Не знаю, могу ошибаться, но наверное, только когда человек далек от Церкви, то его смущают вопросы, как, когда и почему молимся то Отцу, то Сыну, то Св.Духу. Когда человек воцерковляется, то такого коллапса у него уже нет, ибо происходит тесное общение с Богом - это как бы спросили: "а как мы вообще дышим? и почему именно так?". Но вопрос все же имеет под себя место, вот к примеру спрашивают:
Вопрос следующий: если мы хотим помолиться Богу (абстрагируемся от святых), то кому нужно молиться - Богу-Отцу, Богу-Сыну или Богу-Духу?
Также прошу дать дополнительное разъяснение в случае, если ваш ответ будет одним из следующих. Если ваш ответ: Отцу (или Сыну; или Духу), то не обидим и не оскорбим ли мы этим два другие лица Троицы, которые не меньше достойны поклонения?
Если ваш ответ: Святой Троице в целом, то не означает ли это, что Отец, Сын и Дух по отдельности являются неполноценными богами, раз им не надо молиться? Если ваш ответ: всем по очереди, то не говорит ли это о том, что у нас несколько Богов? Если ваш ответ: молитва направлена не личности (лицу), а сущности, то не значит ли это, что личность нашего Бога и слушателя наших молитв не имеет для нас значения или же мы поклоняемся безликому и безличностному Богу? Если ваш ответ: неважно, кому из них молиться, то не должен ли такой подход к молитве и вообще к религии настораживать?
(
Источник)
Вначале думал, что вопросом задается православный, только уже когда написал заметку, выяснилось, что иеговист делает какой-то свой эксперимент. Но вопрос на самом деле изначально еретический, который вводит людей в соблазн и исходит, как раз из многобожничества, которое нам приписывают, вводя по сути разделение в Троицу.
Св.Григорий Богослов:
"мы поклоняемся Отцу и Сыну и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Не смешиваем трех (ипостасей) в одно, чтоб не впасть в недуг Савеллиев, и единого не делим на три (сущности), разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариева безумия".
Нужно прежде исходить из того, что есть Троица, точнее, как учат Св.Отцы, но и так, уже более-не-менее воцерковленный человек знает, что во Христе вся полнота Бога, во Св.Духе также, и в Отце.
Св.Иустин Попович:
"Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и личное бытие, находится и в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимно проникают друг друга, живя вечно одно в другом, с другим, для другого".
Св.Ириней Лионский:
"И поэтому крещение нашего возрождения совершается посредством этих трех положений, когда Бог Отец дарует нам благодать для возрождения посредством Своего Сына через Святого Духа. Ибо те, которые носят в Себе Духа Божия, приведены к Слову, т. е. к Сыну, а Сын приводит их к Отцу, и Отец дает им приобщиться нетлению. Следовательно, без Духа невозможно видеть Сына, и без Сына невозможно приступить ко Отцу; ибо познание Отца есть Сын, и познание Сына - через Святого Духа, Духа же сообщает Сын, сообразно Своему служению, по благоволению Отца, тем, кому хочет и как хочет Отец.
Когда мы обращаемся к Отцу или к Сыну или ко Св.Духу - мы обращаемся ко всему Богу и входим в общение со всей Троицей посредством Св.Духа:
Св. Афанасий Великий:
«Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что как благодать, даруемая Сыном, есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом. Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение Самого Духа».
Св.Григорий Богослов:
Но ты говоришь: «Кто поклонялся Духу? Кто из древних или из новых? Кто молился Ему? Где написано, что должно Ему поклоняться и молиться? Откуда ты взял это? - Удовлетворительнейшую на это причину представлю тебе впоследствии, когда буду рассуждать о неписаном. А теперь достаточно будет сказать одно то, что в Духе мы поклоняемся и через Него молимся. Ибо сказано: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4:24). И еще: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). И еще стану: молиться Духом, стану молиться и умом (1 Кор. 14:15), то есть во уме и в Духе. Итак, поклонение, или моление Духом, по моему мнению, означает не иное что, а то, что Дух сам Себе приносит молитву и поклонение. Неужели не одобрит этого кто-нибудь из мужей богодухновенных, хорошо знающих, что поклонение Единому есть поклонение Трем, по равночестности в Трех достоинства и Божества".
Также цитаты позволяющие глубже вникнуть в догмат о Троице:
Св.Григорий Богослов:
"Когда же произношу слово Бог, вы озаряйтесь единым и тройственным светом - тройственным в отношении к особенным свойствам, или к Ипостасям (если кому угодно назвать так), или к Лицам (нимало не будем препираться об именах, пока слова ведут к той же мысли), - единым же в отношении к понятию сущности и, следственно, Божества. Бог разделяется, так сказать, неразделимо и сочетается разделенно, потому что Божество есть Единое в трех, и единое суть Три, в Которых Божество, или, точнее сказать, который суть Божество. А что касается переизбытка и недостатков, то мы без них обойдемся, не обращая ни единства в слитность, ни разделения в отчуждение. Да будут равно далеки от нас и Савеллиево сокращение и Ариево разделение, ибо то и другое в противоположном смысле худо и одинаково нечестиво. Ибо для чего нужно - или злочестиво соединять Бога, или рассекать на неравных? - Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос, Которым все (1Кор.8:7), и един Дух Святой, в Котором все. Словами: из Него (εξ ου), Им (δι ου) и в Нем (εν ω), не естества разделяем (иначе не переставлялись бы предлоги или не переменялся бы порядок имен), но отличаем личные свойства единого и несоединенного естества. А это видно из того, что различаемые опять сводятся воедино, если не без внимания прочтешь у того же Апостола следующие слова: Ибо все из Него, и Им, и к Нему (εις αυτον): Ему слава во веки, аминь (Рим.11:36). Отец есть Отец и безначален, потому что ни от кого не имеет начала. Сын есть Сын и не безначален, потому что от Отца. Но если начало будешь понимать относительно времени, то Сын и безначален, потому что Творец времен не под временем. Дух есть истинно Дух Святой, происходящий от Отца, но не как Сын (ουχ υϊκως); потому что происходит не рожденно (γεννητως), но исходно (εκορευτως); если для ясности надо употребить новое слово. Между тем ни Отец не лишен нерожденности, потому что родил; ни Сын - рождения, потому что от Нерожденного (ибо как им лишиться?); ни Дух Святой не изменяется или в Отца, или в Сына, потому что исходит и потому что Бог, хотя и не так кажется безбожным. Ибо личное свойство непреложно, иначе как оставалось бы личным, если бы перемещалось и переносилось? Те, которые нерожденность и рожденность признают за естества одноименных богов, может быть и Адама, и Сифа, из коих один не от плоти (как творение Божие), а другой от Адама и Евы, станут признавать чуждыми друг другу по естеству. Итак, один Бог в Трех, и Три едины, как сказали мы".
Св.Иустин Попович говорит:
"В Церкви все совершается от Отца через Сына в Духе Святом: Отец через Сына в Духе Святом всё устрояет, творит, созидает и подает".
Из этого и из различия личных свойств ипостасей, можно понять, почему мы обращаемся, то к Отцу, то к Сыну то ко Св.Духу. Во Св.Духе мы просвящаемся и как давал цитаты выше входим в общение с Богом, обоживаемся, во Христе прощаются нам грехи и подаются блага, а во Отце - все от Него, с Ним примиряемся, и во Христе, посредством Св.Духа усыновляемся Ему. Как бы так.
P.S. Особо это как раз можно заметить на литургии, когда мы молимся Св.Духу, когда Христу, а когда Отцу (но в основном, вся литургия Бого-Отца-центрична) и когда уже прославляем всю Троицу Единую.
P.P.S. Поэтому икона Св.Андрея Рублева "Троица" считается пиком иконописи - Св.Андрей был не просто хорошим иконописцем, но судя по этой иконе еще и исихиастом (большим молитвенником), уверен, что эта икона написана не в результате умственной работы, а именно по Божьей благодати, по Божьему Откровению. В этой иконе все вероучение, все домостроительство, вся Библия от альфы до омеги, все спасение человечества и взаимоотношение человека с Богом. Уже несколько лет у меня в плане написать заметку об этой статье - даст Бог, осенью может все-таки напишу, ибо это, действительно, самая величайшая икона.
Рубрика:
"Простыми словами"
доп.теги:
Троица Св.Отцы цитата 14 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com