвы Господней и прославляли инока похвалами, развивая в нем гордость и способствуя ему губить себя. Ни чуда Божия, ни святости инока тут не было: сила молитвы Господней тут не действовала: тут действовал сатана, основываясь на самообольщении человека, на ложно направленном произволении его; тут действовала бесовская прелесть.

Спросишь: какое же значение имела в бесовском действии молитва Гос­подня? Ведь прельщенный читал ее и приписывал дей­ствию ее совершавшееся чудо. Очевидно: молитва Гос­подня не принимала тут никакого участия: прельщен­ный, по собственному произволению, по собственному самообольщению и по обольщению демонскому упот­ребил против себя духовный меч, данный человекам во спасение. Заблуждение и самообольщение еретиков всегда прикрывались злоупотреблением слова Божия, прикрывались с утонченным лукавством: и в повеству­емом событии заблуждение человеческое и бесовская прелесть, с тою же целью, прикрывались коварно мо­литвою Господнею. Несчастный инок полагал, что он стоит на раскаленных углях босыми ногами по дей­ствию молитвы Господней, за чистоту и высоту своей подвижнической жизни, а он стоял на них по действию бесовскому.

Точно таким образом самообольщение и бесовская прелесть прикрываются иногда как бы дей­ствием молитвы Иисусовой, а неведение приписывает действию этой святейшей молитвы то, что должно приписывать совокупному действию сатаны и челове­ка, человека, предавшегося руководству сатаны. Упомя­нутый египетский инок перешел от мнимой святости к необузданному сладострастию, потом к совершенному умоисступлению и, кинувшись в разжженную печь об­щественной бани, сгорел. Вероятно: или объяло его отчаяние, или представилось ему в печи какое-либо об­манчивое привидение (Четьи-Минеи. Житие преп. Пахомия Великого, 15 мая)".
(Св.Игнатий Брянчанинов
"Аскетический опыт" гл."О молитве Иисусовой вообще")

(Прим.: вся подборка не вошла, поэтому читайте полностью на "Православной Цитате" BQT)

Рубрика:
"Цитата из Библии" BQT
"Читальня"

Доп.тег:
цитата

8 марта 2013
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

добрые дела, грех/уныние, ересь, спасение, духовная борьба, общество, "Православная Цитата", bqt, цитата, Церковь, пост, Божий промысел, добро&зло, патерик, Св.Игнатий Брянчанинов, читальня, семья, молитва

Previous post Next post
Up