Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными,
так и послушанием одного сделаются праведными многие.
(Рим.5:19)
(
part1)(part2)
Когда мой духовник, настоятель большого прихода, пригласил меня к себе помочь в качестве алтарника (я тогда алтарничал на другом маленьком приходе у
о.Даниила), и на меня взвалился большой объем работы и ответственности, тогда ясно понял, что такое послушание, и почему, как говорят православные монахи - "послушание превыше всего", или как говорит Св.Иоанн Лествичник "послушание - матерь всех добродетелей".
Дело в том, в плане алтарничества, на приходе царил настоящий, просто тотальный бардак - за 6 лет, после восстановления прихода, возле престола, вырос
целый колхоз босяков, считавших себя пупер-алтарниками небожителями. Каждый приходил когда ему вздумается. Обычно небожители приходили уже, когда литургия уже началась - еще, когда я только приходил на приход в качестве простого прихожанина, можно было наблюдать картину, как священник стоит у Царских врат и возносит ектению (прошение) к Богу, а рядом с ним стоит алтарник, который только-только пришел, и возжигает лампады у иконостаса.
Никто из "небожителей" не приходил регулярно в каждое воскресенье на литургию, а могли появиться вдруг, и также тихо исчезнуть вдруг. На вечерню вообще не ходили. О том, что в алтаре никто не имеет право сидеть, кроме священников и епископа, и даже дьякону не позволяется сидеть - понятий никаких. Такой босяк мог прийти во время литургии и не просто сесть, а развалится в прямом смысле за столом, где собирали записки и просфоры. А рядом стоят два священника и хоть бы хны. Если бы не возраст и одеяния, то можно было бы и ошибиться, кто здесь главный.
Проблема усугублялась тем, что никто из священников не делал им замечания, наоборот, мило с ними беседовали, и пацанва и в ус не дула, какая змеюга вскармливается в дупле.
И вот, так иногда на службе в алтаре могло на подхвате быть никого, а иногда вдруг набивался целый алтарь алтарников до 6-7 человек, всех, кто за эти 6 лет хоть иногда алтарничал и кому взбрело в голову вдруг заскочить, послужить Богу. Уж не говорю о том, что один заявился в военной форме, т.к. проходил срочную службу, и вот в кирзах и военном пятнистом комбинезоне пришел покрасоваться у престола, подавая кадило.
Была еще одна напасть, впрочем эта напасть, которая царит в подавляющем количестве молдавских храмов - в алтарь священники пускают всех "из своих", кого не попадя, хотя есть строгие каноны, что в алтаре не могут находиться никто из посторонних, но это уже тема для отдельного разговора.
И вот первое время, когда еще никого толком не знаешь, во всем этом бардаке, стоишь за службой и думаешь - "а это кто появился? что он тут делает? тоже из "бывалых небожителей" или просто "свой", или из блатных"?
И вот мы подошли постепенно к сути проблемы.
Небожители приходили, и тут же по-свойски брались за свое ремесло, вообще не беря во внимания, что стоит какой-то дядька бородатый, и теперь он за все отвечает. Нужно отдать должное - что-что, а ремесло они свое, действительно, хорошо знали. А у меня к тому, времени, весь процесс алтарничества, c учетом большого "хозяйства" и многих священников, постепенно уже наладился с двумя ребятами поскромнее, "тихими", от которых, несмотря на их тоже немаленький стаж пребывания в алтаре, толку, в плане самостоятельной и ответственной работы, было все-таки мало. Помощь небожителей была бы в самый раз, но вот именно тогда я понял насколько важно послушание - ребята вроде бы и знали свое дело, и можно было не беспокоиться за самую ответственную работу, но были, как инородный организм, который привносил хаос. Если я был поставлен контролировать все процессы в алтаре, то первое время, небожители "процессировали" согласно лишь своей воле, они буквально были своевольны - делали, что хотели, не делали ту работу, которую считали зазорной. А мне при этом, т.к. набивались по 6-7 человек, еще нужно было следить за тем, чтобы все были при делах, а не стояли в качестве мебели, распределять, кто за что отвечает, а то были случаи, когда 2-3 человека порываются подать кадило и кто быстрее. Немудрено, что за эти годы, алтарь, да просит меня Боже, превратился в коммунальную квартиру, где никто за ничто не отвечает и не несет никакой ответственности., т.к. не было главного, кто бы за этим следил. А в церкви все должно быть благопристойно и чинно. (1Кор.14:40) Настоятелю это все, конечно, не нравилось, поэтому он и пригласил меня.
Мир, как большой муравейник (монастырь), во главе которого Бог
И тогда понял, что мир, как большой монастырь, большой муравейник, которым управляет Бог. Хотя, суть этого мира не в том, чтобы он стали идеальным, чтобы нам тут всем было хорошо ("Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. (1Иоан.2:15)"), но Бог, в отличии от нас немощных, делает все в совершенстве ("Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих". (Пс.103:24)), и в этом мире, в этом муравейнике, изначально заложены совершенные законы, процессы.
Муравейник, оставлен нам Богом в назидание, как должно быть на самом деле в этом мире - это маленькая копия, миниатюра-проект, большого мира. В муравейнике, каждый знает, чем должен заниматься, каждый имеет свои функции, свои таланты, которые он использует на благо всего муравейника, ибо муравейник - это прежде всего одна большая семья, один единый организм. Муравейник - это четкая иерархия, тут нет никакой демократии, которую воздвигли в культ священной коровы в эти апостасийные времена. Главный управляющий, настоятель этого организма - Бог. Он знает, все о каждом, обо всем, что происходит, о каждой песчинке. Кому, как не Ему лучше всего знать, как должен организм, то бишь муравейник, должен развиваться, и что для этого нужно, и кто и что для этого должен делать. Поэтому Бог проявляет Свою волю, которая проникает через весь организм, как по ручейкам через всю иерархию до самого последнего и самого слабого звена, до самого крохотного муравья.
"В чем же состоит эта Божественная воля? В святоотеческой традиции, берущей начало в Священном Писании, волей Бога именуется замысел Божий о человеке, а также те нравственные и духовные нормы, которые Бог дал человеку в заповедях. Так, псалмопевец говорит: «Еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего» (Пс. 39, 9). В другом месте пророк Давид просит Бога: «Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» (Пс. 142, 10). Таким образом, воля Божия в библейской традиции, перешедшей затем в святоотеческую, получает значение, аналогичное современному понятию нравственной нормы, к которой человек должен стремиться, чтобы получить спасение от греха".[patriarchia.ru]: Патриарх Кирилл, «
Замысел Божий о человеке и свобода воли: эсхатологическая перспектива»
Если вся иерархия здорова, нацелена на Бога, слышит Бога, то воля Бога исполняется, каждым членом муравейника во благо всего муравейника, и как следствие во благо каждого члена, каждого муравья. Ибо исполнять волю Бога - это уже есть большое благо, ибо Бог благ и милостив и печется о каждом муравье, в независимости от талантов и позиции в иерархии, ибо все для Бога - любимые создания, любимые дети. Поэтому мы и называем Его - Отче.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос.
(1Кор.12:11,12)
Но это в совершенном муравейнике, о котором Бог имеет замысел, как и о каждом муравье, о каждом из нас, Бог имеет замысел, как о совершенном, какими мы должны были быть на самом деле, и должны были в полной мере возрасти таланты, которые насадил в нас Господь.
В реальности все происходит иначе - мы, потомки Адама и Евы, которые решили жить по своей воле, и тем самым, отдавшись в рабство змия, тяжело больны и далеки от того совершенства, в замысле Бога о нас. Мало, кто ищет, слышит и, тем более, исполняет в полной мере волю Бога. Каждый делает или не делает, что считает нужным, и в меру своих хотелок. И тогда ручей, русло, по которому проникает воля Бога, претыкается на таком своевольном муравье - в стройной системе появляется неустроение, больное место, которое постепенно начинает влиять на окружающие клетки. Чем выше по иерархии плотина, тем тяжелее последствие для всего организма.
14 Тело же не из одного члена, но из многих.
15 Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?
16 И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу?
17 Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?
18 Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно.
19 А если бы все были один член, то где [было бы] тело?
20 Но теперь членов много, а тело одно.
21 Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.
(1Кор.12:14-21)
Если ты вне организма - значит вне жизни. "Боюсь смерти, рождающейся от преслушания", говорит Св.Иоанн Лествичник. Даже, если муравьи, т.е. мы, занимаемся добрыми делами, как Чип и Дэйл спешим всем на помощь, но движимы мы своим больным умом и больной волей, даже если от этой деятельности есть благая польза, мы все равно для организма в целом инородный объект, как те небожители в алтаре, с которых начали повествование. Мы не соединены одним духом, одним руслом, одной питательной и живительной водой. Мы источники хаоса и неустроения - каждым своим созидательным и, с виду, полезным шагом, мы вокруг себя вводим разруху на десять шагов. И весь это мусор накапливается с годами, из поколения в поколения, и в итоге, весь муравейник засоряется настолько, что превращается в одну большую дымучую, смрадную свалку. Этот муравейник который построили мы, а не Бог. Это дом, который построил Джек - тот самый Джек Пот, или Джокер, чьи рога виднеются на пике муравейника, и кого воспевают уже заложники своих же иллюзий, построившие себе карцер с "блэк-джеком и шлюхами" (с).
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Конечно, Бог знает наше запущенное болезненное состояние, поэтому нам много прощается (не считая сознательных вредителей и особо упорствующих в своей воле) - слепых щенят не бьют за то, что они мордочками тыкаются куда не попадя. То, что должно сделаться - Бог обязательно сделает, если не через тех, кому следовало, так через других "муравьев", ибо весь этот мир в руках Бога.
У этого мира другая цель - это поликлиника для исцеления, точнее большая территория вокруг поликлиники. Жизнь данна здесь, чтобы мы исцелились, пока есть время, для жизни будущей в доме, который уже построил Сам Бог - в Небесном Иерусалиме. В качестве поликлиники на свалке, в которую превратили муравейник его жители, Бог создал Церковь, этакий монастырь, настоятелем которого является Сам Христос, где Он, как благой учитель, терпеливо учит двоечников, что есть воля Бога и как ее постигать, дабы иметь жизнь вечную.
От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие, ибо во смирении нашем помяну ны Господь и избавил ны есть от врагов наших (Пс. 135, 23, 24), как говорит псалмопевец. Посему ничто не возбраняет сказать, что от послушания рождается бесстрастие, которым совершается смирение. Ибо начало бесстрастия есть смирение, как Моисей - начало закона; а бесстрастие, которое есть дщерь смирения, совершает матерь свою, как Мария сонм Иудейский.Св.Иоанн Лествичник, "Лествица", Гл.О ВТОРОМ ОБОЛЬЩЕНИИ.
В монастырях, которые есть маленькие копии Церкви, как раз хорошо знают, что есть послушание. Все жители монастыря, а это не только монахи, но и послушники, трудники, живут в послушании у настоятеля монастыря. Он знает почему, кому и какие он дает послушания (работы). Если все слушают настоятеля (в большом монастыре, это необязательно напрямую и непосредственно), то тех слушает Бог и благословляет их. Как бы ты не был прав, противясь воли настоятеля - ты уже не прав, и в тебе пресекся ручеек благодати и Божьего благословения.
Христос на Своем примере, Своим смирением показал, что есть послушание, что есть смирение: "Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его". (Иоан.4:34) Бог, который стал человеком, умалил себе (в богословии - "кеносис") от бесконечности до точки, лишь бы нас спасти и научить какими мы должны быть по замыслу Творца, исполнить всякую волю Бога: "так надлежит нам исполнить всякую правду" (Матф.3:15)
«Не сомнительно же, что вина преступления Адамова разрешена опять во Христе; ибо Он был за нас клятвою, согласно написанному (Гал. 3, 13), избавляя землю от древнего проклятия. Чрез Него, говорим, Отец и Бог все восстановил в древнее состояние; и древнее прошло, но кто во Христе, [тот] новая тварь, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Он есть второй Адам, послушанием ниспровергающий вину первозданного, разумею вину, бывшую в начале, преслушание. Так мыслить угодно было и божественному Павлу, ибо он пишет так: Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5, 19). А Христос послушным был Отцу даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2,8) Как проклята была земля за бывшее в начале преступление Адамово, так стала благословенною за послушание Христово. Но Он искупил нас и иначе от земли, соделавшейся проклятою; ибо нова небесе и новы земли по обетованиям Его чаем, как сказал мудрый ученик Спасителя (2 Пет. 3, 13; Апок. 21, 1). Он же возобновил нам и восхождение на высоту и на небо (Евр. 10, 20); и предтечею о нас (Евр. 6. 20) вошел во святую землю, наследовать которую, по Его словам (Мф. 5, 5), имеют кроткие, то есть детоводимые к кротости евангельскими учениями. Закон повелевал обидчикам воздавать око за око, зуб за зуб и язву за язву (Исх. 21, 24-25). Нам же Христос говорит: Ударившему тебя по щеке подставь и другую (Лк. 6, 29; Мф. 5, 39)».Св.Кирилл Александрийский, "Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея"
Эпилог
Вначале я пытался выправить ситуацию мягко и через увещевания, служим ведь в алтаре - во "святая святых", принимая во внимание их опыт и проведенные года на приходе - хорошо понимаю, привык человек к вольным хлебам, а тут вдруг внезапно все меняется и кто-то выставляет рамки. В самом начале даже произошел серьезный эксцесс - один босяк грозился меня вытурить из алтаря - оказался сыном одного из священника. Но ребята как-то это неправильно восприняли, и, при поддержки настоятеля, пришлось постепенно закрутить гайки, а потом выставили определенные требования (посещение вечерни, своевременный приход на литургию и т.д.), и если кто их не выполняет, то не может войти в алтарь. Небожители по-разному возмущались, кто-то пытался мне прочесть лекцию о любви, после стольких лет любви, которому ему уделили, кто-то порывался поговорить напрямую с самим настоятелем, т.к. им казалось, что я бесчинствую, но с его полу-слова поняли, что все серьезно - в общем, пришлось абсолютно всем небожителям рассеяться, несмотря на то, что я все-таки нуждался в помощи, т.к. приход был большим.
Но тогда четко уяснил для себе - послушание превыше профессионализма, т.к. в послушании рождается команда в едином духе, а единая команда может переступить через недостаток профессионализма. Это как в спортивных командных состязаниях - команда может быть собрана из мега-звезд мирового уровня, но если звезды зазвездившиеся, т.е. по содержанию команды, как таковой нет, то ее и проваливает обычная команда, в которой нет мега-звезд, но которая сплочена, как крепкий кулак.
Да, с "тихими", которые остались (им на самом деле, в виду их доброго расположения был сделан широкий корридор в выставленных требованиях, и закрывались глаза на то, что они не ходят на вечерню), в виду их некоторых особенностей, было намного сложнее - за ними нужен был глаз да глаз, приходилось многократно повторять одно и то же, службу они так и не могли досконально запомнить, но в алтаре было уже намного спокойнее и мирно, а все остальное уже можно нажить терпением, но это тема уже для другого разговора. Укрепи нас всех Господь. Аминь!
...имейте сердце твёрдое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает всё случающееся. И если кто-нибудь из вас имеет послушание, или какое-либо дело у садовника, или келаря, или повара, или вообще у кого-нибудь из служащих с вами, то да постараются, и тот, кто поручает дело, и тот, кто исполняет его, прежде всего сохранять своё собственное устроение, и пусть они никогда не позволяют себе уклониться от заповеди Божией или в смущение, или в упорство, или в пристрастие, или в какое-либо своеволие и самооправдание; но каково бы то ни было дело, малое или великое, не должно пренебрегать им и не радеть о нём, ибо пренебрежение вредно; но не должно также и предпочитать исполнение дела своему устроению, чтобы усилиться исполнить дело, хотя бы то было и со вредом душе. При всяком встречающемся деле, хотя бы оно было крайне нужно и требовало тщания, не хочу, чтобы вы делали что-либо со спорами или смущением, но будьте уверены, что всякое дело, которое вы делаете, велико ли оно, как вы сказали, или мало, есть восьмая часть искомого; а сохранить своё устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три восьмых с половиною [8].
авва Дорофей, ДУШЕПОЛЕЗНЫЕ ПОУЧЕНИЯ
P.S. Проблема с небожителями на приходе возникла по нескольким причинам - как это не прискорбно, среди самих священников не было послушания. Один уровень непослушания ведет за собой другой уровень непослушания. Там, где нет послушания - нет мира, там разлад, создается некая конфронтация, и все, что создается тут же рушится, какие бы добрые намерения не были у тех и других. По форме "Христос посреди нас" (лобызание священников в алтаре перед Причастием), по содержанию "буква без духа". Я сам по себе знаю, ибо тоже страдаю этим недугом, а это по лествице Св.Иоанна Лествичника всего-лишь 4-ая(!) ступень ко Христу, из 30-ти... Непослушание - это трещина, овраг, где скрываются бесы. Из него они устраивают вылазки, вводя раздор, цепляют своими крючками жертвы, делают подножки, и пытаются утащить к себе в пропасть. Непослушание - это трещина на душе, т.е. такая душа нецельная, это нецельный сосуд, в который сколько не вливай - все из него вытекает.
Жена, несохранившая чистоты ложа, осквернила тело; а душа, несохранившая завета (послушания), осквернила дух. За преступлением первой следуют укоризны, ненависть, побои, и что всего плачевнее, развод. За преступлением же последней следуют: осквернения, забвение смерти, ненасытное объедение, невоздержание очей, искание тщетной славы, безмерный сон, окаменелость сердца, смущение духа, непослушание, прекословие, пристрастие, неверие, неуверенность сердечная, многословие, и вольность обращения, злейшая из всех сих, но что всего жалостнее, это сердце чуждое умиления за чем в невнимательных следует совершенная бесчувственность, матерь падений.
Св.Иоанн Лествичник, "Лествица", Гл. О различных видах безмолвия.
Но опять же лекарство одно - покаяние, и лекарь один - Христос, и лечебница одна - Церковь, только там и заделываются все трещины до состояния отсутствия шва - до состояния новенького кристального сосуда. Помоги Боже только дойти, ибо без Тебя, это невозможно. Аминь!
Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание есть неверование себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей.Св.Иоанн Лествичник, "Лествица", Гл.:СЛОВО 4. О блаженном и приснопамятном послушании.
(
part1)(part2)--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)
11 июля 2015г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
Простыми словами Заметки по теме:
[простыми словами]: Христос - есть камень. О тех, кто идет против рожна. Антиклерикалам посвящается [простыми словами] Почему мы молимся друг за друга [простыми словами]: Церковь, как Ковчег, который плывет к Небесному Граду. Таможня Небесного Града. [простыми словами]: Христос - камень в основании. Богословие печи. Жизнь без фундамента. доп.теги:
Бог/человек Бог/воля добродетели