Троица в цитатах Св.Отцов. Почему молитвы обращены отдельно Отцу, Сыну и Св.Духу?

May 14, 2013 22:29



Не знаю, могу ошибаться, но наверное, только когда человек далек от Церкви, то его смущают вопросы, как, когда и почему молимся то Отцу, то Сыну, то Св.Духу. Когда человек воцерковляется, то такого коллапса у него уже нет, ибо происходит тесное общение с Богом - это как бы спросили: "а как мы вообще дышим? и почему именно так?". Но вопрос все же имеет под себя место, вот к примеру спрашивают:

Вопрос следующий: если мы хотим помолиться Богу (абстрагируемся от святых), то кому нужно молиться - Богу-Отцу, Богу-Сыну или Богу-Духу?
Также прошу дать дополнительное разъяснение в случае, если ваш ответ будет одним из следующих. Если ваш ответ: Отцу (или Сыну; или Духу), то не обидим и не оскорбим ли мы этим два другие лица Троицы, которые не меньше достойны поклонения?

Если ваш ответ: Святой Троице в целом, то не означает ли это, что Отец, Сын и Дух по отдельности являются неполноценными богами, раз им не надо молиться? Если ваш ответ: всем по очереди, то не говорит ли это о том, что у нас несколько Богов? Если ваш ответ: молитва направлена не личности (лицу), а сущности, то не значит ли это, что личность нашего Бога и слушателя наших молитв не имеет для нас значения или же мы поклоняемся безликому и безличностному Богу? Если ваш ответ: неважно, кому из них молиться, то не должен ли такой подход к молитве и вообще к религии настораживать?
(Источник)

Вначале думал, что вопросом задается православный, только уже когда написал заметку, выяснилось, что иеговист делает какой-то свой эксперимент. Но вопрос на самом деле изначально еретический, который вводит людей в соблазн и исходит, как раз из многобожничества, которое нам приписывают, вводя по сути разделение в Троицу.



Св.Григорий Богослов:
"мы поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Не смешиваем трех (ипостасей) в одно, чтоб не впасть в недуг Савеллиев, и единого не делим на три (сущности), разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия".

Нужно прежде исходить из того, что есть Троица, точнее, как учат Св.Отцы, но и так, уже более-не-менее воцерковленный человек знает, что во Христе вся полнота Бога, во Св.Духе также, и в Отце.

Св.Иустин Попович:
"Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и личное бытие, находится и в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимно проникают друг друга, живя вечно одно в другом, с другим, для другого".

Св.Ириней Лионский:
"И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына, и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.

Когда мы обращаемся к Отцу или к Сыну или ко Св.Духу - мы обращаемся ко всему Богу и входим в общение со всей Троицей посредством Св.Духа:

Св. Афанасий Великий:
«Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что как благодать, даруемая Сыном, есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом. Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение Самого Духа».

Св.Григорий Богослов:
Но ты говоришь: «Кто поклонялся Духу? Кто из древних или из новых? Кто молился Ему? Где написано, что должно Ему поклоняться и молиться? Откуда ты взял это? - Удовлетворительнейшую на это причину представлю тебе впоследствии, когда буду рассуждать о неписаном. А теперь достаточно будет сказать одно то, что в Духе мы поклоняемся и через Него молимся. Ибо сказано: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24). И еще: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). И еще стану: молиться Духом, стану молиться и умом (1 Кор. 14:15), то есть во уме и в Духе. Итак, поклонение, или моление Духом, по моему мнению, означает не иное что, а то, что Дух сам Себе приносит молитву и поклонение. Неужели не одобрит этого кто-нибудь из мужей богодухновенных, хорошо знающих, что поклонение Единому есть поклонение Трем, по равночестности в Трех достоинства и Божества".

Также цитаты позволяющие глубже вникнуть в догмат о Троице:

Св.Григорий Богослов:
"Когда же произношу слово Бог, вы озаряйтесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), - единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетается разделенно, потому что Божество есть Единое в трех, и единое суть Три, в Которых Божество, или, точнее сказать, который суть Божество. А что касается переизбытка и недостатков, то мы без них обойдемся, не обращая ни единства в слитность, ни разделения в отчуждение. Да будут равно далеки от нас и Савеллиево сокращение и Ариево разделение, ибо то и другое в противоположном смысле худо и одинаково нечестиво. Ибо для чего нужно - или злочестиво соединять Бога, или рассекать на неравных? - Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все (1Кор.8:7), и един Дух Святой, в Котором все. Словами: из Него (εξ ου), Им (δι ου) и в Нем (εν ω), не естества разделяем (иначе не переставлялись бы предлоги или не переменялся бы порядок имен), но отличаем личные свойства единого и несоединенного естества. А это видно из того, что различаемые опять сводятся воедино, если не без внимания прочтешь у того же Апостола следующие слова: Ибо все из Него, и Им, и к Нему (εις αυτον): Ему слава во веки, аминь (Рим.11:36). Отец есть Отец и безначален, потому что ни от кого не имеет начала. Сын есть Сын и не безначален, потому что от Отца. Но если начало будешь понимать относительно времени, то Сын и безначален, потому что Творец времен не под временем. Дух есть истинно Дух Святой, происходящий от Отца, но не как Сын (ουχ υϊκως); потому что происходит не рожденно (γεννητως), но исходно (εκορευτως); если для ясности надо употребить новое слово. Между тем ни Отец не лишен нерожденности, потому что родил; ни Сын - рождения, потому что от Нерожденного (ибо как им лишиться?); ни Дух Святой не изменяется или в Отца, или в Сына, потому что исходит и потому что Бог, хотя и не так кажется безбожным. Ибо личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы перемещалось и переносилось? Те, которые нерожденность и рожденность признают за естества одноименных богов, может быть и Адама, и Сифа, из коих один не от плоти (как творение Божие), а другой от Адама и Евы, станут признавать чуждыми друг другу по естеству. Итак, один Бог в Трех, и Три едины, как сказали мы".

Св.Иустин Попович говорит:
"В Церкви все совершается от Отца через Сына в Духе Святом: Отец через Сына в Духе Святом всё устрояет, творит, созидает и подает".

Из этого и из различия личных свойств ипостасей, можно понять, почему мы обращаемся, то к Отцу, то к Сыну то ко Св.Духу. Во Св.Духе мы просвящаемся и как давал цитаты выше входим в общение с Богом, обоживаемся, во Христе прощаются нам грехи и подаются блага, а во Отце - все от Него, с Ним примиряемся, и во Христе, посредством Св.Духа усыновляемся Ему. Как бы так.

P.S. Особо это как раз можно заметить на литургии, когда мы молимся Св.Духу, когда Христу, а когда Отцу (но в основном, вся литургия Бого-Отца-центрична) и когда уже прославляем всю Троицу Единую.

P.P.S. Поэтому икона Св.Андрея Рублева "Троица" считается пиком иконописи - Св.Андрей был не просто хорошим иконописцем, но судя по этой иконе еще и исихиастом (большим молитвенником), уверен, что эта икона написана не в результате умственной работы, а именно по Божьей благодати, по Божьему Откровению. В этой иконе все вероучение, все домостроительство, вся Библия от альфы до омеги, все спасение человечества и взаимоотношение человека с Богом. Уже несколько лет у меня в плане написать заметку об этой статье - даст Бог, осенью может все-таки напишу, ибо это, действительно, самая величайшая икона.

Рубрика:
"Простыми словами"
доп.теги:
Троица
Св.Отцы
цитата

14 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

иеговисты, икона, Святые Отцы, Св.Григорий Богослов, Св.Иустин Попович, Св.Афанасий Великий, простыми словами, цитата, Троица, догмат, богословие, Св.Андрей Рублев, Св.Ириней Лионский

Previous post Next post
Up