[сельские заметки]:с.Малаешты: Бабуси на велосипеде, скамейки вместо инета и маленькая собачка Роза.

Oct 24, 2014 10:50



Бабуси на велосипеде

Каждое село имеет какую-нибудь свою особенность. К примеру, на что обращаешь в первую очередь в селах Бахмут (Молдавия) и соседнем к нему селе Веверица [см. заметку: "Монастырь Веверица - жемчужина, спрятанная белкой в лесу"] - это обилие телег. Телеги там главный транспорт, и это несмотря на то, что прямо мимо села проходит междугородняя трасса. И самое главное, молодежь нисколько не стесняются своих архаичных средств передвижений, наоборот - чувствуют себя королями трассы. Иногда в такой телеге, возле молодого парня возничего, можно увидеть по три-четыре девки, и голову каждой украшает широкая и длинная коса. Если телегой в Молдавии еще никого не удивишь (не считая столицы), то такие косы и в таком количестве, это уже удивительно.

И вот смотришь на эту череду телег, и понимаешь, что они действительно, станут королями дороги, когда вот-вот грянет мировой нефте-бензиновый кризис. Я вообще как-то этим летом, когда мы, труженники монастыря, убирали сено с полей, и были измотаны и выжаты, как дешевые салфетки, четко уяснил себе, насколько простая лошадка с телегой, более выигрышна, чем самый мощный трактор с огромным прицепом. Но об этом, как-нибудь в следующий раз в "Дневнике из монастыря".

В селе Малаешты (Приднестровье) своя особенность. Первое, что меня поразило - это бабушка лет под 65 на велосипеде. Она преспокойно обогнала нас на своем большом советском велосипеде, поздоровалась, и уехала дальше по длинной улице дальше вперед. Она кстати первая и была, кто нам повстречался в селе. Потом оказалось, что это вполне обычная картина для села, велосипед - это основной их местный транспорт. И это понятно - машин почти нету, село просто огромное - как мне сказали, считается самым большим селом в Молдавии со времен СССР. Даже те, у кого есть машины, по селу предпочитают передвигаться на велосипеде. Так понимаю, это официальный транспорт местной газовой службы и электромонтеров.


Но что интересно - велосипедами, в основном, пользуются почему-то именно пенсионеры. И вот в этом плане каждый раз не переставал удивляться - кого там только не видел на велосипедном седле. Видел бабушку весьма и весьма грузную, по габаритам, как советский красный "Жигули" - тоже упорно крутила педали. Мне кажется ей по жизни ходить пешком намного сложнее, чем на велосипеде. Заметно было, что здоровье у бабушки совсем неважнецкое, но вот сказать, что она передвигается по селу на велосипеде - никто не поверит. Вообще было бы невозможно представить себе, чтобы она взобралась на этот двухколесный монстр. Видел бабушку на велосипеде, которой было далеко за 70. Что там говорить уже дедушках.

Как мне сказали, это еще мало в селе сейчас велосипедов. Традиция идет вообще с советских времен, когда все село, и мал и стар передвигались по селу на двухколесных конях.

Скамейки вместо инета
Еще одна яркая особенность села Мэлэешть - у ворот почти каждого двора, стоят скамейки. К вечеру, на них усаживаются домочадцы. В основном, опять-таки, пенсионеры, хотя и среднего возраста не мало. Проходишь так по длинной улице и то и дело приходится кивать головой. Налево кивнул:
- Здравствуйте.
И тебе ответили:
- Здравствуйте.

Направо кивнул:
- Добрый вечер.
И тебе ответили:
- Добрый вечер.

Не важно, знакомы или нет - главное, что "Здравствуйте". В тоже весьма немаленьком селе Кэлэраш (Молдавия), такое не принято - там только, если знают друг друга, другой вопрос, что там почти все друг друга знают и всё друг о друге также знают.

Конечно, в век телевизора, интернета, а главное европейских заработков в Евросоюзе, сидящих на скамейках нынче мало. Но как-то представляется себе реально возможная картина советских времен, когда вечером все скамейки занимались селянами. И вот ты идешь по бесконечно длинной улице Мэлэешть и как китайский болванчик киваешь направо-налево, направо-налево, направо-налево.

-Здравствуйте.
- Здраааавствуйтееее.
-Здравствуйте.
- Здраааавствуйтееее.
-Здравствуйте.
- Здраааавствуйтееее.

А потом слышишь, как между собой:
- А кто это такой с такой большой бородой?
- Наверное, наш местный священник.
- Ты что дуреха?! У нас нет церкви в селе! На каторге наш священник.
- Да нет соседки, это к нашей Василине из самой столице приехали погостить.
- Вот оно как! Профессор наверное.

На самом деле, в наше время, происходит несколько иная беседа, могу ошибиться, но по обрывкам, показалось, что краем уха именно такой разговор услышал:
- А кто это?
- А, это наш местный священник.
- А как его зовут?


Люди в церковь вообще не ходят, хотя о.Марина в лицо должно знать все село, т.к. за 21 год своего служения объехал с требами все село, и мы с ним вообще не похожи. Может в церковном понятии, это был самый запущенный двор, или мне показалось и я нафантазировал себе лишнее.

Но на самом деле, такое ощущение, что здесь вообще никого не обсуждают, даже незнакомца, проходящего мимо по улице. От Василины не услышишь ни одного дурного слова ни о ком - или хорошее, или ничего.

Зато на этих лавочках и узнают все новости - это сельский интернет, и принцип тот же - заглянут кому-нибудь на сайт, точнее на лавку, узнают у хозяев, что нового, кто проходил, соответственно, что из новостей принес, и своего что-нибудь оставят. Видел даже такую картину: две бабуси соседки через дорогу, сидят на лавках, и каждая из них на своей - только так - каждый греет свой хомяк, точнее свою домашнюю страницу.

Правда увы, еще раз увы - инет нынче бедненький, огромное количество домашних страниц не обновляются, да и форумчане, в основном, далеко пенсионного возраста.

Свадьбы на всю улицу
Были в гостях у местной жительницы Татьяны. Точнее она нас силой к себе просто затянула - говорит, что она сама из большой семьи, и привыкла готовить очень много, а у самой муж умер, сын и внуки с ней не живут, а привычка вот осталась, поэтому она всегда приглашает гостей, чтобы еда не пропадала. Вот мы к ней и нагрянули в количестве четырех людей. Стол был шикарно обставлен - просто шикарно. Говорит, что это остатки еще с праздника села, а праздник села отмечался два дня назад. Если это были "остатки", то можно представить себе, каким был основной стол.

Так вот Татьяна рассказала еще более интересные вещи о традициях местных столов - как у них раньше свадьбы играли. Раньше молдавские свадьбы могли поразить любого своими масштабами и явствами, когда открывались ворота двора и начинало стекаться все село, таща на себе подарки молодоженам. Помню картину маслом из детства, как измотанные парни, в парадных костюмах, тащили по грязи дефицитный новенький холодильник. Машин не было, асфальта не было, зато всем было весело. Теперь такого нету - все свадьбы ютятся в стенах ресторана или бара, свадебные традиции постепенно сводятся к одним лишь пошлым конкурсам тамады. Но то, что рассказала Татьяна, о таком первый раз слышу.


В общем, когда у них в Малаештах раньше играли свадьбы, то перекрывали полностью всю улицу, где находился двор со свадебным эпицентром. Перекрывали с двух сторон, чтобы не могли заезжать машины. И никто не обижался, все знали - на этой улице идет свадьба. На самой же улице строили длинные-длинные шалаши с длинными-длинными столами, протяженностью несколько дворов. Так понимаю, что если бы пускали машины, то можно было бы проезжать мимо столов, и на ходу дегустировать всего по-немного, как в какой-нибудь буржуинской автомобильной забегаловке. Естественно, что вся улица, т.е. все соседи, вся магала, автоматически переходила в разряд приглашенных гостей. Не забывайте - улицы в Малаештах очень и очень длинные, прямо, как в столице.

Свадьбы отмечали где-то неделю. Я не записывал, да меня особо и не интересовали детали, но, насколько помню (пишу лишь в общем, чтобы была ясна суть), в субботу гуляла молодежь, в воскресенье уже взрослые, потом в понедельник особо для родственников, потом девичник и т.д. и т.п. В общем целую неделю столы были накрыты. Так отпраздновала свою свадьбу и сама Татьяна.


Возникает естественный вопрос - откуда дровишки? Ну, это сейчас проблемы - главное заработать, а заработка на такую ораву и недельное представление никому не хватает. А раньше, все были хозяйственниками - родители знали, что у них подрастает дочь, поэтому нужно было вырастить к созреванию девицы, столько-то птиц, столько-то свиней, столько-то бочек вина. Родители жениха со своей стороны тоже готовились к столь масштабному мероприятию. Теперь всего этого нету - все кануло. Да даже вырастить пару свиней уже не дадут и это весьма накладно. Времена такие.

P.S. Кстати, что еще нас поразило у Татьяны - Татьяна вообще большая, очень крепкая вдова. Выглядит обычной сельской жительницей. На вид не более 45 лет и то с натяжкой, оказалось, что ей 58. Занимается тем, что помогает по хозяйству стареньким одиноким бабусям. Это работа такая по гос.программе. Помогать по хозяйству в селе, это не просто пойти в магазин за молоком, вымыть пол и сдуть паутину - нет, это вскопать огород, помочь поставить печку, отштукатурить стены, покрасить, убрать виноград - в общем все, все, все, в чем есть необходимость по хозяйству. А сельские бабушки, они не лежат просто на печи, сидя за теликом или уткнувшись в инет - сельские бабушки пашут с раннего утра до позднего вечера, что будь здоров. Татьяна очень работящая, и при этом верующая, женщина. Я видел, как она работает - это не просто прийти и отметиться и поставить галочку - берется за все, в чем есть нужда, и лясы в пустую зря не точит. За каждую бабусю по программе она получает какие-то 200 рублей в месяц.

И вот когда идешь к ней в гости, то ожидаешь увидеть простецкий сельский бедненький старенький домик, и вдруг попадаешь в прекрасный, ухоженный, со вкусом обставленный и уже с неизменным евроремонтом дом. Вдовы села Малаешты - они такие.

Карманная собака Роза
Есть еще одна достопримечательность села Малаешты, о которой, правда мало, кто знает - это маленькая карманная собачка Роза. Когда у Татьяны умер муж, она остро почувствовала одиночество, и очень захотела, чтобы у нее была хотя бы собака. А нужно сказать, что Татьяна, несмотря на то, что она довольно крупная женщина, всегда хотела малюсенькую собачку. И вот, по Божьей заботе, прямо после смерти мужа, одна из знакомых и дарит Татьяне такую маленькую, черненькую пигалицу, которую Татьяна сразу и назвала - Розой. Она у Татьяны, вместо звонка, во дворе.

И вот эта Роза весьма интересное существо - когда к Татьяне приходит, кто-то из чужих, то она начинает лаять непрестанно, пока чужой не уйдет. И может лаять так бесконечности. Мы в гостьях у Татьяны пробыли, наверное, где-то 2-3 часа и за все это время Роза звонко тявкала во дворе непрестанно, меняя лишь свои напевы. Так по Розе все соседи знают, кто сейчас гостит у Татьяны - свои или чужие. Честно, мы уже боялись, что она сойдет с ума. Под конец она уже охрипла и ослабела, но продолжала нести послушание своей большой хозяйке. Так мы и расстались под тонкое заливное тявканье Розы. Всем всего доброго.


P.S. В качестве иллюстраций, использованы замечательные работы московской художницы Ольги Громовой (vsyako), у нее в ЖЖ можете просмотреть всю эту искрометную серию " Бабки", также можете посетить ее персональный сайт Olgagromova.com

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
(поминайте меня в своих молитвах)

18 окт. 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
"Сельские заметки"
Божьи люди
Заметки из жизни

Заметки по теме:
Молдавия - земной сад Богородицы. (Св.Иосиф из Бисерикан)
Легенды поселка Крикова. Шахты по добыче котельцов. (фото-сет)
Чудесные совпадения: Яблоко для Анны-Марии
Божьи люди: Бабушка и ее козленок. Жертвенная вера.

доп.теги: интересные факты

монастырь Веверица, интересные факты, страна/Молдавия, страна/город/Малаешты, заметки из жизни, dralex, женщины, ПМР, божьи люди, "Сельские заметки", фото-сет, животные

Previous post Next post
Up