![](http://spletnik.ru/img/jesusisbigguy.jpg)
Возвращаясь
к конференции о.Петру Прутяну. На информацию о том, что Св.Иоанн Златоуст писал, что благоразумный разбойник крестился водой, брызнувшей из пронзенного ребра Христа, о.Петру сказал, что это его не интересует, и тут же привел весьма странный контраргумент о том, что Св.Иоанн Златоуст говорил, что Христос никогда не смеялся, и почему он (о.Петру) должен этому верить (он это не назвал ахинеей, но было понятно, что так считает, и что о.Петру хорошо знает обо всем, что делал Христос). Т.е. он приравнял какие-то, скажем так, "бытовые" слова, к вероучительным поучениям. Это называется недобросовестная аргументация. Но речь не об этом.
Меня заинтересовал сам этот вопрос, т.к. первый раз слышу об этом. Дал поиск, и, действительно, весь интернет кишит тем, что говорят, что Св.Иоанн Златоуст учил, что Христос никогда не смеялся. Вообще вопрос предмет обсуждения весьма глуп и на грани, ибо мы обсуждаем Самого Бога и развращенное сознание может на этом не остановиться. Но давайте посмотрим, говорил ли это сам святитель, и тогда увидим, что как раз все эти разговоры не от здорового интереса, ибо эти люди мерят светоча Вселенской Церкви по своим меркам.
Итак, обращаемся к первоисточнику: Св.Иоанн Златоуст: Толкование на святого евангелиста Матфея . Беседа 6:6.
«Если и ты плачешь так же, то подражаешь своему Господу. И Он ведь плакал о Лазаре (Ин. 11:31), об Иерусалиме (Лк. 19:41), и возмутился духом об Иуде (Ин. 13:21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся, или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, - почему и ни один из евангелистов не упомянул о том. Также и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян. 20:31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом ему подобном. Об одной только Сарре говорит Писание (Быт. 18:12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноевом, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха". Беседа 6:6 (толкование на (Мф. 2:1-2));
И что видим?! Нет ни одного слова, где Св.Иоанн Златоуст говорил бы НИКОГДА - это было бы весьма неосмотрительно с его стороны. Он просто констатирует факт, что НИКТО, из апостолов не видел смеющегося Иисуса Христа, и ПОЭТОМУ НИКТО, об этом не упоминает в Евангелиях. Все. На этом Св.Иоанн Златоуст поставил точку, и не смел дальше рассуждать, в чем можно убедиться обратившись к первоисточнику и дочитав всю главу до конца - она, как всегда у святителя, весьма объемиста, но ее стоит прочитать.
Также замечаем, что дальше Св.Иоанн нисколько не выступает против смеха и не осуждает, а осуждает неумеренный смех и, если читать дальше, праздность и сплошное веселие и увеселения, и призывает людей бдеть и не подаваться игрищам, придуманных дьяволом.
Поэтому большую напраслину наводят на святителя, и очень странно, что люди не обращаются к первоисточникам, а читают, таких светочей, в вырванных цитатах.
Кстати, именно слова Св.Иоанна Златоуста, помогли понять, почему меня всегда смущали протестантские изображения улыбающегося и смеющегося Иисуса Христа, благодаря этим "знатокам Писания и благочестивым христианам", в сети уже прижился кощунственный мем "Клевый Иисус" - а ведь в Писании, действительно, как подметил Св.Иоанн ничего не говорится об этом.
Уже не говорю, что эти протестанты, не к слову помянутые, используют образ Христа, к примеру в рекламе качалок (в смысле, где качают мышцы). Не буду выставлять здесь это уродство. Вот достаточно "такой клевой" песни "Христос супермэн" (см. бонус).
И напоследок, выставлю большой отрывок из этой беседу на тему праздности и увеселительной жизни, чему предается и к чему стремится современный социум:
6 . Если и ты плачешь так же, то подражаешь своему Господу. И Он ведь плакал о Лазаре (Ин. 11:31), об Иерусалиме (Лк. 19:41), и возмутился духом об Иуде (Ин. 13:21). Да и часто бывало, что Его видели плачущим, а чтобы Он смеялся, или хотя мало улыбался, этого никогда никто не видел, - почему и ни один из евангелистов не упомянул о том. Также и Павел, что он плакал, и плакал три года день и ночь, сам о том свидетельствует (Деян. 20:31), и другие о нем говорят то; а чтобы когда-либо смеялся, об этом нигде не говорит ни сам он, ни другой апостол, ни один из святых, ни о нем, ни о ком другом ему подобном. Об одной только Сарре говорит Писание (Быт. 18:12), за что она и получила упрек, также о сыне Ноевом, который за то из свободного сделался рабом. Впрочем, я говорю это, не запрещая смеяться, но удерживая от неумеренного смеха. Скажи мне, чему без меры радуешься и смеешься, когда подлежишь такой ответственности, должен некогда предстать на страшный суд и дать строгий отчет во всем, что сделано тобою в жизни? Мы должны дать отчет во всех произвольных и непроизвольных грехах своих: “А кто, - говорит Господь, - отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным”(Мф. 10:33). Хотя бы это отречение было невольное, однако же, и оно не избежит наказания, и за него отдадим отчет, и за то, что знаем, и чего не знаем: “Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, - говорит Павел (1Кор. 4:4), - но тем не оправдываюсь”, - и за то, что сделано по неведению и за то, что - сознательно. “Ибо свидетельствую им, - говорит апостол (Рим. 10:2), - что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению”. Однако же, это не оправдывает их. И в послании к Коринфянам: “Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе”(2Кор. 11:3). Тебе нужно будет дать такой строгий отчет, а ты сидишь и смеешься, шутишь и думаешь о забавах? Но скажешь: какая польза, если вместо этого буду плакать? Громадная польза, - такая, что нельзя и выразить словом. На суде человеческом, сколько ни плачь, не избежишь наказания, когда определение сделано; а здесь, если только вздохнешь - и приговор уничтожен, и прощение получено. Вот почему Христос так часто и говорит нам о слезах и называет плачущих блаженными, а смеющихся бедными. Здесь не место смеху, и собрались мы сюда не смеяться, но стенать, и за эти стенания наследовать царствие. Стоя пред земным царем, ты и слегка улыбнуться не смеешь; а где обитает Владыка ангелов, стоишь без трепета и без благоговения, даже смеешься, когда Он много раз прогневан тобою? И не подумаешь, что этим раздражаешь Его больше, нежели грехами? Подлинно, Бог обыкновенно отвращается не столько от грешащих, сколько от тех, которые, учинив грех, не сокрушаются о нем. При всем том некоторые столь бесчувственны, что, несмотря на сказанное, говорят: лучше мне никогда не плакать, но дай Бог всегда смеяться и играть. Что может быть безрассуднее такой мысли? Не Бог, а дьявол учит играть. Выслушай, что случилось с играющими: “И сел народ, - говорит Писание, - есть и пить, а после встал играть”(Исх. 32:6). Так вели себя содомляне, так вели себя жившие пред потопом. О первых говорит Писание, что они в гордости, и в изобилии, и “пресыщении и праздности” (слав. - в сытости хлеба сластолюбствовали) (Иез. 16:49). А жившие при Ное, столько времени видя созидаемый ковчег, беззаботно веселились, нимало не думая о будущем; за это самое всех их и погубил наступивший потоп, и всю вселенную подверг тогда кораблекрушению.
7 . Итак, не проси у Бога того, что получается от дьявола. Богу свойственно давать сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, целомудренное и воздержное, кающееся и умиленное. Вот дары Божии, потому что в них мы имеем наибольшую нужду. В самом деле, нам предстоит трудный подвиг, борьба с невидимыми силами, брань с духами злобы, война с началами, со властями; и хорошо, если бы мы, при всем тщании, трезвенности и бдительности, могли устоять против этого свирепого полчища. Если же будем смеяться, играть и всегда предаваться лености, то еще прежде сражения падем от собственной беспечности. Не наше дело постоянно смеяться, забавляться и жить весело; это дело лицедеев, зазорных женщин, и людей на то предназначенных, тунеядцев, льстецов; не званным на небо, не написанным в горнем граде, не приявшим духовное оружие свойственно это, но тем, которые обрекли себя дьяволу. Это он, он самый изобрел такое искусство, чтобы привлекать к себе воинов Христовых, и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город. Чего Павел велел бегать (Еф. 5:4), - я разумею пустословие и шутки, - то дьявол убеждает любить; и что в этом есть самого худшего, то бывает поводом к смеху. Когда представляющие смешное в театре скажут что-либо богохульное и срамное, тогда многие, будучи еще безумнее их, смеются, забавляются этим; за что надлежало бы побить камнями, тому рукоплещут, и за такое удовольствие сами себе готовят огненную пещь. Ведь те, которые хвалят говорящих такие речи, тем самым поощряют их к ним; а потому и наказанию, которое назначено для смехотворцев, справедливее падать на смеющихся, потому что если бы не было ни одного зрителя, то не было бы и действующего. А когда видят, что вы оставляете свою мастерскую, и работу, и то, что могли бы выработать, словом все, только бы провести время в театре, тогда они становятся усерднее, с большим старанием отправляют свое дело. Впрочем, не в извинение их говорю это, но чтобы вас вразумить, что от вас собственно берется начало и корень этого беззакония, от вас, которые тратите на это целый день, подвергаете посмеянию честное супружество, посрамляете великое таинство. Поистине не столько грешит тот, который представляет в театре, сколько в сравнении с ним ты, который заставляешь это делать; и не только заставляешь, но и заботишься о том, радуешься и смеешься, хвалишь представление, всячески пособляешь демонской работе. Скажи мне, какими глазами после будешь смотреть дома на жену, видевши ее опозоренною в театре? Как, не покрасневши, представишь себе супругу, когда ты видел весь пол ее обесчещенным?
8 . Не говори мне, что представляемое в театре есть одно лицедейство. Лицедейство это многих сделало прелюбодеями, и многие дома расстроило. О том-то особенно и скорблю, что в этом даже не подозревают худого, но такие развратные представления принимают с рукоплесканиями, с восклицаниями и громким смехом. Итак, скажешь, что все это лицедейство? Но за то самое лицедеи и стоили бы тысячи смертей, что они научились подражать запрещенному всеми законами. Если дело худо, то и подражание ему худо. Не говорю еще о том, сколь многих делают блудниками представляющие эти любодейные зрелища, к какой наглости и бесстыдству приучают они зрителей. Ведь одному только сладострастному и наглому глазу сносно смотреть на эти зрелища. На площади ты не станешь смотреть на обнаженную женщину, а еще менее дома, - ты оскорбишься таким зрелищем; а в театр идешь, чтобы оскорбить честь и мужеского и женского пола, и осрамить глаза свои. Не говори, что обнажена блудница, потому что один пол и одно тело как у блудницы, так и у благородной женщины. Если в этом нет ничего непристойного, то почему, когда на площади увидишь то же, и сам бежишь прочь, и гонишь от себя бесстыдную? Или когда бываем порознь, тогда это непристойно, а когда соберемся и сидим вместе, тогда уже не позорно? Это смешно и постыдно и означает крайнее безумие. Лучше грязью, или навозом вымарать себе все лицо, чем смотреть на такое беззаконие, потому что для глаза не так вредна грязь, как любострастный взгляд и вид обнаженной женщины. Вспомни, что было причиною наготы в начале, и страшись того, что было виною этой срамоты. Что же произвело наготу? Преслушание и злоумышление дьявола. Таково давнее и первое его старание. Но прародители, по крайней мере, стыдились наготы своей, а вам это нравится, по апостольскому слову: “Слава их - в сраме”(Флп. 3:19). Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься с такого беззаконного зрелища? Как примет тебя? Как будет говорить с тобою после того, как ты столь бесчестно посрамил весь женский пол, пленился таким зрелищем, и сделался рабом блудницы? Впрочем, если слово мое огорчит вас, то я много вам за то благодарен: “Кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною”(2Кор. 2:2)? Никогда не переставайте рыдать об этом и терзаться; такая скорбь будет для нас началом исправления. Для того-то я и усилил мое слово, чтоб сделать рану глубже, избавить вас от гниения зараженных членов, и возвратить вам совершенное душевное здравие, которым да наслаждаемся все мы вполне, и да получим награды, определенные нам за такие добрые дела наши, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
***
BONUS
Музыкальные игры от братий наших младших: "Иисус - ты супергерой".
Click to view
Заметка по теме:
"Ода Осипову. Лекция о.Петру Прутяну". доп.теги:
цитата протестанты 15 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com