Без крещения нет спасения: Гл.2-2.1 "Виды крещения (против модернистов)". "Крещение Кровью".

Aug 21, 2013 07:27



см. Оглавление и ссылки на другие части

В этой заметке главы:

2. Виды крещения. (Против модернистов);
2.1. Названия Таинства Святого Крещения в святоотеческих трудах. Определение того, что есть Таинство Крещения;
2.2. Крещение кровью.
прим.:
*  не путайте ссылки на библиографические ссылки и сноски (в самом конце главы)
- при переносе из Worda в ЖЖ, они преобразовались в один стиль.
**  к сожалению, ЖЖ ставит ограничение на размер главы, поэтому приходится  делить главы.
***если находите ошибки или есть замечания и предложения - буду признателен;

2.    Виды крещения. (Против модернистов)

Как говорилось во Введении, со стороны тех, кто отрицает невозможность спасения без крещения, приводятся в доказательство примеры канонизированных Православной Церковью мучеников, пострадавших и убиенных за Христа, и которые не удостоились крещения в воде, т.е. тех, кого Церковь считает крещенными кровью. Привносится до селе неизвестное Церкви учение, дескать «крещение кровью» - это всего лишь аллегория [1, блог иерм.Петру Прутяну, см. его комментарии к статье], а также ссылаются на «крещение слезами» у Св.Григория Нисского, Св.Симеона Богослова и других отцов Церкви. [p.Petru Pruteanu, там же, 1] [1], как доказательство того, что необязательно креститься в воде.

Поэтому и очень важно тщательно рассмотреть вопрос о видах крещения, дабы не вводить верующих в путаницу и заблуждения.



2.1. Названия Таинства Святого Крещения в святоотеческих трудах. Определение того, что есть Таинство Крещения

Сам Господь наш Иисус Христос установил Таинство Святого Крещения:

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:5)

И также дал заповедь крестить и креститься:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,
(Матф.28:19)

Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:16)

Святые отцы по разному называют Таинство Святого Крещения в своих трудах:
  • ·       " Креститься значит родиться во Христе и получить самое бытие и существование тем, кои еще не существуют. Уразуметь сие можно многими способами. И во-первых, из порядка, потому что к этому таинству мы приступаем прежде прочих таинств и прежде других оно вводит христиан в новую жизнь, во-вторых - из имен, которыми называем его, и в-третьих - из того, что в нем совершается и поется.
  • <…> И наименования сего таинства к чему иному могут привести? Мы называем его и рождением (gennesis), и возрождением (anagennesis), и воссозданием (anaplasis), и печатью (sphragis), кроме того, крещение есть и одеяние (endymi), и помазание (chrisma), и дар (charisma), и просвещение (photisma), и купель (loytron) - все же сие имеет один и тот же смысл, что таинство сие для сущих и живущих по Боге есть начало бытия их". Св.Николай Кавасила, [2]
  • ·        «Оно называется не одним наименованием, но многими и различными. Так, это очищение называется баней пакибытия: "спас нас", говорит апостол, "баней возрождения и обновления Святым Духом" (Тит. 3:5). Называется и просвещением, как называет его опять Павел: "вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий" (Евр. 10:32); и еще: "ибо невозможно - однажды просвещенных и отпадших, опять обновлять покаянием" (Евр. 6:4,6). Называется и крещением: "все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись" (Гал. 3:27). Называется и погребением: "мы погреблись с Ним", говорит, "крещением в смерть" (Римл. 6:4). Называется и обрезанием: "в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол. 2:11). Называется и крестом: "ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное" (Римл. 6:6). Можно указать много и других его наименований…» Св.Иоанн Златоуст, [3, С.251-252]
  • ·        «…часть таинственных учений составляет и домостроительство купели (угодно ли кому будет наименовать это крещением, или просвещением, или пакибытием, спорить об имени не станем)…» Св.Григорий Нисский, [4, "Глава 32. Зачем нужна была смерть и притом такая позорная - на кресте?", С.85]

Митрополит Макарий в своем учебнике по догматике, как бы систематизирует эти названия:

·        «таинство Крещения издревле называемо было разными именами. Так:

а) по видимой стороне своей оно называлось: банею или купелию, свящ. источником, иногда просто-водою ;

6) по невидимым действиям и знаменованию: - просвещением, благодатным даром, возрождением, освящением, печатию во Христе, печатию Христианства, печатию веры;

в) по тому и другому вместе: -купелию таинственною, купелию спасительною, купелию покаяния и познания, купелию или банею пакибытия (Тит. 3, 5) и возрождения, купелию жизни,водою жизни вечной, источником Божественным , таинством воды, таинством нового рождения, и под.»  [5, "О Таинстве Крещения. п.3 ", С.317-318]

Мы же в своей работе ссылаемся на цитаты, в которых таинство явно называется именно «крещением», дабы не было двусмысленности и соблазна переиначить слова святителей, как часто видим в трудах современных модернистов.

В любом случае, мы видим, что как бы не называли Св.Отцы таинство Крещения, речь идет именно об одном и том же Святом Таинстве Крещении, как мы его понимаем, и как понимала Святая Церковь испокон веков, а именно, в  соответствии  с вышеприведенным высказыванием Св.Николая Кавасилы:
  • ·        «2.  Под именем Крещения разумеется такое таинство, в котором человек грешник, родившийся с наследственною от прародителей порчею, вновь раждается водою и духом (Иоан. 3, 5); или раздельнее - такое таинство, в котором грешник, оглашенный верою Христовою, при троекратном погружении его в воду, во имя Отца и Сына и Св. Духа, очищается благодатию Божиею от всякого греха и соделывается новым человеком, оправданным и освященным (Прав, испов. ч. 1, отв. на вопр. 102). Таким образом, благодать Божия, доселе только призывавшая грешника к вере Христовой и возбуждавшая в нем веру, здесь в первый раз таинственно изливается на самое существо человека, и совершенно очищает его, освящает, возсозидает». [Митрополит Московский и Коломенский Макарий, там же, 5, "О Таинстве Крещения. п.2", С.317]
  • ·        «Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде, с произношением от Священника сих слов: Во имя Отца. Аминь (Аминь должен произносить восприемник). И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. После сего, от рождения водою и Духом, бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Сие Таинство, принятое однажды, не повторяется, если только крестящий православно верует в единого Триипостасного Бога и если он вышесказанные слова: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь - произнесет точно и неизменно, по разумению Кафолической и Православной Церкви». Св.Петр Могила, [6, "Вопрос 102. Что есть первое Таинство или Крещение?", С.66]

Т.е. определенно говорится об одном таинстве, предваряющем все остальные таинства, и которое внешне выражает внутреннее содержание таинства, в соответсвующем обряде крещения.

Но Церковь знает еще одно Таинство Крещение, установленное Господом Нашим Иисусом Христом - крещение, в которое Он Сам крестился - крещение кровью.

2.2. Крещение кровью

Итак Господь говорит:

22 <….> Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься<….>
(Матф.20:22,23) (а также: Мк. 10:38)

Что говорят на это Св.Отцы и церковные писатели?
  • ·       «16. Правда, у нас есть второе крещение, и именно крещение кровию; но оно также единое (одно единственное). О сем-то крещении Иисус-Христос сказал: крещением имам креститися (Лук .XII ,50), хотя и был уже крещен; ибо Сей есть пришедый не водою точию, но водою и кровью ( 1Иоан. 5 ,6), пришедшый и омыться водою и прославиться кровию. Для сего-то также, желая призвать нас водою и соделать избранными кровию, Он произвел из ребр Своих сие два крещения (Иоан. 19, 31), потому что верующие в кровь  Его должны очищаться водою, а очищающиеся водою должны пить кровь Его. Сие крещение пополняет крещение водою, и вознаграждает недостаток онаго, если кто имел несчастие его лишиться». Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс, [7, "Гл.16. Крещение кровью", С.23]

Можно ли утверждать, что Господь говорил аллегорически и именно так понимают Отцы Церкви? Таким Св.Киприан Карфагенский, который сам мученически пострадал за Христа, первый мученик среди африканских епископов, как бы говорит:
  • ·        «При этом некоторые (как будто человеческим мудрованием они могут упразднить истину евангельской проповеди) выставляют против нас оглашенных и спрашивают: если кто-нибудь из них прежде, чем успеет креститься в Церкви, будет захвачен за исповедание имени и умерщвлен, то уже ли и такой должен потерять надежду спасения и награду исповедания потому только, что не возродился прежде водою? Да будет же ведомо таковым благоприятелям и защитникам еретиков, что те оглашенные, во-первых, содержат чистую веру и истину Церкви и на победу диавола выходят из Божественного стана с полным и искренним познанием Бога Отца, Христа и Святого духа; а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею кровию и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)». [8, «Письмо к Юбаяну о крещении еретиков»]

Т.е. речь идет о самом, что не наесть буквальном понимании совершившегося крещения, и что встречаем в полном единогласии всех отцов, из которых ни один не сказал, что это аллегория:
  • ·        «Если оглашенный будет схвачен за имя Господне, то пусть он не сомневается в полноте своего свидетельства. Если же ему было причинено насилие и он был замучен, когда его грехи не были ему отпущены, то он будет оправдан. Ибо он принял крещение своею кровью». Св.Ипполит Римский, [9, 'п.19. О возложении рук на оглашенных'] [2]
  • ·        «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Мк. 10, 38)? И мученики сознают это, становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это». Св.Кирилл Иерусалимский, [10, "Слово 3:10 Поучение огласительное третье, о крещении", С.45]

Св.Григорий Богослов и Св.Иоанн Дамаскин называют крещение кровью самым славным, достоуважительным и блаженным, крещением, которое не оскверняется последующими сквернами. (см.ниже).

Тех, кто считает, что мученики крещенны лишь аллегорически, возможно смущает то, что над ними не было проведенно крещение в обычной форме. Может возникнуть естественный вопрос, как в одном случае Господь говорит, что кто не родится от воды и Духа, то в Царствие Небесное не войдет, и в то же время, мученики крестятся крещением крови? Просто вода в крещении является символом, а крестится и запечатлеивается человек Духом, и принимая смерть за Христа, нет нужды в символах:
  • ·        «А иные в подвигах за благочестие действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символы - воде, крестившись собственною кровью. И cиe говорю, не крещение водою отметая, но низлагая помышления вземлющихся на Духа, соединяющих несоединимое, сравнивающих несравнимое».Св.Василий Великий, [11]
  • ·        «Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, -выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: "мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим. 6:4); также: "ветхий наш человек распят с Ним" (ст. 6); или: "мы соединены с Ним подобием смерти Его" (ст. 5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. "Крещением", говорит Христос, "которым Я крещусь, будете креститься" (Марк. 10:39). И в другом месте: "крещением должен Я креститься" (Лук. 12:50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел - воскрес, или лучше сказать: гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробе) три дня». Беседа XXV. (толк. на Ин.3:5). Св.Иоанн Златоуст, [12, С.164-165]

Но может возникнуть еще один естественный вопрос - но над мучениками не произносилась крещальная формула («Во имя Отца, Сына, и Св.Духа»), как тогда в этом случае? Тайна сея велика - это знает лишь Бог, но возможно, как описывает Св.Николай Кавасила:
  • ·        «Это особенно ясно в мучениках. <...> Случалось, что получали совершенство и в сем лике многие еще не омывшиеся, которых, когда они еще не были крещены водою, крестил Сам Жених церкви. Многим посылал он облако с небеси и воду из земли сверх ожидания и, таким образом крестил их, а большую часть воссоздал сокровенно. Ибо как лишение Христово восполняют члены церкви (Кол.1:24), Павел или иной кто подобный ему, так нет ничего странного, если лишение Церкви восполнит глава церкви. Ибо если бывает нечто, в чем члены, по-видимому, помогают главе, насколько справедливее, чтобы самая Глава приложила то, чего недостает членам? Это так и бывает. Но нужно обратить слово к прежнему. Той силы, которая смела в дерзновении, пламенна в желании и могут наконец достигать того, чего возжелали, нельзя найти в природе человека и нельзя объяснить разумом, а так как она есть, то по необходимости нужно причиною сего почесть благодать Крещения, посему посмотрим, каким способом купель проводит в них сие. [2]

Итак:
  • ·        «Два крещения оказались у Господа, Очистителя всех; одно (крещение) воды и другое (крещение) Креста, дабы крещением страдания научить крещению воды. Покаяние согрешивших есть распятие их, которое сокровенно пронзает члены их и удерживает, дабы они не поступали по движению страстей, и это до Господа возвестил Иоанн. Итак, два крещения необходимы праведникам и грешникам [крещение крови и крещение воды; крещением же крови у святого отца называется не только мученичество, но и постоянное исповедание Христа, жизнь по Христу], и одно без другого спасти не может. Если скажешь: нет (теперь) явных гонений, то отвечу: однако есть гонения тайные. Вот, ересь испытующих (все) преследует веру твою; итак, исповедуй Господа без исследования (о Нем).» Гл.21 Св.Ефрем Сирин, [13, С.328-329]

Возвращаясь к тому, с чего начали подраздел цитатой Тертулиана, о том, что «эти два крещения Он (Христос) источает из раны пронзенного бока», приходим к пониманию того, что  крещение водой и Духом и крещение кровью, по сути одно и тоже крещение:
  • ·        «Итак, Дух освящения, и кровь искупления, и вода крещения - эти три суть одно и остаются нераздельными, и ничто из них не отделяется от соединения своего, потому что кафолическая Церковь этой верой живет, этой верой действует. Лев Великий, « Послания»». [14, С.252] [3]

Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о [Нем], потому что Дух есть истина.
(1Иоан.5:6)

(c) Дрэничеру Александр
Библиография

[1]              p.Petru Pruteanu: Despre soarta celor nebotezaţi şi “cugetul sobornicesc” al Bisericii. [Электронный ресурс]. - Blogul ieromonahului Petru Pruteanu - URL: http://www.teologie.net/2013/04/17/despre-soarta-celor-nebotezati-si-cugetul-sobornicesc-al-bisericii/ (дата обращения: 13.08.2013)

[2]              Св.Николай Кавасила: Слово второе. Какое содействие оказывает ей Божественное крещение. в собр.:  Семь слов о жизни во Христе. 2. изд - М : Тип. И. Я. Полякова, 1892.

[3]              Св.Иоанн Златоуст: Слова огласительные. Слово первое : К готовящимся к просвещению, и о том, почему крещение называется баней пакибытия, а не оставления грехов, и что опасно не только нарушать клятву, но и клясться, хотя бы мы клялись справедливо. //Книга 1//, Т.2. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе - Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1), С. 249-259

[4]              Св.Григорий Нисский: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав, Т.4. в собр.:  Творения святаго Григория Нисскаго - Москва : Тип. В. Готье, 1861-1872, С. 1-111

[5]              Митрополит Московский и Коломенский Макарий: Православно-догматическое богословие : Паломник, 1999 (2)

[6]              Св.Петр Могила: Православное исповедание католической и апостольской церкви восточной //С прил. двух слов святого Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложение веры по откровению святого Григория чудотворца, епископа Неокесарийского// перевод с греческого - Москва : Синод. тип, 1900.

[7]              Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс: Крещение, Т.2. в собр.:  Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. 2-е изд., (перевод.) Карнеев, Егор Васильевич - Санкт-Петербург : Кораблев и Сиряков, 1849 (1), С. 3-28

[8]              Св.Киприан Карфагенский: Творения /Библиотека творенiй св. отцев и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии - М. : Паломник, 1999.

[9]              Св.Ипполит Римский: Апостольское предание

[10]              Св.Кирилл Иерусалимский: Огласительное слово третье : К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, о крещении, на слова из послания к Римлянам: Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; спогребохомся убо Ему крещением и проч. (Рим. 6, 3-4). //Слова огласительные и тайноводственные//. в собр.:  Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. 2-е изд - Москва : типография В.Готье, 1855, С. 38-50

[11]              Св.Василий Великий: О Святом Духе к Святому Амфилохию, Епископу Инокийскому., ч.3. в собр.:  Творения : В 2 т - Москва : Сибирская Благозвонница, 2008.

[12]              Св.Иоанн Златоуст: Беседы на Евангелие от Св.Иоанна, Т.8. в собр.:  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе - Санкт-Петербург : С.-Петерб. духов. акад, 1895-1906 (1).

[13]              Св.Ефрем Сирин: Толкование на Четвероевангелие, Т.8. в собр.:  Творения : Репринтное издание - Москва : Издательский отдел Московского Патриархата, 1993 (1).

[14]              Кафолические послания : Новый Завет, Т.11. в собр.:  Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков.; (под ред.) Томас К. Одэн. Русское издание под ред. Ю.Н.Варзонина - Тверь : Герменевтика, 2007 (11).

[1] иерм.Петру: ««botezul prin sânge» este tot o alegorie <…> , citiţi-l şi pe Sf. Grigore de Nyssa, care e foarte alegoric. La el veţi găsi şi despre «botezul voinţei/intenţiei», «botezul lacrimilor» (despre asta vorbeşte şi Filocalia) şi altele. Dacă eu vă aduc zeci de citate despre «botezul lacrimilor», Dvstră o veţi interpreta tot literal? Ia citiţi la Sf. Simeon Noul Teolog ce interpretări dă el privind raportul dintre «botezul» şi «botezul lacrimilor»<…>». Наверное, иеромонах имел в виду все-таки Св.Григория Богослова, а также по ссылке, что он приводит на Pr. Dr. Dorin Octavian Picioruș, который сделал выборку из трудов Св.Симеона Богослова, уже ясно говорится о покаянии, как втором крещении, т.е. втором таинстве, в котором человек омывается от грехов, о чем и пойдет речь в соответсвующем подразделе.

[2] Св.Ипполит(170 -235гг)  - мученик, первый антипапа, автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии.  День памяти в Православной Церкви 30 янв. (по стар. стилю);

[3] эта тематика, где будут представленны больше цитат святых, также будет затронута в разделе «Крещение благоразумного разбойника»;

Рубрика:
"Реферат"

доп.теги:
крещение

20 августа 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

Крест, спасение, Святые Отцы, крещение, мученичество, мученики, таинства, учеба, статья, реферат, академия, цитата, богословие

Previous post Next post
Up