"посему прибавить или убавить (в таинство крещения) что-нибудь,
значит явным образом отпасть от вечной жизни".
Св.Василий ВеликийЭту тему поднял еще покойный о.Даниил Сысоев о том, что крещение, которое не совершенно через троекратное погружение в воду во имя Отца, Сына и Св.Духа, не действенно, не имеет силу. Странно видеть, как его достаточно основательная и аргументированная статья
"МОЖНО ЛИ ПРИЗНАВАТЬ КРЕЩЕНИЕ РАДИКАЛЬНЫХ ПРОТЕСТАНТОВ?" подвергается критике и сомнению. Особо проявляют себя православные маргиналы, которые говорят, что суть таинства крещения, нисколько не зависит от формы крещения. Как сказал мне один такой маргинал, когда мы обсуждали практику приема еретиков в Церковь и кого крестят при этот и кого нет: "вопрос не в форме таинства, а в церковности общины".
На что можно привести цитату того же о.Даниила Сысоева с диспута со старообрядцами, где, естественно, поднимался вопрос о форме и содержании таинства:Какая же связь между формой и содержанием? Часто несправедливо ругают схоластику, а ведь ругают её за точность выражения. Хотя отец Александр Шмеман и говорит, что в Таинстве преодолевается разница между телом и духом; скажу сразу - разница не преодолевается. Человек остается и телом и духом сразу. И эта двойственная природа задумана Богом.
Безусловно, внешняя форма совершения таинств важна, она совершенно необходима, и, как говорил святитель Феофан Затворник, наш новообрядческий святой, всякий обряд может изменяться, кроме формы совершения Таинства. Что есть самые главные вещи? Что есть главное таинство? Если мы обратимся к Новому Завету, то увидим, что даже установительные слова Спасителя сохранились различные в различных Евангелиях, но имеют единый смысл. Крещальная формула в Апостольских постановлениях, сохранившаяся у некоторых древних святых была в другой форме. Но не менялось содержание - крещение во имя Троицы. Любое иное крещение, не во имя Троицы, отвергалось.
Но суть не в этом. Отец Даниил, в вышеназванной работе, ссылался на послание Св.Василия к Амфилохию, но, у многих, так понимаю, складывается такое ощущение, что это какой-то формализм, типа вот Православная Церковь так решила, на базе какого-то дедовского предания (хотя, 3-х кратная форма крещения идет от самих апостолов, о чем говорил о.Даниили, и упоминается уже в 1-м веке в "Дидахе"), поэтому, думаю, стоит прочесть весь отрывок Св.Василия на эту тему, тем более, что в протестантских кругах, сейчас набирает обороты новомодная фишка - унитаризм (отход от Троицы).
Св.Василий Великий. "О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому".
Глава 12 Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа.
Никого да не вводит в обман у Апостола то, что, упоминая о крещении, нередко умалчивает он об имени Отца и Святого Духа, и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать призывания имен. Сказано: елицы во Христа крестистеся; во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). И еще: елицы во Христа крестистеся, в смерть Его крестистеся (Рим. 6, 3). Это потому, что наименование Христа есть исповедание всего, оно указывает и на помазующего Бога, и на помазанного Сына, и на помазание - Духа, как учат нас Петр в Деяниях: Иисуса, Иже от Назарета, Егоже помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38), и Исаия: Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя (Ис. 61, 1), и Псалмопевец: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44, 8).
Притом видим, что Апостол, говоря о крещении, упоминал иногда и об одном Духе. Ибо говорит: вси во едино тело единем Духом крестихомся (1 Кор. 12, 13). А с сим согласно и следующее: вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1, 5), и: Той вы крестит Духом Святым (Лк. 3, 16). Но на сем основании никто не назовет совершенным крещения, в котором призвано только имя Духа. Ибо надобно, чтобы предание, сообщенное в животворящей благодати, всегда пребывало ненарушимо. Избавивший жизнь нашу от тления дал нам силу обновления, которая, хотя имеет причину неизъяснимую и заключающуюся в таинстве, однако же приносит душам великое спасение, посему прибавить или убавить что-нибудь значит явным образом отпасть от вечной жизни.
А поэтому, если отлучение Духа от Отца и Сына в крещении опасно крещающему, и не полезно приемлющему крещение, то как же мы ненаказанно можем отторгать Духа от Отца и Сына? Вера и крещение - суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою, а та и другое исполняются одними и теми же Именами. Как веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание, вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее собою наше согласие на исповедание.
12 ноября 2012
"Записки мирянина"
www.dralexmd.livejournal.com
http://vk.com/note4257773_11661237