см. Оглавление и ссылки на другие части прим.:
*если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;
3.7. В таинстве Святого Крещения дается не просто благодать, но даруется и воспринимается Сам Христос, Сам Св.Дух.
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
(Гал.3:27)
***
21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино <…>
(Иоан.17:21-23)
***
Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(Иоан.14:23)
От Святого Крещения, как поэтично изъяснился преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский, в нашем сердце обитает Сам Бог: «…обитающий от святаго крещения в сердце нашем Бог, если находит воздух сердца нашего чистым от ветров злобы и охраняемым стражбою ума, возжжет мысленную силу нашу к созерцанию, как пламень восковую свечу». Св.Исихий, [95, С.90]
Но прежде нужно немного пояснить постулат, выведенный в заголовок, т.к. многие могут воспринять излишне буквально. Св.Игнатий на примере Богородицы:
- · «По объяснению преподобного Григория Синаита, Богоматерь была тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самим существом Своим. Прочие святыечеловеки, хотя и соделываются по действию в них Святаго Духа причастниками Божественного естества (2Пет. 1:4) и обителями Триипостасного Бога (Ин. 14:23), но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, которая одна прияла в себя Бога-Слово для Его вочеловечения. Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери». Св.Игнатий Брянчанинов, [96, С.393]
Итак:
- · «За тем Христос и крестился, чтобы вложить в воду благодать Духа и образ своей святыни. Таким образом каждый крещающийся водою Духа, чрез призывание Троицы, получает образ (явившейся) во плоти чистоты, безгрешности и светозарности Христа. Так вот что - крещение: человек, невидимо облекаясь во Христа, становится всецело безгрешным и исполненным Духа, и, если соблюдет благодать, то делается Пророком, Апостолом и Ангелом, как сказал некто из облагодатствованных. И не удивительно: если, усыновленный по благодати, он становится сообразным Христу, то тем более может сделаться сообразным Ангелам. Этот дар дал нам Христос, Слово Божие, создавшее нас в начале и ныне возсоздавшее на лучшее». Св.Симеон Солунский, [73, С.110]
- · «Вопрос: Итак, крестившийся кого приемлет таинственно: Христа ли, или Святого Духа? Ибо ты говорил иногда, что Христос живет внутри нас, иногда же Святой Дух.
- Ответ: Крещением мы приемлем Святого Духа; а поскольку Он именуется и Духом Божиим, и Духом Христовым, посему Крещением приемлем и Отца, и Сына, по сказанному: «Аз и Отец приидем, и обителъ у него сотворим»». Св.Марк Аскет, [21]
- · «Ты познал все во всей полноте, будучи крещен во Имя Троицы. Во всем, что мы совершили, была заключена тайна Троицы. Везде у Отца и Сына и Духа Святого одно действование, одно освящение, хотя и есть, кажется, некие особенности.
- 6. Каким образом? Бог тебя помазал, Господь тебя запечатлел и вложил в твое сердце Духа Святого (ср. 2 Кор 1:21-22). Итак, ты принял Духа Святого в свое сердце. Послушай и другое.Поскольку Дух Святой в твоем сердце, то и Христос также в твоем сердце. Об этом говорит Христос Церкви в книге Песнь Песней: Положи Меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн 8:6) Св.Амвросий Медиоланский, [38]
- · «Следовательно, так верующие должны вести себя, потому что в них постоянно пребывает Святой Дух, Который дан Им (т. е. Христом?) при крещении и получившим сохранен, вследствие чего он пребывает в истинности и святости, праведности и терпении». Св.Ириней Лионский, [97, С.32]
- · «Адам, еслиб знал, что Бог обитает внутри его, никак не восхотел бы вкусить от древа познания и преступить заповедь Божию. Но он как только создан был, так и получил благодать Божию, а не был прежде лишен благодати сей, чтоб получив ее потом знать и чувствовать, что паки восприял Бога: почему и не знал, что Бог в нем. А этот прежде крещения был наг от Христа, и облекся в Него уже чрез святое Крещение, как говорит св. Павел: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27). Всякая душа тотчас, как окрестится человек, принимает в духе благодать Христову, по коей тотчас воображается в ней Христос». Св.Симеон Новый Богослов, [98, С.463-465]
- · «…о чада, соберитесь, о матери приидите, о отцы, предварите, прежде чем не придет конец; и со мною все восплачьте и возрыдайте о том, что, восприняв малыми Бога в крещении, лучше же - младенцами соделавшись сынами Божиими, мы, согрешив, вскоре были извержены вне, из дома Давидова, не восчувствовав этого; и потечем чрез покаяние, ибо чрез него вступают все изверженные…». Св.Симеон Новый Богослов, [99, С.264-265]
- · "А почему именно истинная жизнь нисходит в нас через смерть Спасителя, это видно из следующего. Способ, каким мы привлекаем ее в наши души, есть тот, чтобы совершаться таинствами, омываться, помазываться, наслаждаться священною трапезою. К совершающим сие приходит Христос и водворяется в них и соединяется с ними и прилепляется к ним и исторгает в нас грех и влагает Свою жизнь и силу и соделывает общниками победы - о благость - омываемых препоясывает и вечеряющих похваляет.
- <...>Мы показываем возможную готовность и, слыша о воде сей, что она имеет силу смерти Христовой и погребения, веруем всесовершенно и приступаем охотно и погружаемся, а Он, ибо немалое дает и немалого удостаивает, приступающим с любовью сообщает то, что было следствием смерти и погребения, не венец какой-либо доставляя, не славу даруя, но Самого Победителя, Себя Самого увенчанного, И выходя из воды, мы Самого Спасителя несем в наших душах, в голове, в очах, в самых внутренностях, во всех членах, чистого от греха, свободного от всякого тления, каким Он воскрес и являлся ученикам и вознесся, каким приидет опять, обратно требуя от нас сего сокровища". Св.Николай Кавасила, [81]
- · «…через крещение мы получаем начаток Духа Святаго, и возрождение делается для нас началом другой жизни, печатью, охраною и просвещением». Глава IX "О вере и крещении". Св.Иоанн Дамаскин, [28, С.303]
- · «Он совершает это в бане пакибытия; благодать касается самой души и с корнем исторгает из нее грех. Потому душа прощенного царем может быть нечистой, а душа крещенного - нет; она чище самих солнечных лучей, и такова, какой была в начале, или даже гораздо лучше, потому что она получает Духа, Который совершенно воспламеняет ее и делает святой.Как ты, переплавляя железо или золото, делаешь его опять чистым и новым, так точно и Дух Святой, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого чистого золота». Св.Иоанн Златоуст, [100, С.416]
3.8. Итог третьего раздела, о невидимом влиянии на человека благодати, получаемой в крещении.
Подытоживая, все учение Церкви о даруемой в крещении благодати можно выразить одной цитатой Св.Марка Подвижника:
· «…тот, который получает похвалу от Господа, должен следовать правильному образу мыслей и знать достоверно, что сколько бы кто ни подвизался против своего неверия, преуспел в вере и получил какое-либо благо не по одному только простому ведению, но и по действию, то он не обрел и не может обрести ничего более, как только то, что получил прежде таинственно Крещением, то есть Христа: «елицы бо, говорит Писание, во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал.3: 27); Христос же как совершенный Бог даровал крестившимся совершенную благодать Св. Духа, которая не приемлет от нас приложения, но открывается нам и является по мере делания заповедей и подает нам приложение веры, пока достигнем все «в соединение веры …в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» (Еф.4:13)». Св.Марк Аскет, [21]
Т.е. Бог, как сеятель (Матф.13:3), орошая обильно нашу душу водами крещения, помещает в нее семя, которое мы должны возрастить в себе, по мере наших усилий, устремлений с упованием на Бога; как Адам в поте лица возделывать землю, т.е. душу, которая обросла терниями и волчцами (Быт.3:18); и вот это семя, брошенное Сеятелем, начинает прорастать, давать всходы, молодые побеги, которые со временем укрепляются. Молодые побеги вырастают в плодоносящие деревья, зерно - в пшеницу, у которой наполняются колосья. И вот так вырастает сад, приносящий плоды у одних в сто крат, у других в шестьдесят, а у иных же в тридцать (Матф.13:8) - и вырастает Новый Эдем. Т.е. весь Эдем был именно в том семени, которая восприняла душа - с этим семенем, крещеный восприннял Царствие Небесное, воспринял Самого Христа.
И теперь тем, кто допускает лишь мысль о том, что можно спастись и без крещения, остается только объяснить, как может человек, не облекшийся во Христа, не получивший благодати и не исполнивший заповедей (которые невозможно исполнить без крещения), войти в Царствие Небесное, если без этой же благодати невозможно приобщиться к Богу, а значит и к нетлению:
- · « И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына, и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец». Св.Ириней Лионский, [97, С.12]
Рубрика:
"Реферат" доп.теги:
крещение 18 сент. 2013г
"Записки мирянина"dralexmd.livejournal.com