[Каноны]: Как правильно доносить на священников и епископов. Или больным грехом Хама.

Jan 09, 2014 22:19



Хотя Навальный в рясе, как известно, не любит канонов, что и понятно(давно уже назрела заметка по этой теме и по кишиневскому делу, исходя из которого, он давно должен быть извержен из сана), сделал маленькую выборку по из правил, касательно обвинений выдвигаемых на епископов и пресвитеров. (Прим.: подборка касается только обвинений со стороны православных - многие правила, регламентируют, что не принимаются обвинения и доносы, в частности, от еретиков и лишенных сана).

I. О порядке выдвижения обвинения

1. Прежде всего должна быть тщательно исследована сама личность обвинителя, в случае церковного вопроса, который грозит отлучением епископа или епитемьей (см.детали в разделе II)



2. Обвинения на епископа должны быть представлены непосредственно епископам области. Если епископы решения не смогут принять, тогда созывается Собор, но прежде всего обвинитель обязан в письменной форме подтвердить, что понимает всю тяжесть обвинений и чем ему грозит, если обвинения не подтвердятся (наказание, под которое должен был попасть обвиняемый, накладывается на обвинителя).

II-ой Вселенский Собор, правило 6
(прим. dralex):
- от кого принимаются
- о порядке предоставления обвинения;
- ступени дознания и решения по обвинениям;
- об ответственности обвинителя;

канон 6: Поелику многие, желая привести в замешательство, и ниспровергнуть Церковное благочиние, враждебно и клеветнически вымышляют на правящих Церквами православных епископов некия вины, не с иным каким намерением, как токмо, дабы помрачить добрую главу священников, и произвести смятение в мирном народе; того ради святый Собор стекшихся в Константинополе епископов заблагорассудил: не без изследования допускать обвинителей, не позволять всякому приносить обвинения на правителей Церкви, но и не всем возбранять. Но если кто принесет на епископа некую собственную, то есть, частную жалобу, как-то, в притязании им имения, или в иной какой либо потерпенной от него неправде: при таковых обвинениях не принимать в рассуждение, ни лица обвинителя, ни веры его. Подобает всячески и совести епископа быть свободною, и объявляющему себя обиженным обрести правосудие, какой бы веры он ни был. Если же возводимая на епископа вина будет церковная: тогда подобает разсмотреть лице обвинителя. И во-первых не позволять еретикам приносить обвинения на православных епископов по делам церковным. Еретиками же именуем как тех, которые издавна чуждыми Церкви объявлены, так и тех, которые после того нами анафеме преданы; кроме же сего и тех, которые хотя притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво, но которые отделилсь, и собирают собрания против наших правильно поставленных епископов. Еще же, Если которые из принадлежащих к Церкви, за некия вины, прежде были осуждены и извержены, или отлучены из клира, или из разряда мирян: и сим да не будет позволено обвинять епископа, доколе не очистят себя от обвинения, которому сами подпали. Такожде и от тех, кои сами предварительно подверглись доносу, доносы на епископа, или на других из клира могут приемлемы быть не прежде, разве когда несомненно явят свою невинность противу возведенных на них обвинений. Если же некоторые, не будут ни еретики, ни отлученные от общения Церковнаго, ни осужденные, или предварительно обвиненные в каких либо преступлениях, скажут, яко имеют нечто донести на епископа по делам церковным: таковым святый Собор повелевает, во-первых представить свои обвинения всем епископам области, и пред ними подтверждать доводами свои доносы на епископа подвергшагося ответу. Если же епископы соединенных епархий, паче чаяния, не в силах будут восстановить порядок, по возводимым на епископа обвинениям: тогда обвинители да приступят к большему Собору епископов великия области, по сей причине созываемых; но не прежде могут они настоять на своем обвинении, как письменно поставив себя под страхом одинакового наказания с обвиняемым, Если бы, по производству дела, оказались клевещущими на обвиняемаго епископа. Но если кто, презрев, по предварительному дознанию, постановленное решение, дерзнет, или слух царский утруждать, или суды мирских начальников, или вселенский Собор безпокоить, к оскорблению чести всех епископов области: таковый отнюдь да не будет приемлем со своею жалобою, яко нанесший оскорбление правилам, и нарушивший Церковное благочиние.

3. Со стороны обвинителя должно быть не менее двух-трех свидетелей.

Апостольские правила, правило 75:
В свидетели против епископа не принимать еретика: но и одного верного недостаточно. Ибо на устах [только] двух или трех свидетелей твердо всякое слово (Матф. 18:16).

4. Если обвинений несколько и первое, по рассмотрению,  обвинение не подтверждается, то остальные обвинения не рассматриваются.

Карфагенский Собор, правило 145:
Постановлено и сие: когда на состоящих в клире доносители представляют многие обвинения, и одно из них, о котором, во-первых, происходило расследование, не могло быть доказано, то после сего прочие обвинения да не приемлются.

(прим.: правило 146 регламентируют, кто может быть свидетелем)

II. Кто может выдвигать обвиненияВ самом начале уже упоминал вкратце, некоторые категории обвинителей, от которых Церковь не принимает доносы, но есть еще один интересный канон:

IV Вселенский канон 21:
От клириков, или мирян, доносящих на епископов, или на клириков, не принимать доноса просто и без исследования: но предварительно исследывать общественное О НИХ мнение.

Данный канон все-таки требует некоторых комментарий, дабы не было разногласий и недопониманий:

Аристен: Клирик, или мирянин, обвиняющий епископа, не должен быть принимаем без исследования. Должно узнавать общественное мнение о тех, которые обвиняют епископов, или клириков, и без исследования не должно допускать их до обвинения сих лиц, будут ли обвиняющие клирики, или миряне, из опасения, чтобы не оказались они людьми отверженными от церкви, или находящимися вне общения, или обвиняемыми в каких нибудь преступлениях и еще не оправдавшимися, или в другом каком либо отношении не безукоризненными по жизни, или чуждыми по вере. Ибо многие из таковых, желая смешать и извратить церковное благочиние, сплетают ложные доносы против безупречных и православных епископов и клириков.

Комментарий Зонары к 6-му канону II-го Вселенского Собора:
"...аще же возводимая на епископа вина будет церковная, то есть такая, например, которая подвергает его лишению священства, как-то: святотатство, или рукоположение за деньги, или совершение какого либо архиерейского действия в чужой области без ведома тамошнего епископа и тому подобное; в таком случае должно произвести тщательное исследование о лице обвинителя, и, если он еретик, не принимать. Еретиками называет всех мыслящих не согласно с православною верою, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от церкви, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались. И не только погрешающих относительно здравой веры правило не допускает до обвинения епископа в преступлении, но и отделившихся от своих епископов и собирающих собрания против них, хотя они и казались православными".

Какая реакция (со стороны Церкви и со стороны обвиняемого) и в какой форме должна последовать на обвинения

Апостольские правила, правило 74
канон 74: Епископ, обвиняемый в чем-либо достойными доверия людьми, должен быть необходимо сам призван епископами; и когда предстанет [перед епископами], и признается, или обличен будет, да определится эпитимия /взыскание/. Если же был вызван, [но] не послушает, да позовется вторично через посылаемых к нему двух епископов. Если же и так не послушает, да позовется в третий раз через посылаемых к нему двух епископов. Если же и этого не уважая, не предстанет: собор, по благоусмотрению свому, да произнесет о нем решение, чтобы не думал, что можно что-то выиграть, бегая от суда.

В свою очередь, очень интересное правило относительно обвиняемого:

Карфагенское правило 79 (90):
Определено и сие: когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда, частью для отклонения нарекания на Церковь, частью ради достоинства клира, по каковым причинам и оказывается им снисхождение, частью для избежания гордого злорадования еретиков и язычников, если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невиновности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется.

Комментарии еп.Никодима (Милаша):
Каждый клирик, говорит блаженный Августин, должен иметь всегда перед глазами две вещи: совесть и доброе имя (conscientia et fama); для нас самих достаточно совести, а ради других нам необходимо доброе имя: «совесть для тебя, а доброе имя ради ближнего твоего» (conscientia tibi, fama proximo tuo). [342] Так как каждый клирик должен пользоваться добрым именем, то правило, изданное по этому поводу, предписывает следующее: если на клириков, вследствие каких-либо преступлений, публично подана жалоба (δια τινά εγκλήματα έλεγχθέντας) или в обществе пронесся слух, что они совершили какие-либо преступления, то, ради своего доброго имени и авторитета церкви, они должны употребить все усилия, чтобы в течение года оправдать себя перед церковным судом и вместе с тем показать перед общественным мнением свою невинность. Если же они не успеют сделать этого в течение означенного времени, то теряют право на оправдание и предаются суду. А то обстоятельство, что, как постановляет правило, такие клирики в течение года должны находиться вне общения, бывает, как говорит в толковании данного правила Зонара, не потому, что на основании поданной жалобы доказана их виновность (так как в таком случае они были бы низвергнуты), но единственно потому, что они довели людей до сомнения относительно того, что ими совершено преступление.

***
Вот такой Навальный в рясе накатит публично поклеп, а потом отдувайся.

P.S. Даже если в доме грязь, то ее не выносят на радость соседям, а закрывши двери и занавесив окна, тщательно вычищают эту грязь, а как - см.сначала.

22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
(Быт.9:22-25)

--------------------------------------
(с) Александр Дрэничеру

9 янв. 2014г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Заметки по теме:
"Есть ли у Бога чувство юмора? д.Андрей Кураев: "Есть. 30 декабря"".
"д.Андрей Кураев & бесноватые девки vs Православные каноны (дело о амвоне и 15-м правиле Лаод.собора)"

доп.теги:
д.Андрей Кураев
канон
священники/осуждение

д.Андрей Кураев, еп.Никодим (Милаш), священники/осуждение, епископы, канон

Previous post Next post
Up