"Выражение: креститися означает обилие и как бы богатство общения Духа Святого,
как и крещаемый в воде, погружаясь всем телом, чувственно как бы ощущает это,
тогда как просто принимающий воду орошается не всецело, не по всем местам (своего тела)".
Св.Феофилакт Болгарский
«Патриарший визит в Приамурскую митрополию. Посещение Хабаровской духовной семинарии. Встреча с губернатором Хабаровского края. Беседа с победителями конкурса «Православная инициатива»».
[patriarhia.ru]: Патриарший визит в Приамурскую митрополию. Посещение Хабаровской духовной семинарии. Встреча с губернатором Хабаровского края. Беседа с победителями конкурса «Православная инициатива»
Вот после этого и не удивляешься, что наши священники крестят таким макаром, и в православной среде популярны диспуты о возможности крещения песком. Куда не посмотришь - везде сейчас экстремальные условия. Храмы сверкают золотом, священники соревнуются между собой, кто больше и красивее храм построит (у нас в Молдавии), богатые спонсоры их уже давно переплюнули и вышли в этих соревнованиях в категорию профессионалов (в России), двери открыты - заходи/не хочу, а полноценные баптистерии, в которых можно крестить взрослых, до сих пор почти нигде нету... НЕТУ ДЕНЕГ! Типа. Еще бы - ведь же нужно перещеголять друг друга.
Как на одном из самых популярных румынских блогов, где наткнулся на эту фотографию, прокомментировали:
"Почему не используют простой пульверизатор? Зачем и так мучить бедного ребенка?"[Saccsiv's Weblog]:
FOTO: Patriarhul Kirill - BOTEZ prin TURNARE, STROPIRE Даже, когда меня тайно крестили в одном из сельских храмов в 80-м году [см. заметку:
"Чудеса: Мое крещение"], который можно отнести к "экстремальными условиями", когда Церковь еще была гонима, местный сельский священник, известный развратник и беззаконник (только в прошлом году, Митрополия наконец-то его запретила в служении), не позволил себе такую новомодную традицию - хоть мне и было 7 лет, мне сказали взобраться в крестельницу (молд.) и крестили, конечно же не в три погружения, как полагается, но все же полноценным обливанием - повторюсь, условия "экстремальные". Помню, я ощущал себя большой дылдой в этой маленькой крестильнице, а священник злился, что я не понимаю, что мне нужно делать.
Вы думаете проблема только в полноценном баптистерии?! Нет! Сейчас даже младенцев не крестят в полное погружение! Почему?! Лень матушка! Это же столько мороки - нужно воды столько таскать, греть ее, а это расходы, потом сливать - при этом мало, где в храмах есть специально отведенное для этого место - сливают в вазоны с цветами, у первого попавшего дерева. Св.Симеона Фессалоникийсий с горечью писал, как он наблюдал, как некоторые священники небрежно и неблагоговейно относились к воде из купельни, и выливали ее куда не попадя.
Вторая серьезная проблема, почему даже младенцев не крестят в погружение... боятся. Элементарно боятся. Это действительно серьезная проблема, особенно после того, как в Молдавии был случай, когда при крещении умер младенец. Особенно боятся сами миряне, наслушавшись страшилок, по большей части, распространяемых сектантами. Как смешно рассказывал один знакомый священник, что когда он стал погружать младенца в купель, на него сзади набросился ошалевший папаня, обхватил рукой за горло и стал его душить, боясь, что его младенца сейчас утопят.
Одна наша прихожанка настояла на том, чтобы ее младенца крестили именно погружением - так пришлось звать священника из далекого монастыря, чтобы он крестил ребенка погружением. Священник был весьма молодым, но видать опытным и совсем не боялся утопить младенца. Спросите, а что в монастыре можно крестить? О, у нас в Молдавии сейчас все можно - крести, венчай, главное, чтобы деньги были, и чем больше, тем, естественно лучше [см. заметку:
"ЗАГС-монастыри"]. Для монахов настоящее развлечение - для них разворачивается настоящее представление из аппетитных оголенных телес, как на лучших подиумах Парижа. Молдавия, хоть и считается одной из самых нищих стран Европы, но тут парижским модницам бы утерли нос - блеск! шик! и лепота!
Но, все же, по моим наблюдениям, боязнь утопить младенца, это не самая главная проблема - самая главная, это чтобы все было без лишних хлопот, и чтобы быстро работал конвейер.
И это еще когда Патриарх Алексий II, неоднократно в своих распоряжениях отмечал недопустимость такой халатной практики и необходимости обустроения храмов полноценными баптистериями:
Сохраняется формализм и в подходе к Таинству Крещения. Во многих храмах в погоне за доходом сохраняется "конвейерный метод", когда первой, главной и последней частью подготовки к Крещению является оформление за свечным ящиком ― уплата денег, а священник ставится в положение требоисполнителя. В каждом храме необходимо сделать так, чтобы священник имел хотя бы одну предварительную встречу с обращающимися по вопросу о Крещении.
Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.
***
В некоторых приходах не проводятся катехизаторские беседы со взрослыми, даже перед совершением Таинств. Таинство Крещения взрослых нередко совершается совместно с младенцами, что создает обстановку хаоса и торопливости. Несмотря на наши многократные предупреждения о крещении взрослых в баптистериях, в ряде храмов взрослых продолжают крестить в детских купелях. Отцам благочинным по получении годовых отчетов следует проверить, сколько в каждом из приходов их благочиния крещено за год взрослых и имеется ли в храме баптистерий.
[Православный Центр древнерусской богослужебной традиции]: Подборка распоряжений и высказываний Священноначалия Русской Православной Церкви о необходимости правильного совершения Таинства Крещения
Как-то зашел днем в наш храм, и чуть ли не застыл на месте - трое священников, омывают челку (прямым образом) мальчику лет 8-10. Говорю нашему настоятелю, что это вообще-то ненормальная практика - говорит:
- А что делать?
- Послать в храм, где есть полноценный баптистерий. (прим.: у нас на весь Кишинев, кажется, лишь один храм с полноценным баптистерием!!!)
- Я так раньше делал, но теперь, даже в виду того, что мы хорошо знакомы, с них сдирают большие деньги, и человек из-за этого может не покреститься.
(прим.: на нашем приходе, мы не взымаем плату с треб - люди жертвуют сколько хотят, часто крестятся люди, которые не имеют ни копейки, и поэтому их крестят без проблем, без всякой платы. Как-то даже прибежала бабушка, которая срочно крестила своего внука, у которого папа был мусульманином, и в это время куда-то уехал ненадолго. В этом плане, можно сказать, что наш приход, кажется тоже уникальный - единственный на всю столицу, хотя это должна быть повсеместной практикой, опять же, еще со времене Патриарха Алексия II, который также неоднократно распоряжался по этому насущной проблеме, о недопустимости ценников за требы).
Я тогда говорю батюшке:
- Ну, значит не нужно крестить - положиться на Бога, иначе это профанация таинства, или что-то делать в этом плане и менять обстановку.
- Не знаю, меня так учили - когда я еще пришел в этот храм молодым священником, наш литургист (прим.: известный в Молдавии, нынче покойный, иеромонах, очень строгих правил) меня так научил.
И вот тут я совсем ошалел - выходит, что оказывается, вот такое легкое окропление, чуть ли не повсеместная практика! Это же полный аврал! Спрашиваю уже в кулуарах остальных двух священников, которые участвовали в таинствах (один из них весьма ревностный и добросовестный священник из дальнего села), как можно участвовать в таком? Разводят руками:
- Мы люди маленькие, исполняем послушание.
Ну, не знаю, послушание делается до тех рамок, пока они не противоречат заповедям Господа, канонам и Православной Традиции.
Нет, настоятель несколько раз сетовал, что, действительно, давно нужен баптистерий, и что он уже заказал и его делают, но воз и ныне там. Я ему и правила высылал, цитаты о важности и необходимости погружения, постановления, Св.Лука Войно-Ясенецкий вообще был строг к священникам в этом плане, вплоть до запрещении в служении. Но воз и ныне там. Может, сейчас наконец-то сдвинется, после этой заметки.
А в наше технологическое время, дешевых вариантов уйма, необязательно основательные, бетонные или железные купели - начиная от надувных маленьких бассейнов, до походных брезентовых, как в армии. Или вот, как в Африке крестят в обычной оцинкованной бочке. Кстати, скорее всего, какие-то неканоничные православные - т.е. даже у тех же баптистов, хоть крестят неправильно, лишь в одно погружение, и это крещение недействительно, но
все же в ПОГРУЖЕНИЕ, а в Церкви Христа, т.е. в Православной Церкви, где все должно быть строго в соответствии с вероучением - нету, якобы возможности... нищета... только сдается мне, что это совсем не нищета материальная, а иная.
А все почему так происходит? Потому с подачи всяких новомодных "богословов" типа осиповых (в России), петру прутянов (в Молдавии) таинства воспринимается простым формализмом, НЕ НЕОБХОДИМЫМ И НЕСПАСИТЕЛЬНЫМ - нет, когда станешь спрашивать, на словах все не соглашаются с модернистами, и признают несомненную необходимость крещения, на пути спасения крещения, но ментально, на практике, происходит все иначе, ибо трепетали над каждым крещаемым. Как говорится в одном патерике:
«Зачем вы посылаете нам на небо пустые запечатанные мешки?»
Потом самый молодой батюшка, когда вводил, после крещения, пацаненка в алтарь ("воцерковляется раб Божий такой-то"), говорит мне:
- Хорошо, что пришел. Вот проведи с ним катехизацию.
И вот смотришь на растерянного пацаненка с горечью, и пытаешься за какие-то минуты рассказать, хотя бы самое главное, чтобы он понял насколько это важное событие в его земной жизни, которое открывает дверь в жизнь вечное. А это время, то и дело нетерпеливо заглядывает священник - "что так долго? родители беспокоятся". Вот такое воцерковление.
И это повсеместно. Главная проблема - конвейер и нежелание лишних хлопот, которые привносят лишние, нежелательные расходы. Как горько пошутил один из священников нашего прихода, наблюдая как на фабрике за конвейером по венчанию и крещения без всякой катехизации и оглашения: "Церковь уже давно стала магазином по продаже таинств".
"Честные отцы, вам нужно иметь в церквях большие купели, чтобы ребенок весь помещался в них и никакая часть его тела (даже размером с глаз блохи) не оставалась неомытой. Поскольку и туда способен проникнуть сатана, и из-за того, что ваши дети неправильно крещены, они потом беснуются, имеют страхи, становятся лунатиками, убогими.
Если кто-то ради спасения своей души захочет пожертвовать в храм большую купель, пусть поднимется ко мне, я научу его, как следует поступить, и попрошу всех христиан простить его - и он получит прощение такой силы, какое не купил бы ни за какие деньги.
Слушай, чадо мое, ты, желающий пожертвовать купель, скажи мастеру, чтобы сделал ее изнутри в две пяди глубиной, в одну пядь шириной снизу и в две пяди сверху, также для устойчивости снизу у нее должна быть глубина в два пальца. С боков сделай две ручки, чтобы за них можно было держаться, а сверху крышку, чтобы ей можно было накрывать купель, - все это должно быть медным. Пусть мастер ее вылудит и напишет на купели твое имя для поминовения. Вот вы, братья мои, просите, чтобы были крещены ваши дети. Разве не замечательно сделать купель, чтобы в ней могли креститься тысячи детей, а вы получили бы награду для вашей души? Разузнайте, в каких церквях нет купелей, и пожертвуйте их [18].
Пошлите их повсюду, и в город тоже [19], вас ждет великая награда. Также прошу вас помолиться за кир Янниса, желающего пожертвовать купель, трижды произнесите: «Бог да простит его и помилует»".
равноапостольный Св.Косма Этолийский,
--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
23 сентября 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
Молчание митрополитов Приходские заметки Заметки по теме:
"Чудеса: Мое крещение"
"ЗАГС-монастыри"
о.Геннадий Фаст. Все те же насущные проблема крещения, катехизации, литургики в современной РПЦ "Ода Осипову. Лекция о.Петра Прутяну" Спасется ли профессор Ильич? Диалог профессора и Св.Симеона Нового Богослова. (Путь спасения) моя магистерская дипломная работа:
"Без крещения нет спасения" доп.теги:
крещение