Без крещения спасения нет: "Итог главы о крещении младенцев" (§5.4)

Oct 01, 2013 11:31



см. Оглавление и ссылки на другие части

прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

5.4.        Итог главы о крещении младенцев

Модернисты и выступающие против крещения младенцев, часто вырывают из контекста цитаты святых и Св.Отцов. Особо часто они любят ссылаться на Св.Симеона Нового Богослова - он, как и блаженный Августин, наиболее часто уделяет в своих трудах внимание вопросу крещения младенцев. Если Св.Августин в основном, из-за полемики с еретиками пелагианами, больше затрагивает вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев, то для Св.Симеона, такого вопроса уже не стоит, и он в своих трудах уделяет больше внимание вопросу о воспринимаемой в младенчестве благодати крещения и проблеме того, что крещенные младенцы в дальнейшем не воспитываются должно в христианском духе, и со временем эта благодать попирается, с чем мы и сталкиваемся в наше время, поэтому труды Св.Симеона весьма актуальны для нашего времени. В них он говорит, что в  некоторых людях, крещенных в младенчестве, но не воспитанных в христианском духе, и не живущих по заповедям Христа, «благодать св. Крещения погасает и совсем теряется, а в иных сохраняется малая ее искра», и что необходимо покаяние, дабы вновь возгорелась благодать и обрести вечную жизнь, ибо и без покаяния, как и без крещения, спасения нет. Но он нисколько не был против крещения младенцев, как ему приписывают, вырывая вышеприведенные слова. Св.Симеон выражает именно всеобщее православное вероисповедание о крещении младенцев:
  • ·        «Я верую, что младенцы, окрещенные, освящаются и соблюдаются под кровом всесвятаго Духа, что они суть овцы стада Христова и агнцы избранные, поколику запечатлены знамением животворящаго креста и освобождены совсем от тиранства диавола. И если бы диавол не находил пригодных орудий злости своей, к совершению того, что желает, или в родителях детей, или в кормилицах, или в тех, которые с ними обращаются (как вначале - в змие и жене); то наверное не мог бы он похитить и себе присвоить ни одного из них». Св.Симеон Новый Богослов, [135, С.442-444]




Итак, подытоживая главу, как мы видим помимо всей представленной нашей работы в общем, практика крещения младенцев обусловлена:

·        самим Священным Писанием;
·        апостольским Преданием (которое можно отследить, начиная с первого-второго века);
·        святоотеческим Преданием и святоотеческим обоснованием;
·        самой исторической церковной практикой и обычаем;
·        канонически (церковными правилами);

Более того, отложение крещения младенцев смерти подобно, ибо под угрозой ставится посмертная участь души младенца [4] и преступно под личиной благожелательности утверждать обратное, ибо такие будут отвечать перед Богом за каждую душу, которые лишились вечного блаженства, т.к. их родители соблазнились словами таких суемудрствующих благожелателей.

а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
(Матф.18:6)

Об участи некрещеных младенцев в Церкви есть два мнения:

1.     они идут в ад, где не будут подвержены наказанию;
2.     не пойдут в геенну, но и не прославятся;

Если первая точка зрения полностью соответствует православному вероучению и не противоречит ему, то, как примирить вторую точку зрения с православным вероучением нам неведомо (разве только то, что это может быть искажение и домысливание первой версии, т.к. НИКТО из святых и Св.Отцов не говорил прямо и ясно, то такие младенцы не идут в ад или попадают в рай, в отличие от противоположных высказываний, которые мы находим в святоотеческих трудах и истории Церкви, и которые были представлены в §5.3). Модернисты и благожелательные, ссылаются на целый ряд святоотеческих цитат (в основном, взятых из Псково-Печерского листка N10, издания Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря 1993г, или тот же набор  цитат в Палестинском Листке Вифлеемской обители) [5], но по большей части они вырваны из контекста и не относятся к теме рассматриваемого вопроса, и ни одна из них не утверждает, что такие младенцы попадают в Царствие Небесное - это всего лишь домыслы тех, кто на них ссылаются.

Опять же, если все же допустить (относительно второй версии), в соответствии с предположениями Св.Григория Нисского и его преподобной сестры  Макрины об аде и рае, что это будет некое пограничное состояние души, то тогда, согласно, видению Григория из жития Св.Василия Нового, они могут и получить малое утешение, ибо даже слепой (т.е. суть некрещеная душа), или, зажмуривший глаза, и не могущий смотреть на солнце, подставив лицо солнцу, ощущает его сияние и видит слабый свет через закрытые веки. (Но, опять же, это только наши сугубо личные предположения). Крещеные же, и удостоившиеся вечного блаженства, смогут лицезреть Христа в Его истинном сиянии и славе.

Оставим этот вопрос на попечении Бога или тех, как выражается Св.Григорий Нисский, обогатила благодать Божия:
  • ·        «…примечая непроницаемость предложенного нашему разумения, думаю что к настоящей речи применимо сие апостольское слово, в котором изрек он о непостижимом, говоря:«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим.11 33.34). Поелику же Апостол говорит еще, что духовному свойственно судить о всем (1Кор.2,15.), и одобряет тех, кого благодать Божия обогатила «во всяком слове и всяком разуме» (1Кор.1,5.)…». Св.ГригорийНисский, [136, С.336-337]

Одно мы точно и уверенно знаем - некрещеные младенцы не смогут лицезреть Христа и быть причастниками Его славы, а это малоутешительно. Св.Григорий Нисский говорит тем, кого он причисляет к категории «не удостаиваемых почести и не наказуемых»:
  • ·        «…что ты приобретешь великого, когда лишишься царствия и тех обетований, которых око не видало, и ухо не слыхало?» Св.Григорий Нисский, [8, С.445-446]

Отпасть от славы Христа, это уже великое наказание, как видим в том же примере с милостивым блудником, который находился между адом и раем, и пусть те, кто лишают младенцев крещения, подумают о том, какую они им участь готовят [6].
  • ·        «...считаю наказанием гораздо более тягостным, чем геенна, не находиться в славе Христа, и если кто удален отсюда, такому - я полагаю - горевать надо не из-за гееннских зол, а из-за отпадения от Владыки: в отношении наказания одно это всего тягостнее». Св.Иоанн Златоуст, [137, С.701]


[4] В этой работе мы не рассматриваем другой сопутствующий крещению серьезный вопрос об обязательной катехизации родителей и восприемников;

[5] К сожалению, из-за лимита на количество страниц работы, мы не можем детально их рассмотреть;

[6] Но опять же, по словам Св.Отцов, крещенный, но не воспитанный в христианской вере и не достигший вечного блаженства, будет наказан во много раз сильнее, чем некрещеный, поэтому ответственность на родителей и восприемниках ложится вдвойне;

(с) Александр Дрэничеру

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

1 окт. 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

ересь, спасение, Святые Отцы, дети, крещение, таинства, статья, учеба, реферат, грех/первородный, академия, Христос, цитата, богословие

Previous post Next post
Up