[Заметки на полях Библии]: Кречет России: Пикирующий сокол Рюриков.

Mar 24, 2014 13:29


[см. ОГЛАВЛЕНИЕ и ссылки на все главы]

Папа, чайка и ворон.
Сказ о "нечистых птицах" в свете Божественного Откровения.
[У нас есть Папа. part 11]
(о символике "нечистых птиц" в Библии)

(продолжение):
...«Донская фольклорная традиция прочно связала воина-казака с символом хищной птицы - сокола или орла. В самом полном сборнике донских былин и песен А.М. Листопадова образ волка не встречается ни разу, в то время как орнитоморфной символикой отмечена буквально каждая страница. Казаки называются в текстах братьями-соколами, противостоящими воронам; детально выписан образ старого орла; сокол и конь предстают в образах состязающихся богатырей. Вообще только конь и может соперничать с образом сокола; его образ в казачьем фольклоре представлен столь же широко и ярко».
Рыблова М.А., "Взвейтесь, соколы, орлами", [3]

Итак: суммируя все вышесказанное, образ сокола, и не просто сокола, но кречета, весьма гармонично и правдоподобно соответствует России с ее историей.

Пикирующий сокол Рюриков. Русь изначальная.


И все же, почему сокол так популярен был на Руси, что отразилось и в народных сказаниях и эпосе, и в самом отношении к птице?

Важно отметить, что в русском языке слово «кречет» зафиксировано уже с XII века в самом значительном и самом загадочном памятнике древнерусской литературы - «Слове о полку Игореве». Несмотря на то, то эта рукопись является одной из самой исследуемой, которой посвящено множество научных работ, можно говорить уверенно о том, что начинается новый этап полного переосмысления повествования героического эпоса, в основном благодаря работам профессора А.Н.Ужанкова - рукопись, которая считалась народной языческой мифологической поэмой, приобретает сакральную значимость, благодаря ее, как аргументированно доказывает профессор, именно христианской и библейской основе.

«Тема спасения души человека пронизывает Новый Завет и становится ведущей темой всей древнерусской литературы, основанной на православии. Она нашла воплощение во многих (если не во всех) евангельских притчах, но наиболее известная из них - притча о блудном сыне (Лука,15;11-32). Своеобразной ее интерпретацией предстает и «Слово о полку Игореве»».

Ужанков А.Н., д-р филол. наук, [7]

В 1968г в научном журнале «Советская археология» публикуется весьма интересная статья Рапова О.М., доктора исторических наук, «Знаки Рюриковичей и символ сокол». В этой работе он также отмечает, что образ сокола весьма часто употреблялся в Киевской Руси, приводит большой список исторических документов и цитат, но и это не главное - он весьма аргументированно доказывает, что ««загадочные фигуры» на монетах и печатях Рюриковичей, на перстнях и подвесках, принадлежавших князьям и их дружинникам», к примеру, широко известный ныне, так называемый, «Трезубец Владимира», принятый Украиной в качестве национального герба, ничто иное, как… изображение сокола. [6] (Об этом, кстати, на официальных государственных сайтах Украины ни слова).




И не удивительно, как отмечают историки и филологи, имя Рюрика - основателя Новгородского княжества на Руси, родоначальника первой царской династии на Руси, созвучно славянскому «рарогу», т.е. «соколу»:

«Чешское raroh, словац. ra/roh, пол. rarog, укр. ра/рiг. В чешском словаре сказано, что это самый быстрый из всех соколов. <…> К Рюрику, конечно, прямого этимологического отношения не имеет. Но по созвучию - вполне естественно было бы Рюрику взять себе гербом рарога».

лингвист А.Дыбо, цит. по: А. Ю. Чернов, "В старой Ладоге найден герб Рюрика?", [2]

Таким образом, наша версия того, что «кречетом» в Библии отмечена именно Россия, имеет еще более веские основания. Также очень важно, в контексте всего нашего повествования, отметить, что часто сокол изображался с крестом над головой или вырастающим из головы [2].



Как считают историки и археологи, согласно летописи, Рюрик основал первую столицу Руси на месте нынешнего села Старая Ладога [5]:

«При рассмотрении Ладоги в качестве столицы федерации северных племен получают объяснение многие обстоятельства ее активного формирования в докняжеский период. Не случайно, что первый династ Северной Руси - Рюрик (которого в свете датского похода 852 г. не так уж фантастично считать историческим лицом Рориком - ютландцем по происхождению) именно Ладогу избрал своим «стольным городом»».

***

«Не позже середины IX в. Ладога выдвигается в качестве главного центра федерации славяно-финских племен, а затем становится столицей Верхней Руси. Возрастают государственно-объединительные, а также рыночные и контрольно-пропускные функции Ладоги, ставшей сильной крепостью, возможно, первым каменным градом Киевской державы, фамильным владением первых Рюриковичей».

Кирпичников А.Н, д-р ист. наук, [4]



И весьма символично то, что именно на месте первой исторической столицы Руси, в конце июня 2008г, при археологических раскопках в Старой Ладоге, была найден осколок глиняной литейной форма X в., на котором сохранилась нижняя половина изображения птицы, предположительно, сокола [1, репортаж на "Вести-СПб"] [2]. Намного раньше, в Гнёздовском могильнике (побережье р.Оки), были найдены целые застежки для ремней в виде птицы, напоминающей сокола, которая полностью индентична литейной форме, в сохранившейся ее части.

Бессменный руководитель (с 1972г) Староладожской археологической экспедиции, А.Н.Кирпичников нисколько не сомневается, что это именно сокол, а сама находка представляет собой герб Рюрика, по сути, первый герб Руси:

«Это геральдика нашей первой России, это знаки Рюриковичей: двузубцы и трезубцы. Оказывается, в них скрыто изображение атакующего сокола, эта птица обеспечивала успех, победу. Она символизировала натиск, она
атаковала во время охоты, ее восприняли как символ успеха, как символ победы в любой борьбе. Рюрик, Рёрек, сокол - в переводе. <…> Древнерусская империя образовалась со времен Рюрика.<…> Так что вот находка в Ладоге сокола и находка этого сокола [в Пскове], на подвеске, раздвинули нам рамки понимания геральдики нашей государственности».

Кирпичников А.Н, д-р ист. наук, [3]


Православный человек знает, что в этой жизни нет ничего случайного. По признанию самого профессора А.Н.Кирпичникова, примечательно то, что за полгода до находки, Ладога приняла в качестве герба, изображение пикирующего сокола. Символично еще то, что именно июнь 2008г, когда была сделана находка в Ладоге, отмечен в православном календаре сплошь красными датами - в этом месяце, к тому же, сошлись два великих праздника, относящихся
к «подвижным» (переходящим):

5 июня - Вознесение Господа Бога и Спасителя Нашего Иисуса Христа;

7 июня - Третье обретение главы Иоанна Предтечи;

15 июня - День Святой Троицы. Пятидесятница;

16 июня - День Святого Духа;

А также такие значимые праздники, как:

3 июня - равноапостольные Константин и Елена, при которых зародилось великое православное государство - Византия;

- праздник Иконы Божией Матери Владимирской, праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.;

И знаменательно то, что 12 июня - День России.

Находка в месяц, когда отмечаются Вознесение, Пятидесятница и День России - тот самый случай, когда вновь возникают параллели с Финистом (Фениксом). А также, возвращаясь к особой роли и миссии России на геополитической мировой арене, и к сюжетной линии извечного противоборства сокола и ворона в народном фольклоре и летописях, вновь обратимся к историческим корням - упомянутый выше, советский историк Рапов О.М., отметил в своей работе:


«Особый интерес вызывает былина «Вольга» <…>. В ней рассказывается о борьбе Вольги с Санталом: «Поезжае Вольга в Волгугород, видела царица нехороший сон: бьется сокол да с черным вороном, перебил сокол да черна ворона. Ясный тот сокол - Вольга богатырь, черный тот ворон - то сам Сантал». Б.А.Рыбаков убедительно доказал, что эта былина повествует о реальных исторических событиях, которые происходили на Руси во второй половине X в. Вольга - древлянский князь Олег Святославич борется с могущественным варягом Санталом - Свенельдом («черным вороном»). Названия «сокол» и «черный
ворон», применительно к этим историческим лицам, по-видимому, не случайны. Древним гербом датчан, как мы уже указывали выше, был ворон, а на монетах киевских князей изображался сокол.

В других былинах Владимирова цикла рассказывается о том, как Илья Муромец и Добрыня Никитич «ходят - гуляют» по синему морю Хвалынскому на «Соколе» - корабле, на который нападают «черные вороны» - в одном случае турки, в другом - татары. После того, как Илья Муромец разбивает врагов, «Сокол» благополучно возвращается на Русь. Турки и татары в данном случае являются позднейшей подстановкой. <…> В XII в. «черными воронами» называли половцев, а соколами по-прежнему русских князей. Вероятно, тут сказывалась уже народная традиция называть всех врагов, которые посягали на Русскую землю, «воронами»».

Рапов О.М., доктор ист.наук, [6]

Одного только не может понять историк, как и все остальные - почему? и как? именно сокол, а не кто-нибудь иной?


«Возникает вопрос: каким образом сокол «залетел» на монеты и печати Рюриковичей, в русские былины, в «Слово о полку Игореве»? Почему именно сокол, а не орел, не ястреб, не ворон? Сокол не был древним божеством ни у славян, ни у скандинавских народов. Да с принятием христианства ни одному языческому богу и не осталось места в русском религиозном пантеоне, хотя пережитки язычества еще сохранялись долго. Тот факт, что князья из дома Рюриковичей называются былинами и «Словом о полку Игореве» «соколами», говорит за то, что сокол был эмблемой, гербом рода, возглавлявшего феодальную верхушку Киевской Руси. Возможно, что сокол в глубокой древности был тотемом рода, из которого происходила княжеская семья. Следы тотемизма нередко проявляются в культе животных, в геральдике, в фольклоре спустя несколько веков после принятия новой религии».

[Там же. 6]

Можно однозначно сказать лишь - Бог знает. Если суждения наши верны (а аргументов и фактов более чем достаточно), то «кречету» в лице России предоставляется особая роль. Кречет, как видим, выпадает из списка нечистых птиц - или он должен исчезнуть (что в случае с Россией маловероятно), или, как Феникс, Финист Ясный Сокол, переродиться, стать чистой птицей, птицей другой жизни, другого царствия - птицей Царствия Небесного. (Выходя за рамки темы, нужно отметить, что увы, но ей, как Фениксу придется и погибнуть, т.к. по Апокалипсису, силы восставшие на последнюю битву против животины - зверя антихриста, терпят поражение, ибо победа за Господом, Который сотворил весь этот мир, и Который и есть Альфа и Омега - начало и конец - на Него и надежда).



Т.е. скоро, мы станем свидетелями, как Россия выйдет из G20 (или ее просто оттуда вытолкнут), ибо «чистый» не может сообщаться с «нечистыми»:

14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?

15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?

16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

(2Кор.6:14-18)

(прим.: когда эта глава уже была написана, пришла первая весточка (за 18.03.2014), что Россию временно исключили из G8)

Итак, резюмируя тему «Кречет России», почему именно кречет, является символом России:


- изначально родовой герб (тотем) первой царской династии России;

- самый большой и самый быстрый бойцовский сокол;

- не питается падалью;

- олицетворяет собой обращение из язычества;

- самая любимая птица русского фольклора и героического эпоса;

- в мистическом плане, обладающий способностью возрождения (Финист Ясный Сокол);

- в народном эпосе, противопоставляется ворону;

- особая мистическая связь с весьма почитаемым на Руси Св.Трифоном (линия пока непонятная, но не заметить ее нельзя);

***

Ингушская притча


Подружились сокол и ворона. Как-то отправились они в путь. Летели далеко. Вот ворона села и сказала соколу:

- Устала я, лететь не могу. Во-он вдали я вижу сдохшего бычка. Если ты не принесёшь мне его мяса, я не смогу подняться.

А этот дохлый бычок был приманкой для птиц: некий князь установил вокруг него капканы. Подлетел сокол к приманке и попался. Ничего не сказала ворона. Поднялась и улетела. Князь посадил сокола в железную клетку.

Ежедневно стал прилетать другой сокол. Он бил крылом по клетке и о чём-то клекотал. Князь пригласил человека, знающего языки животных. Тот послушал этих птиц и перевёл:

- Прилетающий сокол говорит пойманному: «Если бы ты спарил своё крыло с соколом, ты не попался бы. С кем ты повёлся, от того и набрался».

Тогда князь отпустил этого сокола.

(продолжение следует...)

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

24 марта 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Библиография

[1] "Вести-СПб". Археологические раскопки под Старой Ладогой: Репортаж передачи "Вести-СПб" о нахождении при раскопках в Старой Ладоге глиняной литейной формы X в. с изображением сокола (символа Рюриковичей). 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://rutube.ru/video/0d91198cadd2ecc1c69af968b6e83805/?ref=logo (дата обращения: 12.03.2014)

[2] А. Ю. Чернов. В старой Ладоге найден герб Рюрика? [Электронный ресурс]. - персональный сайт А.Чернова - URL: http://www.chernov-trezin.narod.ru/GerbRurika.htm (дата обращения: 03.03.2014)

[3] Кирпичников А.Н, д-р ист. наук. Здесь жили не крепостные, а свободные люди: Патриарх российской археологии взывает к рядовым псковичам и псковским властям: бездействие уничтожает культурное наследие и традиции Псковской земли. опубл. в: Газета "Псковская губерния" (13.05.2009), №17. [Электронный ресурс]. URL: http://gubernia.pskovregion.org/number_438/07.php (дата обращения: 12.03.2014)

[4] Кирпичников А.Н, д-р ист. наук. Ладога и Ладожская земля VIII-XIII вв. опубл. в: Славяно-русские древности Выпуск I. (Историко-археологическое изучение Древней Руси: Итоги и основные проблемы), С. 38-79. [Электронный ресурс]. URL: http://rusarch.ru/kirpichnikov8.htm (дата обращения: 12.03.2014)

[5] Кирпичников А.Н, д-р ист. наук. Первая столица Руси Старая Ладога. опубл. в: Наше наследие №106 (2013) (дата обращения: 12.03.2014)

[6] Рапов О.М., доктор ист.наук. Знаки Рюриковичей и символ сокол. опубл. в: Советская археология (1968), №3, С. 62-69 [Электронный ресурс]. URL: http://www.perunica.ru/istoria/1690-omrapov-znaki-ryurikovichej-i-simvol-sokola.html (дата обращения: 24.03.2014)

[7] Ужанков А.Н., д-р филол. наук. В свете затмения: христианская основа "Слова о полку Игореве". [Электронный ресурс]. - Православие.Ru - URL: http://www.pravoslavie.ru/archiv/slovo-christianosnov.htm (дата обращения: 12.03.2014)





Рубрика:
"Заметки на полях Библии"

время/месяц/июнь, Апокалиптическая серия, история, Заметки на полях Библии, статья, Ужанков, страна/Россия, время/лето, животные

Previous post Next post
Up