Икона: Весьма необычная икона - Спас Малочернетчинский (XIXв) (Украина, Сумы)

May 09, 2013 17:41




Очень необычная икона - Спас Малочернетчинский (XIXв) из Села Малая Чернетчина Сумского уезда Харьковской губерни (на момент, когда икона особо прославилась).

Справка:

Малочернетчинский образ Спасителя почитаетя не только православными, но и лютеранами и католиками.

Именно для этой иконы Святейший Синод в 1904 году установил ежегодный Крестный ход, который традиционно собирал многочисленных паломников.
В вначале ХХ века, в годы Гражданской войны, икона была утрачена. Память о Чудотворном Малочернетчинском образе сохранилась у верующих Сумской области, несмотря на закрытие храмов и гонения.

Доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств, главный научный сотрудник отдела древнерусского и церковного искусства НИИ Российской академии художеств Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова после исследования иконы сделала сенсационный вывод: "Есть веские основания полагать, что атрибутируемый образ является утерянной чудотворной святыней из Всехсвятской церкви села Малая Чернетчина". Как сказано в заключении, икона из коллекции Олега Здановича по ряду признаков совпадает с чудотворным образом из Малой Чернетчины. Он также написан на холсте и по стилистике может быть датирован второй половиной XVIII в. Оклад конца XIX в. свидетельствует о почитании иконы именно в этот период, хотя сама она является более древней. Скорее всего, холст натянули на доску именно в связи с устройством оклада и началом почитания. Ручки с тыльной стороны показывают, что образ носили в Крестные ходы, а таковые были установлены только для чудотворного Малочернетчинского образа, но не для его списков.

Смотрим красивое видео об иконе (под катом будет подробная информация):

image Click to view



image Click to view



Справка:

Спас Малочернетчински


В селе Малая Чернетчина, Сумского уезда, в приходской церкви Всех святых находится чудотворный образ Христа Спасителя. Этот образ благоговейно чтится местными прихожанами, жителями соседних при­ходов, а также далеко за пределами Харь­ковской епархии.

На поклонение святыне особен­но много богомольцев стекается в лет­нее время. В своих молитвенных обращениях они обретают помощь, уте­шение, исцеление от недугов и получа­ют «вся полезна» для душ и телес своих. Не одна слеза упала перед чудотворным обра­зом, свои скорби приносили сюда не только православные, но и иноверные - католики и лютеране.

Мало-Чернетчинский образ пред­ставляет изображение Спасителя в тер­новом венце, с язвами на руках и ногах, из которых истекает крупными каплями Его пречистая кровь в подножие, имеющее вид чаши. Вокруг венца надпись: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небе­се: аще кто снесть от хлеба сего, жив бу­дет во веки» (Ин. 6,51). «Аще не снесте плоти Сына Человеческаго, ни пиете кро­ве Его, живота не имате в себе» (Ин. 6,53).

Явление чудотворного образа Спа­сителя, именуемого кровоточивым, было 30 ноября 1887 года.
Храм Всех святых села Малой Чер­нетчины, или Монастырка, как обычно называют его, - оста­ток ликвидированного Сумского Успенского мужского монастыря. Под ним находится подвал во всю длину храма с запада на восток, служивший проходом - «святыми воротами» монастыря. Восточная и западная стороны этого подвала назывались «бра­мы». Сюда ред­ко кто заглядывал. Мусор, обломки кир­пича и штукатурки были разбросаны по всему подвалу и служили удобным при­станищем для змей и летучих мышей. О том, чтобы здесь могли храниться иконы, не могло быть и речи. Ни священнослу­жители, ни церковный ктитор со своими помощниками, иногда посещая его, никогда не видели здесь иконы.

Ко времени явления образа, в селе Малая Чернетчина жила кресть­янка Анисья Панченко. Осенью 1887 г. женщина сильно заболела. 20 ноября (по старому стилю) ей во сне было видение, что она нашла в подвале храма икону Спасителя, и Господь исцелил ее. При этом она услышала слова Иисуса Хрис­та: «Приходите сюда, молитесь и веруй­те, буду исцелять вас от всякой болез­ни». Через 10 дней в подвале под хра­мом была найдена чудотворная икона Спасителя. Это произошло 30 ноября по старому стилю (13 декабря по новому), в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Слух о явлении образа и чудесном исцелении Анисьи скоро распространил­ся, и к образу стали стекаться богомоль­цы и страждущие разными недугами. В июле 1888 года ме­стный благочинный по­ставил образ в ризничный шкаф под замок до решения дела епархиальным начальством.
О своем исцелении от болезни Анисья Панченко лично докладывала архиепископу Харь­ковскому Амвросию. Вскоре на имя благочин­ного последовало распоряжение Харьковской духовной консистории: «16 сентября 1888 года Конси­стория, на основании определения свое­го, утвержденного Его Высокопреосвя­щенством 12 сего сентября 1888 г., дает вам знать, что хранившийся в подвале Всехсвятской церкви села Малой Чернет­чины, Сумского уезда, образ Спасителя, находящийся в ризнице, разрешено по­ставить на стене в местной церкви.». Настоящие сведения записаны со слов прихожан и подтвержда­ются священником Крохат­ским в его брошюре - «Ново­открытый крестный ход».

Образ Спасителя, найденный в Монастырке, являет­ся копией образа Спаса Кро­воточивого, изображение ко­торого (контур) можно найти в правильниках и акафи­стниках старого издания. Только там это изображение с ангелами, держащими чаши, в которые истекает из ран пречистая кровь. С ран на ногах кровь бьет обильной струей, падая в чашу, которая служит подножием.


По мнению художников-специалис­тов, чудотворный образ Монастырки и есть точный снимок с этого обра­за, только писавший этот об­раз придал ему обратный вид.

Идея образа взята из жития преподобного еписко­па Нифонта (пам. 23 декабря), которо­му было видение в церкви: «Наставшу дароношению, отверзеся покров церковный, и разверзеся небо и слышаше­ся велие благоухание: также снизхождаху Ангели, поюще: слава Христу Богу! Несяху же Отроча зело красно, еже на дискосе поставльше, сами престол окружиша, святителя же, служаща честным даром, два Серафима и два Херуви­ма паряще над главою, по­крываху крилы своими. При­спевшу же времени освяще­ния даров и совершения страшному таинству, един от Ангел светлейших приступи, и взем нож закла Отроча, и кровь источи в святую чашу, Отроча же положив на диско­се, сам ста в чине своем со благоговением паки: таже начася причащение таинств Божественных, и виде бла­женный, яко иным от причащающихся бяху лица светла аки солнце, а иным темна и помраченна аки ефиопом. Предстоящий Ангели назира­ху, како кто приступает, до­стойне убо причащающихся венчаху, недостойных же отвращахуся и гнушахуся. Скончавшуся же служению святому, виде и се паки Отро­ча цело обретеся на руках ангельских, вознесеся на не­бо. Сие сам преподобный послежде исповеда ученику своему, иже и писанию пре­даде на пользу многим».

Место явления чудотвор­ного образа Спасителя - се­ло Малая Чернетчина носит и другое на­звание, которое чаще употребляется - Монастырек. То и другое названия указывают на существование здесь в давние времена монастыря. Центр села вокруг церкви и теперь называется прихожа­нами Монастырем. В 1753 году послед­ним игуменом монастыря, подполковником Яковом Алексеевичем Шубским, в селе Малая Чернетчина по­строен один не­большой каменный храм. В 1760 году он был освящен. После ликвидации монастыря церков­ная утварь, дорогие ризы с икон, редкая библиотека и др. - все было расхищено.

За церковной оградой находится колокольня, похожая на башню с бойницами. Храм всех святых и колокольня - един­ственные здания, уцелевшие после ликвидации монастыря. Сумской Успенский монас­тырь основан казачьим пол­ковником и царским стольни­ком Кондратьевым Герасимом Кондратьеви­чем, родона­чальником фамилии помещи­ков Кондратьевых. Этот мона­стырь, как гласит предание, был богат: имел своих крепо­стных крестьян, до 30 тысяч десятин земли, много леса, чудные сады, пруды с рыбой. В 1787 году после ликвидации монастыря Екатери­ной II, все это было расхищено самым беспощадным обра­зом: леса и сады вырублены, пруды загрязнились, а часть из них - пересохла.
<...>

Но с 1887 года (год явления чудотворного образа) заброшенное место снова возродилось.

После 13-летнего перерыва приток бо­гомольцев был так велик, что приходскому священнику приходи­лось проводить в храме дни и ночи. К обра­зу приходили поклониться не только православные, но ка­толики и лютеране. В книге священника Крохат­ского «Новооткрытый крест­ный ход» есть сведение, что одна католичка оставила даже по духовному завещанию не­большую сумму на ризу для образа.
Существует предание, что храмовой монастырский об­раз Успения Божией Матери по упразднении монастыря скрылся. В первое время ино­ки и другие лица слышали плач, исходящий от скрывшей­ся иконы Успения Божией Матери.

Указом Священного Синода от 5 августа 1904 года за № 7607, открыт постоянный крестный ход с Мало-Чернетчинским образом Спасителя в церковь слободки Большая Чернетчина, Сумского уезда. 25 сентяб­ря после литургии образ из Монастырька несут в Б. Чернетчину, а 10 октября образ торжественно перено­сится обратно в село Малую Чернетчину. В июле 1892 года, во время хо­леры, с разрешения архиепископа Ам­вросия, образ привозили в Сумы и при большом стечении народа и участии всех причтов на площади было совер­шено молебствие с акафис­том Иисусу Сладчайшему. В том же году образ брали в село Токари и в слободку Большая Чернет­чина, а в 1893 году в слободку Верхняя Сыроватка.

Александр Панов
источник: fotospas.ru

К сожалению, икону не вернули селу - вот маленьких всегда обижают. Икону, так понимаю, после того, как она была одно время в Свято-Успенской Святогорской Лавре, поместили в Кафедральном Соборе г.Сумы.

Доп.источники:
Здесь подробная и интересная информация об экспертизе и состоянии иконы:"Дончанин спас чудотворную икону"

Рубрика:
" Иконы"
Заметки по теме:
"Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила (part2)"
Чудное обретение двух икон Церковь пророка Даниила

Кстати, наш приход нуждается в реставрации этих двух икон, что по ссылке выше. Уже все чаще витают в воздухе идеи продать их, и что уже покупатели даже нашлись (возможно они и поднимают волну) и на вырученные деньги купить простые типографские иконы и побольше. Как-то еще удается пресекать такие разговоры, но, кто знает какие ветры победят из-за бедности прихода. Иконы уникальные и очень красивые и если Бог послал их в наш приход, было бы грешно разбазаривать такое богатство.

Сколько стоит будет реставрация - пока не знаю, но предполагаю, что очень дорого. Но вот, когда решил искать спонсоров, по Божьей милости, через день познакомился со священником из митрополии, который руководит департаментом по достоянию нашей митрополии и он обещал свести с высококлассными специалистами, которые не обманут и работу сделают профессионально.

1. Вот мой электронный кошелек (только впишите комментарий "икона" или напишите в личку, что скинули для иконы).



2. Но самое простое и надежное, а главное меньше комиссионные сборы (всего лишь до 2%) - денежными переводами типа Unistream, Lider, Contact и прочее (не путайте с жадными западными системами, типа MoneyGramm и Western Union, которые сдирают до 20%).

Просто идете в любой банк с паспортом выбираете любую систему денежного перевода (лучше Unistream или Contact) (окна касс, которые занимаются переводами, обычно обклеены логотипами этих систем) и делаете денежный перевод на мое имя Alexandru Draniceru (Moldova). Потом мне в личку высылаете:

1. код перевода;
2. точную сумму и в какой валюте;
3. Имя и фамилию отправителя

Ангела Хранителя!

9 мая 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

видео, икона, страна/Украина

Previous post Next post
Up