Читая Брейгеля старшего. О больших рыбинах пожирающий мир, который перевернулся.

May 13, 2014 15:21



Обратите внимание на клеймо на ноже,
которым вспарывают рыбине живот
- знак "державы":



Питер Брейгель Старший "Большие рыбы пожирают малых" 1556 Graphische Sammlung Albertina, Vienna

Перед нами известная картина Брейгеля Старшего 1556г, иллюстрирующая пословицу "Большие рыбы пожирают малых". Не знаю историю картины и известно ли доподлинно какой смысл вкладывал в нее автор, но в виду всей той клоаки, которая творится вокруг, и в небе уже полыхает заря, надвигающегося Апокалипсиса, для меня эта картина открылась совсем в неожиданном ракурсе.


Вначале небольшая затравка, скорее всего непринципиальная, но все же - обращает на себя внимание то, что художник посвятил этому сюжету отдельную полноценную картину, эту же пословицу, он потом включает в свою картину 1559 года "Нидерландские (фламандские) пословицы" или "Мир вверх тормашками" (см. по центру справа), которой мы еще вернемся в конце заметке.

Итак, начнем издалека поговорим вначале о папской митре, и подчеркну именно о католической, папской митре, ибо в Восточной Церкви (византийцы (православные); копты и прочие) изначально епископская митра отличалась от папской:


МИТРА. Головной убор религиозного сановника - как у римско-католического епископа: шапка, в верхней части оканчивающаяся двумя гребнями, похожая на голову рыбы с открытым ртом - os tincae, что ассоциировалось с Дагоном, вавилонским божеством - слово "даг" означает рыбу. Любопытно, что os uteri так называли в женской человеческой форме, и рыба связана с богиней Афродитой, которая появилась из моря. Любопытно также то, что древнехалдейские легенды говорят о религиозном учителе, вышедшем к ним из моря, которого звали Оанном и Аннедотом, - полу-рыбе, полу-человеке.
"Теософский словарь"



Кстати, может возникнуть мысль, что папская митра имеет корни в ветхозаветном священстве (новозаветное священство христианства, есть преемница ветхозаветного священства), но, увы:


"Дагон, первый бог рыб, представлял то же божество как новое воплощение патриарха, долгое время жившего на водах потопа [Ноя]. Точно так же, как Папа носит ключи Януса, он носит и митру Дагона. Раскопки Ниневии не оставляют на этот счет никаких сомнений. Папская митра полностью отличается от митры Аарона и других иудейских священников. У них митра была в виде тюрбана. А двурогая митра, которую носит Папа, когда восседает на высоком римском алтаре и принимает поклонение кардиналов, выглядит точно так же, как и у Дагона, бога рыб филистимлян и вавилонян. В древности Дагон был представлен двумя способами. В
первом случае он был представлен как получеловек-полурыба, где верхняя часть была полностью человеческая, а нижняя часть переходила в хвост рыбы. В другом случае, он, по словам Лаярда, "имел голову человека с находящейся над ней в виде митры головой рыбы, у которой чешуйчатый, веерообразный хвост свисал, как капюшон, оставляя открытыми человеческие члены тела". Лаярд приводит в своей книге рисунок Дагона, на котором читатель может увидеть его митру и сравнить ее с митрой Папы (Рис. 48). Из этого становится ясно, что митра римского понтифика была скопирована именно с митры Дагона. В разинутой пасти рыбы, окружающей голову человека в Ниневии, безошибочно узнаются рога папской митры в Риме".

Так было на Востоке, по крайней мере, за пятьсот лет до нашей эры. Точно так же было и в Египте. Уилкинсон, говоря о рыбе под названием "силурис", замечает, "что один из богов египетского пантеона выглядит как человек с головой этой самой рыбы". На Западе в более поздний период мы имеем свидетельство того, что язычники отделили митру в виде головы рыбы от туловища рыбы и использовали эту митру отдельно для украшения головы великого бога-посредника. Этот бог изображен на некоторых мальтийских языческих монетах, где у него не видно ничего рыбьего, кроме митры на голове (Рис. 49), имеющей почти такую же форму, как и митра Папы или папского епископа наших дней.
"Религиозная иерархия: Верховный понтифик" (прим.: осторожно, по ссылке иеговисты; ссылка на англ.оригинал " Alexander Hislop - The Two Babylons - Table of Contents"



На рисунке слева, реконструкция, как одевался иудейский первосвященник. Как видим, иудейская митра кардинально отличается от папской (сравни с православной епископской митрой).

Теперь взглянем на картину Брейгеля, который безусловно был верующим, и его картины полны религиозных символов.

Что же за рыбина этакая большая, которая села на мель?


1 И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих;
2 с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле.
3 И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами.
4 И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
5 и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.
(Откр.17:1-5)

Под Вавилонской Блудницей, т.е. Церковью антихриста, с самых первых веков буквально и аллегорически подразумевалась Римская империя, а в последствии (после отпадения от Вселенской Кафолической Церкви), и сама наследница империи - Католическая Церковь с престолом в Риме, городе, стоящем на семи холмах:


9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена,
(Откр.17:9)

На горизонте Брейгеля мы видим большой город. Что еще видим? Море, островки (утесы) и людей с кораблями (возможно севшие на мель):

15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки.
(Откр.17:15)

Обратите внимание на клеймо на ноже, которым вспарывают рыбине живот - знак "державы":


Держа́ва (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти монарха, представлявший собой золотой шар с короной или крестом.
Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи, изображавшим земной шар и символизировавшим власть над миром. Впервые императора с шаром в руке можно увидеть на монете императора
[wiki]: "Держава"


Во время Брейгеля, когда писалась эта картина, Римская Церковь властвовала над Европой, пожрав ее, и раскинув свои щупальцы далеко в мировое пространство:

18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями.
(Откр.17:18)

но это эпоха, зарождения протестантизма и страшных, кроваво-беспощадных протестантских войн, о которых современные протестанты предпочитают умалчивать, дабы не запятнать свой деловой костюмчик с накрахмаленным белым воротничком.


...в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер - эпоха, охватывающая собой целое столетие (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) и распадающаяся на «век» Филиппа II Испанского, главного деятеля международной реакции во второй половине XVI столетия, и времена тридцатилетней войны в первой половине XVII в.
В это время католики отдельных стран протягивали друг другу руки, возлагая свои надежды на могущественную Испанию; испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола. Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим; королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.
[wiki]: "Религиозные войны"

Итак, знак "державы" демонстрирует нам крест над всем миром. Папа восседает на троне. Всемогущество и безнаказанная всевласть Римской Церкви привело ее к разложению, которое воцарилось повсеместно. Но обратим внимание, что нож перевернутый:


"Нож перевернут, держава, которую мы видим на рисунке, сейчас крестом вверх, но при переворачивании ножа, держава соответственно также переворачивается".
Питер Брейгель Старший. Ещё один взгляд на "энциклопедию фламандского фольклора".

Брейгель в предчувствии войны и краха Священной Римской Иперии. Еще предстоит война католическогой Испании и протестантской Голландии, вот-вот вспыхнут гугенотские воины, ибо в 1555г была выпущена первая искра, после которого заполыхало пожарище:

Генрих II (король Франции) в 1555 году издал эдикт, которым грозил гугенотам сожжением на кострах, и после заключения Като-Камбрезийского мира с особенным рвением принялся за искоренение «ереси».
[wiki]: "Гугеноты"

Очень символично, что именно испанский конкистадор вспаривает живот рыбине. Насчет вероисповедания старшего Брейгеля есть разные мнения, некоторые считают его ортодоксальным католиком, а другие адептом еретической секты - не исследовал этот вопрос, но именно по этой картине, у меня возникло предположение, что Брейгель стал проникаться протестантскими воззрениями, ибо трудно было ими не соблазниться, когда вокруг такой тотальный маразм. Поэтому, он рыбину отдает на растерзание тем, кто с не блудодействовал:

16 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне;
17 потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии.
(Откр.17:16,17)


На картине много неслучайных символов и замечательных фрагментов, к примеру отец, указывающий сыну на происходящее (без сомнения, фрагмент заимствованный Сальвадором Дали, в картине "Рождение человека"), тот же глиняный кувшин в лодке, хижина на острове, рыба с человеческим лицом в брюхе большой рыбины; устрицы, как дети, пожирающие своих родителей; или тот же полу-человек, полу-рыба, как предвестник безбожного дарвинизма, которого можно сравнить с детищем Вавилонской Блудницы - онокентавром:

19 И будет вавилон, иже нарицается славный от царя халдейска, якоже разсыпа Бог содому и гоморру,
20 не населится в вечное время, и не внидут в онь чрез многия роды, ниже пройдут его аравляне, ниже пастуси почиют в нем.
21 И почиют тамо зверие, и наполнятся домове шума, и почиют ту сирини, и беси тамо воспляшут,
22 и онокентавры тамо вселятся, и вогнездятся ежеве в домех их.
(Ис.13:19-22)

"А имя онокентавров означает какой-то сложный и чудовищный состав животного, если только и это не бес, который то производит, что обращаем взор на дела человеческие, то увлекает нас в скотские страсти. А еж есть животное, вместо волос одетое иглами, неудоболовимое и хитрое. Все же сие скоро приидет на душу смятенную, и дни сии не умедлят".
Св.Василий Великий.


...но это все уже не так важно - важно то, что Брейгель предрекал падение Римской Империи в лице Римской Церкви, но тогда она устояла, и сейчас наблюдаем ее окончательный закат, и как тянет за собой в канализацию весь мир - вокруг нее стоит невыносимый запах тухлой рыбы, ибо там, где нет Бога, там ад и "скрежет зубов".

12 ...Иисус, <...> удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
(Матф.4:12-17)

=BONUS=



Питер Брейгель Старший. Мир вверх тормашками 1559 Staatliche Museen, Berlin

В качестве бонуса вернемся к упомянутой в самом начале картине ""Мир вверх тормашками" и дадим ключ к его картине. Брейгель символист - у него, как у Тарковского, или А.Балабанова нет ничего случайного, но в то же время, в "Нидерландских пословицах" он не оставляет зрителя самого, как в дремучем лесу и блуждать хаотично по лабиринту парка императорского дворца. Если с первого взгляда картина может показаться хаотичной, без ярко-выраженного композиционного центра - глаза разбегаются и нет за что ухватиться, то на самом деле, вся картина все же скручена в единую композицию жестким внешним обручем, как дубовая винная бочка - эта картина о том, как мир перевернулся.

Все мы любили в детстве играть в игру, когда на красочно-разрисованном поле передвигали фишки, бросая кости - увлекательная погоня, соревнование, кто первым дойдет до финиша, с препятствиями или бонусами (в зависимости от сюжета или сказочного персонажа), то возвращала игрока на много ходов назад или наоборот стремительно перебрасывало вперед. Картина Брейгеля, это что-то в этом роде (даю идею для предпринимателей - использовать картину, как фон для игрового поля).


Нужно просто быть внимательным к меткам и знакам - начало в правом нижнем углу, где веселый паж держит державу верх крестом (пословица: "Вертеть мир на большом пальце"). В этой точке начинается восхождение по вечному кругу Уробороса, т.е. змия кусающего себя за хвост (прим.: следите за публикациями блога - готовится большой материал по этой теме), круг доходит левого верхнего угла, где держава перевернута и уже играющий шут-джокер испражняется на нее (пословица: "Мир перевернулся вверх дном" и "Испражняться на мир"), после чего начинается стремительное падение до
пресмыкающегося, как эдемский змий, дорожного побирушки (пословица: "Быть вынужденным унижаться, чтобы преуспеть в этом мире").

Чтобы вы не затерялись по пути, Брейгель оставил множество направляющих, дорожных указателей, ж/д стрелочных переводов: движение рук, полет черных птиц, стрел, вздымающийся дым, падение монет, карт и т.д. и т.п. Все вас втягивает в порочный круг. Это земной круг рабства греха, в царствии дьявола, т.е. Уробороса, и только лишь один взмывающий белый журавль, как бы пытается вырваться из этого круга и указывает узкий путь к спасению, в тихую гавань, куда лишь немногие вырываются из этого цикла на парусах, устремляясь к солнцу в синем, залитом светом небе, к Солнцу Правды - ко Христу (см. верхний правый угол).

19 Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны - светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой - славою твоею
20 Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего
21 И народ твой весь будет праведный, на веки наследует землю, - отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему
(Ис.60:19-21)



===
Доп.источник:
1. "Питер Брейгель Старший. Ещё один взгляд на "энциклопедию фламандского фольклора""
2. [wiki]: Фламандские пословицы (для детального изучения картины по отрывкам);
3. [вики-цитатник] : Нидерландские пословицы (эквиваленты русских и англ.пословиц);

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

13 мая 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Рубрика:
Заметки на полях Библии
Арт-салон откровений

Заметки по теме:
В Ватикане правят сатанисты. Игры католиков со крестом. [У нас есть Папа. part 12]
[Заметки на полях Библии]: Папа, чайка и ворон: Гл.3 "Пожирающий Пеликан. Папа Римский - антиПетр".
"У нас есть Папа (part4.1). Избрание нового Папы в свете Апокалипсиса - лжепророк антихриста".
Имеющим уши: Христос - Солнце. "Детидетей" и 101-ый псалом царя Давида.
Заметки на полях Библии: Проколы в западных библейских картинах. (Явление Иисуса Марии Магдалине).

доп.теги: Папа Римский
католики
символика

Тарковский, искусство, история Церкви, война, история, Заметки на полях Библии, статья, символика, католики, Брейгель, Уроборос, ЧГК, Папа Римский, грех

Previous post Next post
Up