(part1)(
part2)
Часто, на остановке, где жду свой транспорт, вижу, людей, которые несколько, не сильно, но все же, как бы отличаются от окружающих. Вначале даже не понимаешь, чем именно, хотя, конечно же, большую бороду у мужчин, невозможно не заметить, но они все пожилые, поэтому для них борода, как бы выглядит, хоть несколько необычно для нашего времени, но довольно естественно для их возраста (вот такой парадоксно-словесный кульбит). Когда присматриваешься к деталям, то понимаешь, что именно их выделяет из окружающей среды - это весьма простая, по нашим меркам, простая ситцевая или хлопковая одежда, серых и белых тонов, без украшательств (такую сейчас найдешь может быть только на сэконд-хэнде), и обязательно у мужчин рубашки навыпуск и с длинными рукавами (именно с длинными; см. заметку
"Мы часто творим Божью волю, сами того не ведая"), а у женщин длинные юбки до пола и платки.
Чаще всего вижу пожилых мужчин, а когда, по воскресеньям возле них стоят еще пару пожилых женщин, то контраст усиливается, но все же не настолько, чтобы на них особо обращали внимание - думаю, воспринимаются, как просто постаревшие, бедные, бывшие советские люди. Вот, если бы возле них стояла еще молодежь, в таком же стиле, тогда точно на них бы все глазели, как на иеговистов, но увы, молодежи, особо, как-то и не припомню возле них.
Но я их все равно не упускаю из вида, вообще, по понятным причинам, обращаю внимание на всех бородатых. Вначале думал, что возможно это просто какие-нибудь православные, но когда обратил внимание на то, что довольно часто встречаю их на этой остановке и именно по воскресеньям, то вспомнил, что рядом Мазаракиевская церковь (
wiki; а лучше, весьма емкая статья в
циклопедии) - самая старая церковь и вообще самое старое, сохранившееся здание г.Кишинева (1752г) (до этого на ее месте была старая крепость, которую разрушили ушлые татары). Это старообрядцы. Тогда все и стало на свои места, насчет того, кто эти люди и что за "православные" и какого особо ревностного прихода.
Кстати, один мой знакомый, который возгорел рвением по Богу (мы, как раз тогда и познакомились на этом его неофитском этапе жизни), и стал обходить все близлежащие храмы, как-то пожаловался мне, что его не пустили в этот "православный" храм. Ему было очень обидно, но его, как магнитом очень манило туда, где вот такая строгость, и внешнее благочестие, и не мог понять, почему его не пустили, сказав, что у них разные веры. Я конечно же,
обеими руками за строгость и благочестие, но пришлось долго объяснять, кто такие старообрядцы. Честно, он с большим недоверием, точнее нежеланием, воспринимал информацию, как маленький ребенок, на глазах, которого разрушают его сладкий миф, по-тирански почему-то забрав из-под носа целую коробку "Эскимо" и еще где-то две недели ходил с этими магнитами в глазах, но потом, Слава Богу, отошел от этого, тем более, что его не пустили.
Поэтому я несколько лет считал, что туда нестарообрядцев строго-настрого не пускают.
"...входить в старообрядческую церковь представителям новой православной веры некоторые священники-старообрядцы уже разрешают. А ведь еще 50 лет назад в семье староверов выбрасывали кружку, из которой пил новообрядец".
Газета "Панорама" 08.06.2011:
"Кагульские староверы из Липованки" Но, видимо, по отношению к моему приятелю, это был чисто Божий промысел, т.к. просматривая информацию в сети по Мазаракиевской церкви, и один
весьма и весьма интересный фото-экскурс по Кишиневу, понимаю, что в Мазаракиевскую церковь все-таки пускают (может изменения за последние годы, под натиском времен), но с весьма строгими нареканиями и ограничениями (см.фото вывески на храме):
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ ВХОДЯЩИХ В РУССКУЮ ПРАВОСЛАВНО-СТАРООБРЯДЧЕСКУЮ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ "ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ"
Входить в храм Божий нужно с чистой душой и совестью, с чувством и должным вниманием к совершаемому в Церкви священнодействию, а также необходимо со вниманием относиться к одежде, в которой входишь в Храм Божий - поэтому:
ЗАПРЕЩАЕТСЯ входить в церковь:
женщинам: - в шапках;
- с непокрытой головой;
- в коротких юбках;
- в брюках;
- в открытой и прозрачной одежде;
- в одежде с короткими рукавами;
- плотно облегающей одежде,
которая отвлекает от молитвы;
- с накрашенным лицом;
мужчинам: - в рубашках с короткими рукавами;
- при галстуке;
- без пояска;
- в шортах;
Лица некрещеные или крещенные вне Русско-Православно-Старообрядческой Церкви [!], пришедшие познакомиться с истинной верой или находящиеся в поисках истинной Православной Церкви, могут присутствовать на службе, стоя на паперти без видимых молитвенных признаков, чуждых данной [дальше не видно, но можно понять смысл].
Честно, я бы с удовольствием ходил бы в такой храм, но... и еще раз но... Кстати, это стереотип, что у старообрядцев одно сплошное благочестие и строго-строгое придерживание того же внешнего дресс-кода. Современный мир пожирает и их, как бы они не старались изолированно жить, тем более, живя в самой гуще безбожного мира - в городских чертах, которыми, как известно из Ветхого Завета, первым оградил себя братоубиец Каин. Молодежи, по их же признаниям (см.вконце заметки интересный репортаж) у них становится меньше (хотя, здесь, думаю, проблема не только во всеобщей апостасии, а и вообще, в том, что любая ветка, какая она не была бы правильная и красивая, засыхает, будучи оторванной от дерева).
Или вот антрополог Денис Топал (
denistopal), который иногда посещает старообрядческое село Куничи, где делает прекрасные фотосеты (см. во второй части заметки),
пишет в одной из своих заметок:
"Разница между Куничей и другими старообрядческими селами как в Молдове, так и, скажем, в Одесской области - видна невооруженным взглядом. Пожалуй, нигде уже нет такой приверженности старым обрядам, одежде, обычаям. Почти уже нигде не пишут, как тут, икон и книг. Редко где мужчины носят большие бороды".
Но и в тех же Куничах, не так прямо все парадно, как хотят представить. К примеру, в 2011г журналисты "Панорамы", собрались, как-то написать свой очерк о с.Куничи:
part1: "Мы хотели встретить классического, в нашем понимании, старовера - крепкого патриархального деда, с бородой до пояса, в вышитой косоворотке и окающего. Обязательно хотелось окающего, уж не знаю почему. А встретили девушку, даже не девушку, а смуглую девчонку, только что окончившую лицей. В открытой блузке, джинсовых бриджах и с полным кульком в левой руке".
<...>
«Девушка, а где ваша церковь?» - спросили мы. «А вам какая? Православная или староверов?», - звонким голосом поинтересовалась девушка. Настроение у нее было приподнятое. «Там поянская, - она махнула влево, где закат золотил кресты православной церкви. - А справа Кунича. Пояна - православные украинцы, Кунича - русские старообрядцы». «А вы старообрядка?» - Девушка ведь вышла со стороны Пояны. «Еще какая! Стопроцентная старообрядка <...>"
Газета "Панорама" 13.07.2011:
"С женихами в Куниче плохо" part2: "Только мы отошли, за спиной быстрое хлопанье шлепанцев - нас догоняет девчонка - светлая майка, черные бриджи, счастливое, мало загоревшее лицо и на носу наивные пятнышки веснушек: «А вы к нам в монастырь?». Так мы узнали, что в Куниче есть монастырь - женский, старообрядческой церкви".
Газета "Панорама" 20.07.2011:
"Село Кунича: Ксения Павловна и любимое место митрополита из Москвы".
Довольно говорящее название первой части очерка. Кстати, на фотографии справа, это старообрядцы из Боливии, которые переселяются в Россию. Думаю, через пару лет, их дети тоже будут бегать в джинсах, маечках и прочее.
В принципе, на этом и все - ничего особенного и информативного не предусматривалось рассказать, это должно было быть маленькое вступление к перепосту с прекрасным фото-сетом и портретами старообрядцев антрополога Дениса Топала, но Остапа опять, как говорится, понесло. Сами фотографии Дениса, смотрите во второй части.
P.S. Кстати, коль скоро опять зашла речь о дресс-коде, и как всегда эта тема, поднимает всплеск эмоций - ну что поделать, коли настали такие времена, когда женщинам с трудом уже объяснить, зачем в храме надевают платок, уже не говорю о том, что раньше, даже в быту женщину без платка так и называли - распущенной, а "опростоволоситься" (т.е. попасть в неудобное, стыдное положение), это как раз от того, когда женщину, кто-то случайно мог лицезреть без платка.
Хоть, это и бесполезно, но напомню один интересный канон:
"Если какая-нибудь жена, ради мнимого подвижничества, острижет свои волосы, которые Бог дал ей в напоминание подчиненности, то таковая, как нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвой".
(Гангрский Собор, правило 17)
Т.е. женщина, которая стрижет волосы, находится под анафемой. Хотя либералисты, в том числе (не говоря уж о бывших профессорах МДА и тех же профессоров МДА с медалькой, которым каноны Поместных Соборов, вошедших в свод церковного права уже не закон) пытаются извратить смысл этого канона (или просто привязать только к осужденной тогда ереси Евстафия), но все авторитетные канонисты, в том числе Св.Никодим Милаш, говорят об этом вполне недвусмысленно. Милые женщины - во всем есть смысл, и довольно сакральный, но кого это уже интересует, когда уже мужчины ходят в храм в шортах и шлепанцах на голую ногу, или даже трениках, а священники делают вид, что этого не видят. Вот такие времена настали - если по всем фронтам наступают педерасты, то о каком благочестии вообще можно говорить, тут бы до Апокалипсиса, как-нибудь да дотянуть.
= BONUS =
Видео-репортаж о Мазаракиевском приходе и старообрядцах Молдавии
Click to view
полезные ссылки:
1. Циклопедия: статья
"Мазаракиевская церковь";
2. Руслан Шевченко, доктор истории:
"Мазаракиевская церковь - самая древняя из сохранившихся";
3. Портал "Планета Дорог":
"Кишинёв. Часть 1: случайная столица" (откуда использовал некоторые фотографии по церкви, в том числе вывеску);
--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру
16 января 2014г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com
Рубрика:
"Заметки из жизни" Заметки по теме:
"Мысли вслух: Что напялила, то в храм и припялила".
"Вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь. (Будни современного храма)". доп.теги:
Молдавия Кишинев раскольники дресс-код