В 4-м веке полуарианство на Востоке можно было шить смело почти каждому, кроме таких столпов веры как свт. Афанасий. Евсевий Кесарийский, немного посомневавшись, одобрил выражение "единосущный" и даже написал в родную епархию объяснительное письмо на эту тему. А поддержка Оригена тогда преступлением не была.
В wiki написано, что он участвовал в изгнании Св.Афанасия.
А поддержка Оригена тогда преступлением не была. __ Ну, естественно, но это больше всего удивляет - неужели все так просто принимали оригенизм и не смущались? Кстати, а Св.Афанасий, что говорил относительно самого Оригена.
P.S. А с чем связанны твои обширные познания по Евсевию?
Вот это уже нехорошо, конечно, но не нам судить. Насколько я знаю, формально он не анафематствован (хотя в английской вики написано, что патриарх Никифор писал о нем как о еретике). А оригенизм по Востоку очень сильно расплодился, причем даже среди духовно опытных людей --- Евагрия мы уже где-то обсуждали, кажется.
Не скажу, что обширные (они за пределы вики не выходят), просто интересно было что-то узнать про автора самого раннего из дошедших трудов по истории Церкви.
Я дочитываю полное собрание сочинений Афанасия, и Оригена он упоминает только в одном месте, где (с уважением, впрочем) критикует его трактовку стиха про хулу на Св. Духа (Ориген считал, что крещенный христианин, совершая любой смертный грех, хулит Духа, т.е. практически отвергал возможность покаяния). Но ни учение Оригена о Троице, ни предсуществование душ, ни апокатастасис вообще не затрагивается.
Что тут не так. Или эти произведения не были известны, или какая-то другая должна быть причина. Не могли же потом приписать эти творения Оригену, и за них Церковь его осудила.
Просто тогда эти вопросы не были в центре догматической мысли. Для Афанасия задачей номер один была борьба с арианством и аполлинарианством, остальное его в тот момент не так волновало.
(The comment has been removed)
P.S. Но все-таки ощущается третий век - Ориген еще не осужден и он его очень хвалит. На wiki тоже пишут, что он был полe-арианином.
Reply
Reply
А поддержка Оригена тогда преступлением не была.
__
Ну, естественно, но это больше всего удивляет - неужели все так просто принимали оригенизм и не смущались? Кстати, а Св.Афанасий, что говорил относительно самого Оригена.
P.S. А с чем связанны твои обширные познания по Евсевию?
Reply
Не скажу, что обширные (они за пределы вики не выходят), просто интересно было что-то узнать про автора самого раннего из дошедших трудов по истории Церкви.
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment