Будь внимателен к себе, чтобы не вдаться тебе когда либо в леность;
потому что преобладание лености - начало погибели.
Подражай пчеле, и всмотрись в дивную ея тайну,
как с разсеянных по земле цветов собирает она свое произведение.
Проникни мыслию своею на эту ничтожную тварь.
Если собрать всех мудрецов земли, всех философов во вселенной,
то не в силах они будут сделать понятною мудрость ея.
И всякий разумный человек, видя труды ея, прославляет Создателя Бога,
изумляясь, что от такой малой твари выходит столько мудрости.
Подобно сему и ты, возлюбленный мой, будь как пчела,
и из Божественных Писаний собери себе богатое
и некрадомое сокровище, и предпошли оное на небо.
Св.Ефрем Сирин
В прошлой заметке
"Пчелы. Последняя жара", рассказывал, как водные запасы Василины облепили пчелы и как с интересом наблюдал за этим полосатым аэрофлотом. Теперь пришла очередь поговорить о мухах.
Как-то сразу после очередной заметки, которые писал там у матуши Василины, я пошел к рукомойнику освежиться, от испепеляющей жары. И тут, вдруг как мухи, стали подкатывать слева тщеславные помыслы: "Вот, какую ты просто замечательную цитату Св.Иоанна Златоуста нашел. Ну кто ее вообще найдет, кроме тебя? И так прямо тютелька в тютельку. Кто вообще сейчас читает этот том Св.Иоанна Златоуста?" Т.е. мухи налетели даже не по поводу самой заметки, а лишь по одной, включенной цитате. Ясно от кого летят такие рогато-лохматые мухи. От мух нужно отмахиваться. Вроде бы отмахнулся и забыл, но.. Сами мухи вообще весьма приставучные, иногда даже противно кусаются, а здесь действие даже намного более тонкого характера, вначале даже и не понимаешь насколько серьезный яд они таят в себе, эти "мухи" действуют весьма незаметно, осторожно и ненавязчиво, чтобы не выдать себя, свой источник и расположение - так может нашептывать только змий, скрывающийся в листьях дерева, нашептывать в ухо самого сердца [см.заметку:
"Молитва - это вопль Адама к Богу. Размышления над книгой Бытия - Эдем и земля, как душа человека"]:"Но скоро нашло к нему доступ и побеседовало с ним лукавое слово - Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его и объяло все его существо. А по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякою душою и вследствие его преслушания так изгладила весь Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам".
Макарий Египетский, "Духовные беседы"
И вот взял я маленькую кружку, а ее забыли перевернуть, осталось в ней немного воды, и залезли в нее с десяток пчел. Кружка хоть маленькая, чай не захлебнулись. Я их разогнал, а одна все никак не может выйти из кружки - словно прилепилась, да и вообще не особо шибко старалась улететь. Решил ей помочь - протянул палец, чтобы она легче выкарбкалась, и она тут же вскарабкалась мне на тыльную сторону ладони и... не улетает. Интересно мне это стало. Смотрю на нее, жду, когда улетит. Нет, стоит и не шевелится. Сама простота и невинность. А тут вдруг с другого края ладони, плюхнулась нагло муха, кстати, тоже полосатая, только в отличии от пчелы, серая.
Интересно мне это стало. Пчела и муха. Правая ладонь. Ничего случайного нет. Столько аллегорий, но что конкретно? К чему это? "Человек той же рукой может делать и добрые дела, и тут же худые. Хорошо, но мне как-то равнодушно. Ну, и ладно. Это просто муха и пчела". И пчела и муха, словно по команде взлетели, каждая в свою сторону.
Я подошел к беседке, к своему ноутбуку, и оттуда, из его динамиков, звучал ответ:
1. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели.
2. Сливается (и делается невидимою) черта, проведенная на воде; и труд добродетели - в душе тщеславной.
3. Бела рука, скрытая в недре, - и скрываемое дело сияет блистательнее света.
4. Плющ обвивается около дерева, и когда достигнет вершины, сушит корень; а тщеславие прививается (приростает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения.
Св.Нил Синайский
P.S. Жажда Божьего словаКстати, пока писал эту заметку, и все посматривал на большую кружку впереди, которую облепили пчелы, вот только сейчас задался вопросом, а почему мухи также, как пчелы, не роятся сейчас вокруг воды? Ведь они тоже должны жаждать в эту тотально испепеляющую жару. И тут же вспомнил, где они роятся... в туалете. Каждому свое - одни жаждут в поисках чистой воды, другие вполне удовлетворяются нечистотами [см.заметку:
"[простыми словами]: Чем отличаются мощи от мумии. Нравы Др.Египта. Солкин-гейт"]. Так и люди - одни жаждут Слова Божьего, и припадывают устами к колодцу чистой воды, другие упиваются гнилыми пошлостями, мутными ересями, "Камеди клабами", "Мадоннами", "Риханами" и прочими пирожными с жидо-масонских фабрик корпорации "Хлеба и зрелищ". 11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
(Иоан.4:11-15)
Пчела и муха, муха и пчела. У Бога нет ничего случайного - во всем есть смысл, везде открыты страницы Книги Жизни - книги наставлений, Книги выбора, куда тебе идти - налево или направо, направо или налево, быть пчелой или мухой, мухой или пчелой.
Что для тела пища, то для души изучение божественных вещаний; ибо "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих" (Матф. 4:4). Посему те, которые не участвуют в этой трапезе, обыкновенно испытывают голод. Послушай, как Бог угрожает этим голодом и ставит на ряду с наказанием и мучением: "пошлю на них", говорит Он, "не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних" (Амос. 8:11). Не безумно ли для избежания телесного голода делать все и принимать все меры, а душевный голод добровольно навлекать на себя, тогда как он тем тяжелее, чем больший от него бывает вред? Нет, прошу и убеждаю вас, не будем так худо относиться к самим себе, но будем предпочитать пребывание здесь всем занятиям и заботам. Столько ли, скажи мне, ты приобретешь, оставляя собрание, сколько потеряешь и для себя и для всего дома? Хотя бы ты мог найти целое сокровище золотое и ради него оставил это собрание, и тогда ты потеряешь больше, и настолько больше, насколько духовные блага выше вещественных. Последние, хотя бы они были многочисленны и стекались со всех сторон, не будут сопровождать нас в будущую жизнь, не переселятся с нами на небо и не предстанут перед страшным престолом, но часто еще прежде нашей смерти оставляют нас и исчезают; если же и останутся до конца, то при смерти непременно отнимутся. А духовное сокровище есть приобретение неотъемлемое; оно повсюду следует за нами и на пути и при отшествии нашем, и доставляет нам великое дерзновение перед престолом Божьим.Св.Иоанн Златоуст, "Против Аномеев: Слово одиннадцатое"
Сейчас уже жаждут пчелы, но скоро наступит тотальная, испепеляющая жажда Божьего слова. Больше не останется чистых источников, прозрачной, кристальной воды Божьего слова - все иссохнут [см.заметку:
"[no matrix]: 451 по Фаренгейту: почему сжигают библиотеки. Книга Элая. Тонкая грань Иллюзии]". Не просто, как Божье наказание, а потому, что людям оно уже совершенно не нужно будет - зачем бросать бисер свиньям. Не Бог по злобе Своей, как говорят святые - "да не будет!", а потому, что люди оскотинились, ибо человек без Слова Божьего возвращается в животное состояние. Не потому, что человек создан из обезьяны, как уже вещают современные москальские "богословы" [см.заметку:
"Московская Духовная Академия (МДА) рассадник ересей. "Православная" эволюция"], вкупе с "диаконом всея Руси", а потому, что душа человека, такая, как у животных, только в нее Господь, вдул еще "дух", то, что и делает нас человеком.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)
Дух нас призывает на Небеса, к Богу. Если не питать, не наполнять свой дух живительной водою вечной Св.Духа, человек, из "разумного животного", как называет Св.Антоний Великий, "потому что имеет ум и способен приобретать познания", прежде всего божественного познания, становится обычным животным, ничем не отличающийся от братьев меньших, живущих по инстикту.
...мы, когда не будет знания, совершенно погибнем, все у нас исчезнет, и мы будем нисколько не лучше бессловесных, но еще гораздо хуже; потому что мы превосходим их разумом, а во всем прочем телесном много уступаем им.Св.Иоанн Златоуст, "Против аномеев: Слово первое"
А животных, как правило, откармливают на убой [см.заметку:
[простыми словами]: Миссия Христа, как спасение людей [part1]: Восстание рабов. Побег из Города Грехов].
[Читальня]
...о ты слушшаешшь Св.Нила Синайского... жу-жу... жжжшшшш....
Св.Нил Синайский "О тщеславии" О тщеславии (Ч. 1, 217).
1. Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели.
2. Сливается (и делается невидимою) черта, проведенная на воде; и труд добродетели - в душе тщеславной.
3. Бела рука, скрытая в недре, - и скрываемое дело сияет блистательнее света.
4. Плющ обвивается около дерева, и когда достигнет вершины, сушит корень; а тщеславие прививается (приростает) к добродетелям и не отстает от них, пока не отнимет от них всего значения.
5. Грозд винограда, до земли спустившийся, или прилегший к земле, легко загнивает; гибнет и добродетель, ко тщеславию прильнувшая.
6. Тщеславный монах - безплатный работник, - несет труд, а награды не получит.
7. Дырявый мешок не сохраняет в себе того, что вложено, и тщеславие губит мзду добродетелей.
8. Воздержание тщеславнаго - дым из печи; и то и другое разсеявается в воздухе.
9. Ветер заметает след человека, и тщеславие (в ничто обращает) милостыню.
10. Камень, как сильно ни брось его, не достигает до неба, - и молитва человекоугодника не взойдет на небо.
11. Тщеславие есть подводный камень; если об него ударишься, погубишь груз.
12. Муж благоразумный скрывает сокровище, а благомысленный монах - труды добродетели.
13. На стогнах молиться советует тщеславие; но воюющий с тщеславием молится в клети своей.
14. Человек безразсудный всенародно объявляет о своем богатстве и многих возбуждает к злоумышлению против себя; а ты, идя путем, где есть разбойники, скрывай, что имеешь, пока не придешь в град мира и там не начнешь безопасно пользоваться своим добром.
15. Добродетель тщеславнаго - жертва сокрушенная, каковой жертвы не следует приносить на олтарь Божий (Лев. 22, 22).
16. Уныние разслабляет душевную силу, а тщеславие болезненнаго делает здоровым, старика более сильным, чем юноша, если только много свидетелей того, что делается: тогда легки и пост, и бдение, и молитва; потому что похвала многих возбуждает усердие.
17. Не предавай трудов за славу человеческую и не отдавай будущей славы за похвалу ничего не стоющую; ибо слава человеческая обращается в прах и молва ея замирает на земле, а слава добродетели пребывает во веки.
18. Истинная добродетель не ищет людской похвалы и не услаждается почестию - этою матерью зол (1, 226).
19. Начало почести - человекоугодие, а конец ея - гордость.
20. Домогающийся почестей сам в себе высится и таковый не имеет переносить уничижения.
21. Да будет для тебя честию труд в добродетелях, а безчестием похвала - взысканная (1, 227).
22. Не ищи славы от плоти - ты, возревновавший отрешиться от страстей плоти, но взыскуй лучшаго, - и это будет тебе в славу.
23. Желающий быть в почете завидует тому, кто превосходит его славою, присоединяя к сему завидованию еще и ненависть.
24. Побежденный сильным желанием почета не терпит, чтобы кто либо был ему предпочтен, но себе восхищает первенство, чтоб не показаться низшим кого либо.
25. Не терпит он, чтоб того, кто превосходит его, чтили и в отсутствие его, - и славу трудов его представляет обыкновенно ничего не значущею.
26. Поношение для славолюбиваго - жесточайшая рана, - и не может он избежать ненависти к поносителю.
27. Славолюбивый - в рабстве у жестокой госпожи, - и перепродается многим деспотам - превозношению, зависти, ревнивости и всем толпам духов; а кто духа честолюбия поражает смирением, тот прогоняет целый полк демонов.
28. Кто по смирению делает себя рабом всякаго, тот уподобляется смирившему Себя и приявшему зрак раба (Фил. 2, 7).
29. Если себя самого меряешь малою мерою, то не будешь меряться с другими.
30. Кто слезами обнаруживает душевную немощь, тот не будет высоко думать о трудах своих (1, 228).
31. Демоны нередко наводят на смиренномудрых унижение и поношения, чтоб не стерпя незаслуженнаго презрения оставили они смиренномудрие; но кто в смирении мужественно переносит безчестие, тот сим самым возносится паче на высоту любомудрия.
32. Изгони изнутри даже и мысль о похвале человеческой, чтоб чрез то отразить любопоказательный помысл тщеславия, еще прежде порождения его.
33. Когда, противоборствуя причинам страстей, препобедишь их, недозволяй величать тебя лукавому помыслу, чтоб, поверив ему, не впасть тебе в прелесть; но старайся лучше увидеть недостатки в том, над чем потрудился, чтоб преспеяние твое не было окрадено внутренними врагами (1, 230).
34. Иные, быв восхвалены за преспеяние, современем вознерадели; от чего - и похвала мимоиде, и труды пропали.
35. Иные, ожестев от надмения своими делами, возмечтали о себе, как о великих; между тем совесть более и более оструплялась, болезнь хвалолюбия усиливалась, и помыслы, отвратив взор души от ея язв, под прикрытием похвал расхитили все труды их (1240).
36. Когда приносишь усердное покаяние в грехах, тогда демоны, возвеличивая твои покаянные подвиги, умаляют грехи, и нередко прикрывают их забвением, или наводят на мысль, что они прощены, чтоб, ослабив труды, не почитал ты более нужным горько оплакивать свои падения.
37. Самое острое оружие у змия (древняго) есть тщеславие, побивающее плоды всех трудов наших. Но кто устрояет предварительно противоположный ему маневр тайнаго доброделания, тот близок к тому, чтобы снесть голову с самаго диавола (1, 241).
38. Ароматы подвижнических трудов своих скрывай под печатию молчания, чтоб, быв выставлены наружу языком, не были они расхищены славою.
39. Скрывай язык свой в деятельном прохождении подвижничества (т. - е. вместо языка пусть говорят подвиги); ибо в таком случае и молча будешь иметь свидетелями о жизни твоей достойных веры сожителей своих - труды. О ком свидетельствуют какие либо наличные труды, тому нет нужды свидетельствовать о себе языком своим.
40. Иные, сложив с себя тяготу трудов, леность свою стараются прикрыть делами прошлаго времени, неуверенно и неубедительно представляя, как очевидных свидетелей, дела, не находящияся на лицо.
41. Как скрываешь от людей грехи свои, так скрывай от них и труды свои. Ты стыдишься открывать о срамных делах своих, чтоб не подвергнуться поношению и уничижению, - что полезно было бы для души твоей. Бойся показывать и труды свои, чтобы грех человеколюбия не принес пагубы душе твоей. Если одному Богу открываешь постыдныя падения, то не открывай людям своих противоборствий оным, чтоб не сочли их увенчанием победы.
42. Некоторые, ославившись в народе дурным поведением, облекаются в жизнь честную, не для того, чтобы греховныя падения свои оплакивать в подвижнических трудах, но чтоб заглушить укоризненную о себе молву. Но если кто для одного имени только касается дел благочестия, то он работает не Богу, а людям (1. 245. 6).
43. Отличающиеся в подвижнической жизни бледностию лица да отревают от себя людскую похвалу прежде, чем она придет, - т. - е. когда, еще до встречи с людьми, враг влагает помысл хвалолюбивый (1. 249).
44. Когда проведешь много времени, воздерживаясь от вина, елея и прочих излишеств, тогда помыслы с похвалою, высчитывая время, станут внушать тебе мысль ослабить труды ради тела. Сим злонамеренным вычислителям говори напротив все, что может служить к ниспровержению их умысла. Так, один из братий, восхваляемый внутренними помыслами за труды свои в борьбе против демонов, говорил словами Псалма: да возвратятся абие стыдящеся глаголющии ми: благоже, благоже (Пс. 69. 4).
45. Не наряжайся в красивыя одежды, чтобы явственнейше не облечься тебе в демона тщеславия; ибо не лепота одежд указывает, что ты носишь одежду добродетелей, но подвижнические труды, как золотыя украшения, свидетельствуют о лепоте одеяния души твоей (1, 256).
46. Кто, после опытов деятельной и созерцательной жизни, намащает неопытных искуством различать помыслы, тому надлежит смотреть, чтоб не проскользнуло хвастовство таким знанием и желание выставить его на показ для славы.
47. Безжалостнейше к себе трудящийся в несении телесных подвигов, не для похвалы пусть преутруждает себя и славою пусть не превозносится. Иначе демоны, надмя душу его сими трудами и славою возбудя усилить еще более безжалостность к себе, увлекут его принять еще большие подвиги, чтоб он еще более превознесся. С сею целию они с иным ведут такую внутри посредством помыслов беседу: как такой-то подвизался не щадя себя и такое приобрел себе великое имя, так что о нем говорят и по смерти его; так и ты взойди на самую высоту подвизания, чтобы стяжать себе славу и чтоб имя твое сделалось великим и по смерти твоей произносилось с великою похвалою (1, 268).
48. Иного в мечтах возводят они на кафедру учителя и представляют, будто он говорит слово, - и будто молва отдает ему первенство пред всеми, кои, при подвижнических трудах, прославились и ведением многосторонним. Чрез это они возбуждают в нем не только соревнование, но и зависть ко всем, которых преспеяния прославляются и которых как деяния достойны удивления, так и многознание изумительно (1, 269).
49. Бывает, что они усыпляют разжжение плоти и выводят из-внутрь нечистые помыслы с хитрым намерением, чтоб подвизающийся подумал, что строгостию своей жизни совсем победил дух блуда, что сердце его очистилось и стало близко к святости святых, - и он взошел на самый верх святости. Такого нередко заставляют они разсказывать самому себе о своих подвигах: я сделал то и то, так и так подвизался и истомлял себя, - не давая ему однакож прибавлять при сем: не я, но благодать, яже во мне. Не позволяют же они ему исповедывать Бога помощником в том, чем хвалиться его заставляют, чтобы он, яко собственными трудами совершивший все в своих подвигах, и хвалу за то всю присваивал себе, - и чрез такое невоздавание славы Богу погряз в глубину Богохульства, несмысленно величая себя самопомощным.
50. Когда в сердце слышатся такие славолюбивые помыслы и оно не противоборствует тому, тогда инок (и особенно уединенник) не далеко бывает от повреждения ума; тогда разсудок бывает в опасности разстроиться, или от снов бесовских, принимаемых с верою, или от призраков во время бдений, или от явления бесов в каких либо светлых видах. Ибо сам сатана для обольщения нашего преобразуется иногда в Ангела света; причем обещает, что, если пад поклонишься ему, то даст тебе такое и такое дарование, или восхитит тебя, как новаго Илию, на небо, на огненной колеснице. И бывало, что принимавшие это с верою уклонялись от истины и впадали в умоповреждение. Во избежание сего, помня, чего ради с любовию подъемлются подвижнические труды, всяким хранением блюди свое сердце, чтоб, внимая одним внешним подвигам, не быть тебе коварно уловлену внутри (несмысленным) самовозношением (1, 270).
51. Тем, которые упражняются в делании добрых дел, Господь увещательно говорит: егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери, помолися Отцу твоему, Иже в тайне, (Мф. 6, 6), и еще: егда сотвориши милостыню, не воструби пред тобою (-2), повелевая избегать делания чего либо добраго на показ, как дела вреднаго. А Пророк, говоря, что собираяй мзды собра во влагалище дираво (Аг. 1, 6), показывает, что развращенною целию славолюбия уничтожается всякий труд (подвизания и доброделания) - как сквозь дырявое влагалище, проходя чрез сердце, не огражденное смиренным мудрованием. Сердце смиренномудрое воистину есть сокровищница и отвсюду сильно укрепленное ограждение, идеже ни червь, ни тля тлит, идеже татие не подкапывают, ни крадут (Мф. 6, 20). Под червем разумеется раждающееся внутри самомнение, уничтожающее, что в людях бывает добраго; а под татями - отвне привходящия похвалы, которыя, возбуждая неразумную кичливость, поспешно расхищают духовныя сокровища, долгим трудом в доброделании собранныя. Ибо как червь поядает вещество, из котораго получил бытие, и тати подкапывая стену, уносят тщанием накопленное (добро вещественное): так помысл, подвигнутый добрыми делами к превозношению, уничтожает цену сих самых дел, а похвалы людския, подкапывая легкие умы, (вторгаются внутрь) и ничего добраго не оставляют там, - что туда внесено было со вне законным путем (дверьми), а оттуда извергается ими дырою ушей. Но никто да не попустит этой страсти одолеть себя на столько, чтоб, в усыплении от сладкоречия славолюбия, потерпеть совершенную утрату всего, стяженнаго усиленными трудами, да трезвится же всяк и бодрствует, чтоб истребить наветников, когда они еще только подкапывают, прежде нанесения ими вреда, поразив их в самый момент подкапывания, прежде чем возсияет солнце, - и мысль станет делом (2, 106-7).Св.Нил Синайский, "Аскетические наставления преподобного Нила Синайского" ("Добротолюбие", т.2)
День Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова
Празднование в честь явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому
опубл. в день "трех Св.Александров" (12.09):
Св.Александра Невского; Св.Александра, Патриарха Константинопольского; Св.Александра Свирского
-------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)
6 сентября 2015г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
Простыми словами Заметки по теме:
"Молитва - это вопль Адама к Богу. Размышления над книгой Бытия - Эдем и земля, как душа человека" "[no matrix]: 451 по Фаренгейту: почему сжигают библиотеки. Книга Элая. Тонкая грань Иллюзии] [простыми словами]: Миссия Христа, как спасение людей [part1]: Восстание рабов. Побег из Города Грехов
[простыми словами]: Чем отличаются мощи от мумии. Нравы Др.Египта. Солкин-гейт доп.теги:
Библия