см. Оглавление и ссылки на другие части В этой заметке главы:
2.3. Одно совершенное и спасительное крещение
2.4. Крещение слезами (покаяние)
прим.:
* не путайте ссылки на библиографические ссылки и сноски (в самом конце главы)
- при переносе из Worda в ЖЖ, они преобразовались в один стиль.
** к сожалению, ЖЖ ставит ограничение на размер главы, поэтому приходится делить главы.
***если находите ошибки или есть замечания и предложения - буду признателен;
2.3. Одно совершенное и спасительное крещение
Но опять же противники невозможности спасения без крещения, ссылаются на то, что Св.Отцы в своих трудах называют не одно или два крещения (водное и кровью), а намного больше. К примеру, «Точное Исповедание Православной Веры» Св.Иоанна Дамаскина, которое де-факто является как бы догматическим эталоном Православной Веры:
- · «Первое крещение было крещение потопом для истребления греха. Второе - крещение морем и облаком, ибо облако - символ духа, а море - воды. Третье - крещение по закону (Моисееву), ибо всякий нечистый омывался водою, вымывал одежды и таким образом входил в стан.
- Четвертое - крещение Иоаново, бывшее предуготовительным и приводившее крещаемых к покаянию, чтобы они уверовали во Христа. Аз убо крещаю вы, говорит он, водою; грядый же пи мне, той вы, говорит он, крестит Духом Святым и огнем (Мф. Ill, II). Итак, Иоанн водою предочищал к принятию Духа.
- Пятое - крещение Господне, которым Он Сам крестился. Он же крестился не потому, чтобы Сам имел нужду в очищении, но для того, чтобы, усвоивши Себе мое очищение, сокрушить в воде главы змиев (Пс. СХ111, 3), потопить грех и погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, сделаться для нас образом и примером крещения. И мы крещаемся совершенным крещением Господним, т. е. водою и Духом.
- Далее, говорится еще, что Христос крестит огнем; ибо Он излил на святых Апостолов благодать Духа в виде огненных языков, как говорит (об этом) Сам Господь, что Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым и огнем не по мнозех сих днех (Деян, 1, 5); или же по причине крещения, наказывающего будущим огнем.
- Шестое - есть крещение через покаяние и слезы, поистине многотрудное. Седьмое есть крещение кровью и мученичеством, каким ради нас крестился и Сам Христос, - как самое славное и блаженное, которое не оскверняется последующими сквернами.
- Восьмое и последнее - не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно». [27, "Глава IX. О вере и крещении", С.303-304]
Или у Св.Григория Богослова:
- · «...полюбомудрствуем несколько о различиях крещений, чтобы выйти отсюда очищенными. Крестил Моисей, но в воде, а раньше во облаке и в море (1Кор.10:2), и это имело преобразовательный смысл, как понимает и Павел. Морем преобразовалась вода, облаком - Дух, манной - хлеб жизни, питием - Божественное питие. Крестил и Иоанн, уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние (Мф.3:11), однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом. Крестит и Иисус, но Духом: в этом совершенство. Как же не Бог Тот, через Которого (осмелюсь сказать) и ты сделаешься богом? Знаю и четвертое крещение - крещение мученичеством и кровью, которым крестился и Сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поскольку не оскверняется новыми нечистотами. Знаю также еще и пятое - слезное, но труднейшее; им крестится омывающий каждую ночь ложе свое и постель слезами (Пс.6:7), кому смердят и раны греховные (Пс.37:6), кто плача и сетуя ходит (Пс.34:14), кто подражает обращению Манассии, смирению помилованных ниневитян, кто произносит в храме слова мытаря и оправдывается больше тщеславного фарисея, кто припадает с хананеянкой, просит человеколюбия и крошек - пищи самого голодного пса.
- Признаюсь, что человек есть существо переменчивое и по природе непостоянное, а потому с готовностью принимаю это последнее крещение, поклоняюсь Даровавшему его и сообщаю его другим, и милостью искупаю себе милость.
- <...> Итак, эти, если хотят, пусть идут нашим путем и Христовым; если же нет, то своим. Может быть, они будут там крещены огнем - этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество, как сено, и потребляет легковесность всякого греха. А мы почтим ныне Крещение Христово и благочестно будем праздновать, не чрево пресыщая, но веселясь духовно. Как же насладимся? Омойтесь, очиститесь (Ис.1:16)». Св.Григорий Богослов, [57, С.267-268]
И Св.Василий, по действию Св.Духа делил крещение на два или три вида:
- · «Яко омыет Господь скверну сынов и дщерей Сионских и кровь Иерусалимску очистит от среды их духом суда и духом зноя». Слово сие явственно возвещает то же, что Иоанн, который говорит о Господе: «Той вы крестит Духом Святым и огнем», о себе же: «аз убо крещаю водою в покаяние» (ср.: Мф. 3, 11). Поскольку же Господь соединил оба крещения: и водой в покаяние, и Духом в возрождение, то и пророческое слово подразумевает оба крещения. И может быть, и три есть понятия крещения, как очищения от скверны, как возрождения Духом и как огненного истязания на суде, так что слово «омыет» употреблено о здешнем отложении греха, а слова «духом суда» и «духом зноя» - об огненном испытании в будущем веке». Св.Василий Великий, [58]
Но заметим, что совершенным, Св.Отцы называют лишь одно крещение - крещение водой и Духом, и самым блаженным - крещение кровью, что по сути, как упоминали в предыдущем подразделе (2.3), одно и то же. Тем более, что до Искупительной Жертвы Иисуса Христа, все крещения были лишь прообразами совершенного Иисусового крещения
[1], как называет их Св.Григорий Богослов «не совершенно духовными», в которых грех не смывался, о чем говорят единогласно все святые
[2], а как уже говорили в подразделе «1.2. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное», только в Иисусовом крещение, возможно смытие первородного греха Адама.
Итак имеем одно лишь совершенное, спасительное крещение:
- · «Посему не омываемся по-иудейски при каждом осквернении, но знаем одно спасительное крещение, потому что одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых, образом которых служит крещение. Посему-то Домостроитель жизни нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе образ смерти и жизни, и изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом». Св.Василий Великий, [45]
- · «15. Не знаю, возбуждаются ли еще какие-нибудь сомнения относительно крещения. <…> Крещение для нас вообще одно-единственное - это ясно как из Евангелия Господа, так и из посланий апостола: Ибо, - говорит он, - един Бог, и одно крещение, и одна Церковь на небесах (ср. Эфес. 4,5). <…> Итак, единожды мы входим в купель, единожды омываются грехи, ибо не следует их повторять. Впрочем, Израиль Иудейский омывается ежедневно, ибо ежедневно оскверняется. Чтобы и среди нас не совершалось то же, определено однократное крещение. Блаженна вода, омывшая единожды; она не служит предметом забавы для грешников и, не будучи заражена нечистотою, не оскверняет вновь тех, которых омыла.Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс, [52, "15. Крещение единственно и однократно", С.22-23]
2.4. Крещение слезами (покаяние)
Но так, как любомудрствующие, не смотря на все неоспаримые доводы, в любом случае ищут лазейку для своего мнения, т.к. это проблема скорее всего личного плана, рассмотрим вопрос об единственности совершенного крещения, на примере покаяния, или, как его еще называют отцы - «крещением слезами», на которое ссылаются модернисты и противники невозможности спасения без крещения (см. стр.26 сноску 11).
Такие вольнодумцы ссылаются к примеру на Св.Григория Богослова (см.предыдущий подраздел §2.3; как видим из контекста, святитель говорит именно о покаянии), Св.Григория Нисского или того же Св.Симеона Богослова, называющий покаянные слезы спасительными, который также ссылается на слова Св.Григория Нисского:
- · «Все сие опять возвращает благодать Божию в души, из коих она удалилась было, как говорит и святой Григорий Нисский: «уканувшая слеза равносильна купели и болезненное воздыхание возвращает благодать удалившуюся на время»». Св.Симеон Новый Богослов, [60]
Или еще более емко у Св.Иоанна Лествичника:
- · «6. Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими. Ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся». Св.Иоанн Лествичник, [61, "СЛОВО 7 О радостотворном плаче", С.51]
Крещение - это омывание от грехов (как одно из трех понятий согласно Св.Василию (см.предыдущий подраздел §2.3), поэтому покаяние, Св.Отцы также называют крещением или «крещением слезами». Без покаяния тоже нет спасения, и сама тема таинства покаяния также глубока и интересна и требует отдельного рассмотрения, но это не входит в тему нашей работы, но заметим, что святые упоминают покаяние, как последующее за крещением, и омывающее грехи, которыми человек осквернился после крещения.
- · «Бог может не только исправить нас бренных посредством бани возрождения, но и, по принятии силы Духа, падших привести в прежнее состояние посредством искреннего покаяния». Св.Иоанн Златоуст, [6, С.253-254]
- · «чрез грех мы теряем ту невинность, которую стяжали в Святом Крещении, так опять приобретаем оную чрез Покаяние; так же, как чрез грех лишаемся благодати Божией, так чрез Покаяние снова снискиваем оную <…>». Св.Петр Могила, [51, "Вопрос 114. Какая польза сего Таинства?", С.76]
- · «В божественных ложеснах, т.е. в священной купели, всецело совершенную божественную благодать приемлем мы туне. Если после того как-нибудь, по злоупотреблению вещами временными, и по многозаботливости о делах житейских, закроем ее мглою страстей, то можно и после сего чрез покаяние и исполнение заповедей богодейственных, опять восприять и снова стяжать преестественную ее светлость и увидеть наияснейше проявление ее». Св.Каллиста и Св.Игнатия Ксанфопулов, [62, Гл.6, С.159]
- · «Это святое таинство установил Сам Спаситель: для прощения грехов, сделанных после Крещения». Св.Иустин (Попович), [63, § Святое таинство покаяния, С.244]
Нигде не говорится, что покаяние замещает собой крещение и очищает от того же первородного греха. Тот же Св.Симеон Богослов, как впрочем и многие другие Отцы, называют покаяние именно ВТОРЫМ крещением:
- · «Мы исповедуем, что как невозможно спастись никому, кто не крестится водою и Духом, так и тому, кто согрешает по крещении, если не покается и опять не восприимет благодати Святаго Духа и не будет возсоздан и обновлен свыше, невозможно спастись, как утверждает сие Господь, сказав Никодиму: аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия (Иоан. 3:3), и опять Апостолам: Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым (Деян. 1:5). Итак, кто не познал (осязательно) благодати Святаго Духа, которую приял чрез св. крещение, когда был малым младенцем, и быв крещен по вере, осквернил себя безчисленными грехами, и потом отвращается и от втораго крещения - покаяния, - того, говорю, которое дается свыше, по человеколюбию Божию, благодатию Святаго Духа, тем, кои взыскивают ее покаянием; тому как возможно обрести каким-либо образом спасение свое? Не обретет он его никогда. Почему говорю вам, и не перестану говорить этого никогда: которые осквернили первое крещение преступлением заповедей Божиих, подражайте покаянию Давида и всех святых, и покажите истинное покаяние со всем рачением и всеми добрыми делами, да приидет опять в душу вашу благодать Святаго Духа. Ибо если снизойдет на вас благодать Святаго Духа, то это будет для вас некоею купелию световою, которая, как скоро приимет вас в лоно свое таинственно и возродит благодатно, соделает вас нетленными и безсмертными из тленных и смертных, каковы вы, и из сынов человеческих соделает вас сынами Божиими и богами по благодати, да будете сродниками святых и сонаследниками и вместе с ними внидете в царство небесное…». Св.Симеон Новый Богослов, [64, С.127-129]
- · «…сложили виновность нашего в болезнях рождения, сперва в крещении водою и Духом, потом, по великому человеколюбию Божию, во втором крещении покаяния и отречения от мира, и обеты ваши у Бога написаны по свидетельствам Ангелов Святых;» Св.Феодор Студит, [65, п.86.2 , С.98]
Основанием для крещения покаянием является именно водное крещение:
- · «…всяком делании покаяния основание одно - Крещение во Христа, для того чтобы веровавшие из обрезанных на всякий день крестились, почему и прибавляет: «невозможно во просвещенных единою и вкусивших дара небеснаго, и причастников бывших Духа Святаго, и добраго вкусивших Божия глагола и силы грядущаго века, и отпадших, паки обновляти в покаяние» (Евр.6,4-6), зная, что во всяком покаянии одно обновление и основание - Святое Крещение». Св.Марк Аскет, [66]
- · «Как благодать на благодать людям по Крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог прияли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его; сею дверию входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости; вси бо, по слову Божественного Писания, согрешиша... оправдаеми туне благодатию Его (Рим.3:23,24). Покаяние есть вторая благодать, и рождается в сердце от веры и страха; страх же есть отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ; а когда достигнем, тогда оставит он нас и возвратится». Св.Исаак Сирин, [67, "Слово 83. О покаянии", С.472]
- · "Два блага подает нам Святая благодать чрез возрождающее нас крещение, из которых одно безмерно превосходит другое. Но одно подает оно тотчас; именно, - в самой воде обновляет и все черты души, составляющие образ Божий, просветляет, смывая с нас всякую скверну греховную; а другое ожидает произвесть в нас вместе с нами: это то, что составляет подобие Божие. - Итак, когда ум начнет с великим чувством вкушать блага всесвятого Духа, тогда ведать мы должны, что благодать начинает как бы живописать на чертах образа Божия, черты богоподобия. Ибо как живописцы сначала одной какою краской начертывают образ человека, а потом мало по малу краску за краской накладая, представляют образ того, кого живописуют, сходный с ним даже до власов: так и святая благодать Божия сначала чрез крещение возстановляет в человеке черты образа Божия, поставляя его в то состояние, в коем он был, когда был создан; а когда увидит, что мы всем произволением вождедеваем красоты подобия Божия, и стоим нагие и небоязненные в ее детелище (мастерской), тогда добродетель за добродетелью разцвечивая в душе, и от славы в славу лик ее возводя, придает ей черты подобия Божия: причем чувство показывает, как отображаются в нас черты богоподобия, совершенство же богоподобия узнаем из просвещения благодатного". Блаженный Диадох, епископ Фотики, [68, С.41]
Тот же Св.Иоанн Лествичник говорит, что «покаяние есть возобновление крещения». [61, Слово 5.1, С.41]
И чтобы больше не было никакого сомнения - святые ясно и недвусмысленно говорят, что не может быть другого совершенного крещения, и не заменяется водное крещение покаянием:
- · «Итак едино божественное крещение: потому что един и Господь, предавший его, единожды притом распятый за нас, единожды изливший кровь свою и давший Себя в жертву за нас Отцу. Тоже говорит и Павел: «един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф.4:5). Посему, кроме этого, нет другого крещения, равно как нет ни другого отпущения по благодати, ни возрождения, ни воссоздания, ни подобного искупления от греха. Если же и говорится о втором крещении, то оно есть (действие) покаяния и достигается притом многими трудами: потому что для получения его нужны бывают исповедь и смирение, слезы и сокрушение, посильные подвиги и дела милосердия, и, сверх того, непрестанные молитвы. Есть и другое отпущение, достигаемое исповеданием и свидетельством о Христе: оно также получается с трудом и (только) по временам возможно. Посему-то едино крещение во оставление грехов». Св.Симеон Солунский, [69, "§ Исповедую едино крещение во оставление грехов", С.111-112]
- · «…сказанное в Послании к Евреям не исключает покаяния согрешающих, но показывает, что крещение вселенской Церкви есть одно, и нет второго. Апостол писал к Евреям, и чтобы не подумали они, будто бы, по обычаю подзаконному, под предлогом покаяния крещений много и могут они быть повторяемы ежедневно, советует им приносить покаяние, норешительно объявляет, что обновление крещением есть одно, и нет второго; и в другом Послании говорит: едина вера, едино крещение (Ефес. 4, 5). Не сказал он: невозможно покаяться; но говорит: невозможно обновлять нас под предлогом покаяния. А в сем великая разность. Ибо кающийся, хотя перестает грешить, но имеет еще струпы язв; а крещаемый совлекается ветхого человека и обновляется, родившись свыше благодатию Духа». Св.Афанасаий Великий, [70, С.79-80]
[1] Этот вопрос будет подробнее рассмотрен в главе «Крещение апостолов и Богородицы»;
[2] Встречаем лишь одно буквальное упоминание, как о совершившемся совершенном крещении в Ветхом Завете, в труде «Беседа сарацина с христианином», которая приписывается Св.Иоанну Дамаскину. К сожалению, в рамках этой работы, мы не можем детально рассмотреть этот вопрос, лишь коротко отметим, что по последним современным исследованиям, авторство Св.Иоанна Дамаскина полностью отвергается. (см. [59] стр.10, 27-28)
Рубрика:
"Реферат" доп.теги:
крещение 25 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com