прим.: часто путают, поэтому поясняю - "перепост", значит не мое, а у кого-то перепостил
Оригинал взят у
makarovalexiy в
Целованием ли предаешь Сына Человеческого? Братья и сестры во Христе, православные христиане, я пишу это для вас, в надежде, что хоть кто-то услышит мой вопль отчаяния. Я и подавляющее большинство из вас находимся в плену и многие даже не осознают этого. Сегодня я вернулся с Афона, где сподобился пробыть милостью Божьей две недели, много читал святых отцов, молился и разговаривал с духовными людьми. Я понял, что все суета (Екк. 1,2). Мы с вами вышли на единственный правильный путь православной веры, за что должны непрестанно благодарить Бога, но не хотим (в том числе я) идти до конца.
Вы, конечно же знаете, что нашей главной задачей в этой жизни является освобождения рабства дьяволу - человекоубийце, изобретателю греха, который является беззаконием, отступлением от воли Бога-Творца, Единого существующего вечно. Он недвусмысленно указал нам путь освобождения от рабства дьяволу - т.е. греха, сказав: "сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Мф. 17,21). Какой должна быть наша молитва и каким должен быть наш пост, чтобы мы спаслись?
Молитва должна быть непрестанной (Фес 5,17) по слову апостола Павла. Как можно молиться непрестанно, живя в современном мире? Молитва должна быть первым приоритетом нашей жизни, мы должны подстраивать под нее все остальное, иными словами, организовать нашу жизнь так, чтобы мочь непрестанно молиться. Не нужно обманываться: непрестанно - значит без малейшего перерыва. Читая писания святых отцов (Игнатия Брянчанинова и Иосифа Исихаста) я нашел, что они учили читать иисусову молитву непрестанно даже во время богослужений и чтения книг, утверждая, что это не только не мешает, но и помогает сохранить внимание. Вы можете убедиться в этом на опыте, подготовив себя должным образом. Итак, - первая наша цель - непрестанная молитва, с первой минуты после пробуждения до последней минуты перед сном, и, как следствие, молитва во время сна. Не говори мне, что это невозможно, этим путем шли все святые, нужно только захотеть и приложить усилие. Купи четки-кольцо на палец, удались всех праздных дел и все получится.
Что касается поста, пост есть, по определению Иоанна Лествичника, "пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение". (Лествица. Слово 14. Ст. 33). Недостаточно просто есть постные продукты, в современном мире не трудно питаться очень вкусно и обильно тем, что разрешено в пост, можно даже не заметить поста. Но дело не в химическом составе продуктов, а в том, чтобы пострадать за Христа, сломать себя.
Таким образом, жизнь христианина в основе своей является непрестанным понуждением себя духовно к молитве и телесно к посту и внешним проявлениям молитвы, как то: поклонам, бдениям. Этот фундамент должен укрепляться постоянным поучением в законе Господнем (Пс. 1,2) и выполнением его на практике. Конечно же, это не просто, потому Спаситель сказал: "тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф.7,14). С другой стороны, он сказал: иго Мое благо, и бремя Мое легко. (Мф. 11,30). Здесь нет противоречия, потому что, хотя путь труден и узок, он также и легок, как говорит Феофилакт, "по причине будущих воздаяний".
Святые терпели тяжелейшие мучения не потому, что отличались от нас по природе, а потому что на опыте попробовали Царствие Небесное. Если и мы попробуем, что это, то станем такими же, потому что, как героиновый наркоман готов на все ради дозы, также и мы будем готовы на все ради Царствия. Что нужно сделать, чтобы вкусить его? Довериться Богу, просто заставить себя размышлениями о смерти и Страшном Суде и будущей жизни начать каяться и исправляться.
Другого способа спастись нет, им шли все святые. Если это не положено в основании нашей христианской жизни, то все зря, все суетно, все уныние и самообман, лишь бы только не отвергаться себя и не брать крест (Мф. 16,24). Есть много различных способов ничего не делать под маской благочестия. Один из самых распространенных - так называемое "духовное празднословие. Этот термин я заимствовал у Иосифа Исихаста, который в одном из писем жаловался на то, что монахи приходят к нему в келью для того, чтобы поговорить о духовной жизни, но делают это не от того, что хотят научиться, а от уныния. Отличие духовной беседы от празднословия, по словам старца, заключается в том, собирается ли человек выполнять то, о чем говорит и чем интересуется: "от празднословия [Бог] всегда отвращается, даже если кажется, что оно духовное". От себя добавлю, что споры на религиозные сюжеты с иноверцами и еретиками, в том случае если они не сопровождаются любовью к оппоненту и желанием спасти его душу, также являются празднослвием и словопрениями.
Под маской благочестия также скрываются все остальные страсти и пороки. Может быть "благочестивое осуждение", "благочестивые перепалки", с чем каждый из нас регулярно сталкивается. Иногда бывает и что пожесче, например видел я одного брата, которого одна сестра пыталась соблазнить на блуд во время благочестивого ужина на территории православного храма. Она сделала вид, что уронила что-то под стол прямо под его ноги (или действительно уронила) и, поднимая это, как бы случайно начала трогать его под столом. Брат сказал, что это была не случайная захожанка, а регулярно участвующая в таинствах барышня.
Если мы, называясь христианами, будем жить по-мирски, мы не просто погибнем, но гораздо хуже. В
житии прп. Макария Египетского мы читаем случай, когда к нему явился язычесий жрец и рассказал, что он чувствует со своими единоверцами в аду: "Как далеко отстоит небо от земли, - отвечал со стоном череп, - так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга". Тогда Макарий спросил его: "Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших?", на что жрец ответил: "Мы, незнавшие Бога, - ответил череп, - хотя и немного еще ощущаем милосердие Божье. Те же, которые познали имя Божье, но отверглись его и заповедей его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями".
Давайте перестанем обманывать себя, братья и сестры, заповеди Бога - нагорная проповедь, которую, чтобы спастись, нужно не просто читать и восхищаться ее духовной высотой, не просто учить ей всех направо и налево, не желая и перстом двигнуть (Мф. 23,4). Нам нужно выполнять эти заповеди, потому что для нас это норма, это законы, по которым нас будут судить на Страшном Суде.
Что нам нужно сделать? Покаяться. Раньше я думал, что для того, чтобы изменить всю свою жизнь, стать святым, нужно чтобы в моей жизни что-то произошло, может быть, это должно быть неожиданное духовное озарение от Бога, может быть, я должен узнать какую-то сакральну. информацию и она сподвигнет меня измениться. На самом деле единственное, что нужно сделать для того, чтобы покаяться - захотеть. Вот ты, мой читатель, можешь в эту самую секунду координально изменить свою жизнь буквально за 15 минут, а можешь десятилетиями ходить в храм, продолжая костнеть в своих грехах и увеличивая свое осуждение.
Что нужно сделать для того, чтобы покаяться? Оторвись от компа прямо сейчас, не откладывая напотом, посиди в тишине, читая Иисусову молитву, вспомни о том, кто такой Бог, о Его божественных свойствах о том, что Он вездесущ и смотрит на тебя. Потом подумай о том, кто такой ты, вспомни свои грехи, Страшный Суд, Небесное Царство, Божие благодеяния в отношении тебя. Почитай немного Священное писание - 1 главу Евангелия, 2 посланий. Встань перед образами, осени себя крестным знамением со словами "во имя Отца и Сына и Святого Духа", подожди немного пока не утишатся мысли и чувства и начни молиться. Сначала можно прочитать предначинательные молитвы, а потом обратись к Богу своими словами с верою, всеми силами стараясь не отвлекаться. Поблагодари Его за все Его благодеяния, потом покайся в грехах, а потом попроси помочь изменить свою жизнь. Затем своими словами к Матушке Богородице, Ангелу Хранителю и любимым святым. После этого снова открой Евангелие, 5 главу Мф. и читай внимательно с Иисусовой молитвой, думая, как подстроить свою жизнь под то, что там написано. Не щади удалять от себя ничего, что мешает выполнению этих заповедей, помня слова Спасителя: "Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный" (Мф. 18,8).
Это и будет настоящее покаяние. Если поступишь своим образом, очень скоро почувствуешь Божественную руку помощи, которая вытянет тебя из бездны греха. Единственное, что требуется от нас - понудить свою волю поступать не по желанию нашей злой воли, а слушаться Бога, жить для Него, а не для себя. Разве невозможно начать жить так? Разве невозможно проводить подобную очистительную операцию каждый день? Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть (2 Кор. 13,5).
Хотите узнать, чем мы должны быть? Читайте жития святых. Не нужно говорить, что тогда были другие времена, а сейчас все не так. Церковь жива, Святой Дух также, как и тысячу лет назад действует в христианах. То, что и в наше время можно быть таким же, как христиане апостольской церкви и древние святые отцы, свидетельствуют жизнеописания подвижников ХХ в. И мы тоже можем быть такими. Мы можем достичь меры Иоанна Предтечи, Николая Угодника, стать выше древних отцов, потому что нам приходится сражаться с большим количеством соблазнов. Единственное, что мешает нам взять меч и ринуться в бой - наша лень и самолюбие, рождающие всевозможные оправдания. Что же, нужно делать выбор, главное помнить, что нет способа остаться средненьким христианином: либо ты с сонмом святых сражаешься против духов злобы, либо ты вместе с ними распинаешь Христа своей жизнью и поишь его уксусом. Для этого не обязательно уходить из Церкви, можно даже пользоваться славой благочестивого человека, а при желании и святого. Только вот, целуя чашу причастия, совесть будет говорить тебе: "целованием ли предаешь Сына Человеческого?" (Лк. 22,48).