Inspira: Люди, которые нас вдохновляют. Мы должны быть как дауны.

Apr 25, 2013 14:03



В православной среде относятся с предубеждением к театрам, и это понятно, но сегодня поговорим о необычном театре - социальном театре для детей. Слава Богу, уже не мало творческих студий и людей, которые посвящают себя социальной работе с детьми с ограниченными возможностями, инвалидами, к примеру, уже довольно широко известная студия анимации «Да» (animakids). Но вот проект о котором расскажу, можно смело назвать явлением - во всяком случае, театров такого направления, именно в таком ключе, не знаю.

Итак проект “Inspira. Oameni care ne inspira” («люди которые нас вдохновляют») (страница в фэйсбуке) и, в частности, одно из направлений их социальной деятельности - социальный театр, о котором и будет повествование ниже.

Встретил ребят случайно в Доме занятости детей «Фантастик», куда «Inspira» приехали со своим социальным театральным представлением. Суть их нынешней программы - научить детей терпимо относиться к людям с ограниченными возможностями, к инвалидам, всячески им помогать и, когда есть необходимость, даже защищать их и заступаться за них.


В их постоянной группе участвуют несколько ребят с ограниченными возможностями , на инвалидных колясках (на этот раз был один Дмитрий). Ребята разыгрывают простую школьную сценку из жизни класса, в котором на ряду с обычными школьниками учатся еще два ученика - один инвалид на коляске и другой немного умственно-отсталый. И по ходу действия показывается, как одноклассники то и дело выражают свою недоброжелательность по отношению к этим двум «изгоям» и считают их обузой для класса.

Вроде бы ничего особого и новаторского - обычный любительский школьный театр. Но самое важное начинается потом - Ната Матей-Бойченко (так понимаю руководительница проекта), начинает обсуждать с детьми увиденную сцену и все ли им понравилось в отношениях между учениками, все ли хорошо в классе. По ходу обсуждения, дети отмечают то, что им не понравилось, как одноклассники относятся к «изгоям». И тогда Ната предлагает вновь переиграть сцену, и когда дети обнаружат несправедливость, с их точки зрения, то пусть громко кричат «STOP».

Нужно отметить, что в сам дом занятости «Фантастик» приходят, в основном, семейные дети (или из неполных семей) из близлежащих кварталов, но на такие «слеты-представления» собираются дети и из соседних Домов занятости детей, а главное, приходят сироты (или просто оставленные детишки из неблагополучных семей) и дети-инвалиды из соседней школы-интерната. Последние, наверное, как-никто чутко реагируют на несправедливость. Вот их реакция, активное участие и вовлеченность в действо, наверное, и побудило написать подробнее о всем спектакле.


Итак, сцена переигрывается. Как только на сцене происходит какая-то несправедливость и уничижение детей-инвалидов, дети-зрители начинают кричать «STOP!». Вначале, это было робко, но потом уже стоял громкий и мощный детский ор - «Стоп!». Нужно сказать, что в сцене не разыгрываются какие-то чрезмерные уничижения и издевательства - нет, было бы все слишком просто, - просто на уровне неприятного слова, презрения, насмешки и т.д. что является вполне обыденным явлением в школьной и детской среде, да даже, и среди взрослых. И вот очень важно и ясно увидеть со стороны, как себя чувствуют люди-мишени, которые подвергаются этим колкостями и уничижениям.

И вот дети останавливают действо криком «Стоп!», но это только начало - было бы банально и просто лишь этим ограничиться. Ната начинает обсуждать с детьми, что именно им не понравилось, какие ненормальные проявления в отношениях они заметили. И на этом также все не ограничивается… Ната предлагает найти решение - что нужно сделать для того, чтобы исправить ситуацию. И дети начинают сами давать свои идеи, как можно было бы помочь ребятам.

Наблюдая со стороны, скажу честно, не было никакого «насилия» со стороны Наты - она не натаскивала детей на какой-то определенный «правильный» сценарий - нет, она только выставляла акценты, скажем так, реперные пункты: «что делать?», «давайте найдем решение», «кто должен был бы из сцены помочь ребятам?».


И думаете на этом все ограничивается? Нет - дальше идет вовлечение детей в действие, побуждение детей самим помочь в этой ситуации, заступиться за инвалидов. Ната спрашивает, кто из детей готов помочь и встать на место актеров и сыграть не по сценарию, а так, чтобы помочь, нуждающимся в поддержке и защите. Ната приглашает на сцену кого-нибудь из ребят. И тут, нужно отметить, что сами актеры молодцы, как заметил, во-первых они сами живо реагируют за обсуждением в зале и идеями по решению проблемы, а во-вторых - они весьма доброжелательны к «новым актерам», делают все, чтобы те не стеснялись и, благодаря этому, «новичок» вполне гармонически вписываются в актерскую труппу. Сама труппа весьма тонко реагирует на изменение в сценарии, которое привносится «заступником». Дабы помочь инвалидам, детям пришлось даже взять на себя роль учителя. Если бы только детям - Ната увлекла на сцену и учительницу из интернат-школы, дабы проверить другой вариант, уже глазами взрослых.

Дети весьма живо реагируют и активно вовлекаются в действие. Думаю, само
представление имеет несомненный эффект - детей учат во-первых относится чутко к другим, и прежде к более слабым и инвалидам; во-вторых не считать их «второсортными», а вполне наравне с ними; в третьих - определять, что есть добро и зло, что есть хорошо и что плохо; но самое главное - активное участие и помощь нуждающимся, а не просто пассивное наблюдение и равнодушие. Последнее очень важно - мы пассивны к тому безобразию, что происходит вокруг нас; мы не спешим на помощь другим, а можем потупив взгляд пройти мимо, и вот важно с детства привить детям активную позицию по взаимопомощи другим. Как мне рассказывала знакомая из Израиля - ее отец остался жив после инсульта, только потому, что в доме через дорогу, совершенно незнакомой девушке, случайно взглянувшей в окно, показалось, что с их отцом, что-то нехорошо и прибежав, оценив ситуацию, тут же вызвала скорую. Хотя мать ее перед этим всячески отговаривала, что возможно ей только показалось и что не стоит беспокоить людей.

17 Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
(Иак.4:17)


И вот очень запомнилось, к примеру, как маленький Ионикэ, из дома-интерната (не первый раз его вижу и заприметил его сразу, кажется, он у них вообще самый шустрый и заводило) очень живо воспринимал ситуацию на сцене, и громче всех кричал «СТОП!», а когда уже в обсуждении нашли решение, как помочь ребятам и Ната спросила:
- Кто может помочь ребятам?!

Ионикэ громко крикнул:
- Я!

И потом твердо и также громко добавил:
- Только я могу помочь!

И тут же уверенно взобрался на сцену и твердо решил защищать ребят.
Вот пусть Ионикэ послужит всем нам в пример. Храни его Бог.

P.S. Как уговаривала Ната одного ребенка, который предложил идею, как решить ситуацию, но стеснялась выйти на сцену:
- Помоги им. Ты единственный, кто может сейчас им помочь.



P.S. Ах, да... почему такой подзаголовок "Мы должны быть как дауны"? Ну, для этого в качестве бонуса стоит посмотреть прекрасную беседу о.Тихона Шевкунова о детских театрах и даунах.

image Click to view



Рубрика:
"Заметки из жизни"
доп.теги:
благотворительность
дети
взаимопомощь
инвалиды

25 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

театр, дети, инвалиды, о.Тихон Шевкунов, взаимопомощь, заметки из жизни, благотворительность, статья, видео, социум

Previous post Next post
Up