Очень необычная икона - Спас Малочернетчинский (XIXв) из Села Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губерни (на момент, когда икона особо прославилась).
Справка:
Малочернетчинский образ Спасителя почитаетя не только православными, но и лютеранами и католиками.
Именно для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный Крестный ход, который традиционно собирал многочисленных паломников.
В вначале ХХ века, в годы Гражданской войны, икона была утрачена. Память о Чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на закрытие храмов и гонения.
Доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, главный научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова после исследования иконы сделала сенсационный вывод: "Есть веские основания полагать, что атрибутируемый образ является утерянной чудотворной святыней из Всехсвятской церкви села Малая Чернетчина". Как сказано в заключении, икона из коллекции Олега Здановича по ряду признаков совпадает с чудотворным образом из Малой Чернетчины. Он также написан на холсте и по стилистике может быть датирован второй половиной XVIII в. Оклад конца XIX в. свидетельствует о почитании иконы именно в этот период, хотя сама она является более древней. Скорее всего, холст натянули на доску именно в связи с устройством оклада и началом почитания. Ручки с тыльной стороны показывают, что образ носили в Крестные ходы, а таковые были установлены только для чудотворного Малочернетчинского образа, но не для его списков.
Смотрим красивое видео об иконе (под катом будет подробная информация):
Click to view
Click to view
Справка:
Спас Малочернетчински
В селе Малая Чернетчина, Сумского уезда, в приходской церкви Всех святых находится чудотворный образ Христа Спасителя. Этот образ благоговейно чтится местными прихожанами, жителями соседних приходов, а также далеко за пределами Харьковской епархии.
На поклонение святыне особенно много богомольцев стекается в летнее время. В своих молитвенных обращениях они обретают помощь, утешение, исцеление от недугов и получают «вся полезна» для душ и телес своих. Не одна слеза упала перед чудотворным образом, свои скорби приносили сюда не только православные, но и иноверные - католики и лютеране.
Мало-Чернетчинский образ представляет изображение Спасителя в терновом венце, с язвами на руках и ногах, из которых истекает крупными каплями Его пречистая кровь в подножие, имеющее вид чаши. Вокруг венца надпись: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).
Явление чудотворного образа Спасителя, именуемого кровоточивым, было 30 ноября 1887 года.
Храм Всех святых села Малой Чернетчины, или Монастырка, как обычно называют его, - остаток ликвидированного Сумского Успенского мужского монастыря. Под ним находится подвал во всю длину храма с запада на восток, служивший проходом - «святыми воротами» монастыря. Восточная и западная стороны этого подвала назывались «брамы». Сюда редко кто заглядывал. Мусор, обломки кирпича и штукатурки были разбросаны по всему подвалу и служили удобным пристанищем для змей и летучих мышей. О том, чтобы здесь могли храниться иконы, не могло быть и речи. Ни священнослужители, ни церковный ктитор со своими помощниками, иногда посещая его, никогда не видели здесь иконы.
Ко времени явления образа, в селе Малая Чернетчина жила крестьянка Анисья Панченко. Осенью 1887 г. женщина сильно заболела. 20 ноября (по старому стилю) ей во сне было видение, что она нашла в подвале храма икону Спасителя, и Господь исцелил ее. При этом она услышала слова Иисуса Христа: «Приходите сюда, молитесь и веруйте, буду исцелять вас от всякой болезни». Через 10 дней в подвале под храмом была найдена чудотворная икона Спасителя. Это произошло 30 ноября по старому стилю (13 декабря по новому), в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.
Слух о явлении образа и чудесном исцелении Анисьи скоро распространился, и к образу стали стекаться богомольцы и страждущие разными недугами. В июле 1888 года местный благочинный поставил образ в ризничный шкаф под замок до решения дела епархиальным начальством.
О своем исцелении от болезни Анисья Панченко лично докладывала архиепископу Харьковскому Амвросию. Вскоре на имя благочинного последовало распоряжение Харьковской духовной консистории: «16 сентября 1888 года Консистория, на основании определения своего, утвержденного Его Высокопреосвященством 12 сего сентября 1888 г., дает вам знать, что хранившийся в подвале Всехсвятской церкви села Малой Чернетчины, Сумского уезда, образ Спасителя, находящийся в ризнице, разрешено поставить на стене в местной церкви.». Настоящие сведения записаны со слов прихожан и подтверждаются священником Крохатским в его брошюре - «Новооткрытый крестный ход».
Образ Спасителя, найденный в Монастырке, является копией образа Спаса Кровоточивого, изображение которого (контур) можно найти в правильниках и акафистниках старого издания. Только там это изображение с ангелами, держащими чаши, в которые истекает из ран пречистая кровь. С ран на ногах кровь бьет обильной струей, падая в чашу, которая служит подножием.
По мнению художников-специалистов, чудотворный образ Монастырки и есть точный снимок с этого образа, только писавший этот образ придал ему обратный вид.
Идея образа взята из жития преподобного епископа Нифонта (пам. 23 декабря), которому было видение в церкви: «Наставшу дароношению, отверзеся покров церковный, и разверзеся небо и слышашеся велие благоухание: также снизхождаху Ангели, поюще: слава Христу Богу! Несяху же Отроча зело красно, еже на дискосе поставльше, сами престол окружиша, святителя же, служаща честным даром, два Серафима и два Херувима паряще над главою, покрываху крилы своими. Приспевшу же времени освящения даров и совершения страшному таинству, един от Ангел светлейших приступи, и взем нож закла Отроча, и кровь источи в святую чашу, Отроча же положив на дискосе, сам ста в чине своем со благоговением паки: таже начася причащение таинств Божественных, и виде блаженный, яко иным от причащающихся бяху лица светла аки солнце, а иным темна и помраченна аки ефиопом. Предстоящий Ангели назираху, како кто приступает, достойне убо причащающихся венчаху, недостойных же отвращахуся и гнушахуся. Скончавшуся же служению святому, виде и се паки Отроча цело обретеся на руках ангельских, вознесеся на небо. Сие сам преподобный послежде исповеда ученику своему, иже и писанию предаде на пользу многим».
Место явления чудотворного образа Спасителя - село Малая Чернетчина носит и другое название, которое чаще употребляется - Монастырек. То и другое названия указывают на существование здесь в давние времена монастыря. Центр села вокруг церкви и теперь называется прихожанами Монастырем. В 1753 году последним игуменом монастыря, подполковником Яковом Алексеевичем Шубским, в селе Малая Чернетчина построен один небольшой каменный храм. В 1760 году он был освящен. После ликвидации монастыря церковная утварь, дорогие ризы с икон, редкая библиотека и др. - все было расхищено.
За церковной оградой находится колокольня, похожая на башню с бойницами. Храм всех святых и колокольня - единственные здания, уцелевшие после ликвидации монастыря. Сумской Успенский монастырь основан казачьим полковником и царским стольником Кондратьевым Герасимом Кондратьевичем, родоначальником фамилии помещиков Кондратьевых. Этот монастырь, как гласит предание, был богат: имел своих крепостных крестьян, до 30 тысяч десятин земли, много леса, чудные сады, пруды с рыбой. В 1787 году после ликвидации монастыря Екатериной II, все это было расхищено самым беспощадным образом: леса и сады вырублены, пруды загрязнились, а часть из них - пересохла.
<...>
Но с 1887 года (год явления чудотворного образа) заброшенное место снова возродилось.
После 13-летнего перерыва приток богомольцев был так велик, что приходскому священнику приходилось проводить в храме дни и ночи. К образу приходили поклониться не только православные, но католики и лютеране. В книге священника Крохатского «Новооткрытый крестный ход» есть сведение, что одна католичка оставила даже по духовному завещанию небольшую сумму на ризу для образа.
Существует предание, что храмовой монастырский образ Успения Божией Матери по упразднении монастыря скрылся. В первое время иноки и другие лица слышали плач, исходящий от скрывшейся иконы Успения Божией Матери.
Указом Священного Синода от 5 августа 1904 года за № 7607, открыт постоянный крестный ход с Мало-Чернетчинским образом Спасителя в церковь слободки Большая Чернетчина, Сумского уезда. 25 сентября после литургии образ из Монастырька несут в Б. Чернетчину, а 10 октября образ торжественно переносится обратно в село Малую Чернетчину. В июле 1892 года, во время холеры, с разрешения архиепископа Амвросия, образ привозили в Сумы и при большом стечении народа и участии всех причтов на площади было совершено молебствие с акафистом Иисусу Сладчайшему. В том же году образ брали в село Токари и в слободку Большая Чернетчина, а в 1893 году в слободку Верхняя Сыроватка.
Александр Панов
источник:
fotospas.ru К сожалению, икону не вернули селу - вот маленьких всегда обижают. Икону, так понимаю, после того, как она была одно время в Свято-Успенской Святогорской Лавре, поместили в Кафедральном Соборе г.Сумы.
Доп.источники:
Здесь подробная и интересная информация об экспертизе и состоянии иконы:
"Дончанин спас чудотворную икону" Рубрика:
"
Иконы"Заметки по теме:
"Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила (part2)" Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила Кстати, наш приход нуждается в реставрации этих двух икон, что по ссылке выше. Уже все чаще витают в воздухе идеи продать их, и что уже покупатели даже нашлись (возможно они и поднимают волну) и на вырученные деньги купить простые типографские иконы и побольше. Как-то еще удается пресекать такие разговоры, но, кто знает какие ветры победят из-за бедности прихода. Иконы уникальные и очень красивые и если Бог послал их в наш приход, было бы грешно разбазаривать такое богатство.
Сколько стоит будет реставрация - пока не знаю, но предполагаю, что очень дорого. Но вот, когда решил искать спонсоров, по Божьей милости, через день познакомился со священником из митрополии, который руководит департаментом по достоянию нашей митрополии и он обещал свести с высококлассными специалистами, которые не обманут и работу сделают профессионально.
1. Вот мой электронный кошелек (только впишите комментарий "икона" или напишите в личку, что скинули для иконы).
2. Но самое простое и надежное, а главное меньше комиссионные сборы (всего лишь до 2%) - денежными переводами типа Unistream, Lider, Contact и прочее (не путайте с жадными западными системами, типа MoneyGramm и Western Union, которые сдирают до 20%).
Просто идете в любой банк с паспортом выбираете любую систему денежного перевода (лучше Unistream или Contact) (окна касс, которые занимаются переводами, обычно обклеены логотипами этих систем) и делаете денежный перевод на мое имя Alexandru Draniceru (Moldova). Потом мне в личку высылаете:
1. код перевода;
2. точную сумму и в какой валюте;
3. Имя и фамилию отправителя
Ангела Хранителя!
9 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com