Еще раз о ереси и еретиках. Можно ли еретика называть еретиком

Apr 13, 2013 13:58


"все сочинения еретиков составлены под влиянием духов и заключают в себе нравственный яд, убивающий душу вечною смертию. Догматические книги их непременно содержат ложные догматы и хулу на догматы, преподанные Святой Церкви Святым Духом; их книги о подвижничестве, хотя по наружности и представляются преподающими учение о высочайших добродетелях и состояниях христианских, но в сущности суть плоды и выражение самообольщения и бесовской прелести, непонятной для толпы; их нравственные писатели преподают нравственность, свойственную ветхому Адаму, так как они о ней только имеют понятие, а отнюдь не нравственность христианскую, вполне не доступную для их ума и сердца".
Св.Игнатий Брянчанинов "Понятие о ереси и расколе"


Еще раз о ереси и еретиках. Дело  в том, что в стане модернистов, сейчас популярна такая тлетворная речь, что:
"Никто не может назвать человека еретиком, если его не осудил Собор"....

Постойте... а откуда такие новшества вдруг? Зачем тогда собирались Соборы, и говорили, что "кто говорит так и так - тому анафема", "кто исповедует "это" - тому анафемы трижды". Не будет Собор собираться по каждому человеку, который вещает ересь собираться - Собор осуждает новые ереси и в крайнем случае, особого известного еретика, чьи ереси, благодаря его известности,  широко распространяются и обретают популярность в Церкви, как было с Л.Н.Толстыми, которого предали анафеме или с протоиреем Сергием Булгаговым, которого анафеме не предавали, но осудили его учение и призвали к покаяние, а паству не увлекаться чуждыми Православию учению. Все.

"У нас теперь много расплодилось нигилистов, естественников, дарвинистов... - что ж, вы думаете, Церковь смолчала бы, не подала бы своего голоса не осудила бы и не анафематствовала их, если бы в их учении было что-нибудь новое? Напротив, собор был бы немедленно, и все они, со своими учениями, были бы преданы анафеме; к теперешнему чину Православия прибавился бы лишь один пункт: "Бюхнеру, Фейербаху, Дарвину, Ренану, Кардерку и всем последователям их - анафема!" Да нет никакой нужды ни в особенном соборе, ни в каком прибавлении. Все их лжеучения давно уже анафематствованы"

свт. Феофан Затворник.
Созерцание и размышление. М., 1998. - С. 146.

Но модернисты и им сочуствующие хотят найти лазейку для своего тлеворной заразы, которую распространяют - "меня никто не осудил, никто не имеет право называть меня еретиком и запрещать то, что я вещаю". Есть и такие, кто не поддерживает их воззрения, но из лжесмирения, лжелюбви и исковерканного понимания христианства, считает верной их позицию-лазейку - т.е. с их молчаливого согласия, дается карт-бланш.

При этом происходит интересная подмена понятий - т.е. "никто не имеет право анафематствовать, поэтому вы не имеет право называть их еретиками" - все смешивают в одну кучу. Действительно конкретно анафематствовать человека может только Церковь (к примеру, как в случае с Оригеном и другими и потом Предание показало, что они в аду ), налагать санкции,  вплоть до отлучения от Причастия - только епископ и священник, НО... человек, исповедующий ереси, анафематствованные Соборами, сам себя отделяет от Церкви -  т.е. внешне он под вывеской "православный", как бы в Церкви, а по сути уже вне Тела Христа.

Уже, ставший хрестоматийным пример со Св.Максимом Исповедником:

"Дух Святой анафематствовал чрез апостола даже ангелов, вводящих что-либо новое и чуждое проповеди (евангельской и апостольской)".

Поэтому, нет ничего крамольного назвать еретика еретиком. Тот же а.Павел увещивает:

11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.

12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
(1Кор.5:11-13)

Ересь - это блуд, это блуд души с тем, что чуждо Богу (см.заметку "Заметки на полях Библии: Св.Кирилл Александрийский - о тех, кто обольщается ересями"). Это извращение. Собор поэтому определяет ересь и анафематствует дабы овцы, не сообщались с козлами - для защиты стада Христа.

Убийц мы называем убийц, а теперь, оказывается, из лжесмирения, которое нам навязывают, мы ни блудников не можем назвать блудниками, ни еретиками еретиками... что за плод больного воображения? Бог их судит - не мы, они сами себя осудили, но называть вещи своими именами, мы должны и обязанны, ибо:

Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

(1Иоан.1:5)

Христос несет меч, который разделяет, здесь не может быть третьего состояния - или ты левую сторону, или ты по правую. Или ты принимаешь истинное учение в своей полноте, или не принимаешь, ибо:

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Иоан.4:24)

А нам хотят навязать буферную зону, смягчить грань между тьмой и светом. И это все из-за ложного благочестия к явным еретикам. Через это и начинается растлеваться дух и ум. Нужно отвергнуть от себя все нечестие категорическим образом, как Христос при рождении:

зане прежде неже разумети отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое,
(Ис.7:16)

Или как при искушении в пустыне после 40 дней поста. С этого считается все спасение - Бог вытащил Свой народ из Египта, с этого начинается Псалтырь:

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
(Пс.1:1)

Опять повторюсь - ересь есть блудодейство, а от блудодейства начинаются венерические болезни. И вот нас хотят вернуть обратно в общество больных венеречиескими болезнями. Каждая венерическая болезнь заразна, страшно заразная - ты можешь жить благочестиво, блюсти супружеское ложе, но соприкоснувшись с больным венерическим заболеванием, тоже заражаешься. Так и с ересью - тебе кажется ты блюдешь за своим умом, своей верой, держишь себя в чистоте, но закрыв глаза и попустив еретика, ты незаметно проникаешься его заразой и болезнью.

Нет, Бог говорит через Писание, Св.Отцы говорят - выйдите из нечестивого общества, извергните нечестивца, обличи для спасение братьев, иначе эта зараз пойдет по всему телу семьи - пришел в семью больной вен.болезнью, и все...вся семья заразилась. Да не будет!

Да, совершенно верно отмечают - нужно молиться за еретика, тот же Св.Иоанн Златоуст говорит (часто приходится ссылаться именно на эти цитаты):

"еретические учения, несогласные с принятыми нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении".

Св.Иоанн Златоуст

Но опять же, под это хотят подвести елейное убеждение, что нельзя называть еретиком еретика... А как же определить болезнь, если четко не ставить диагноз? У нас поэтому так и распространился педерастизм, что первое чего они добились, это не называть их прямо педерастами, а лояльно "люди нетрадиционной ориентации", а потом вообще неопределенно "геи" и другие ласковые слова. Все начинается с буферной зоны -  но это есть дьявольское ухищрение. Господь прямо говорит:

Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

(Матф.5:37)

Тот же  Св.Иоанн Златоуст, как никто был одним из самых страстных борцов против ересей и еретиков:

"А как и вы составляете войско Христово, то тщательно разыскивайте и разузнавайте, не вмешался ли между вами кто-нибудь из иноплеменников, и объявляйте о нем, не для того, чтобы мы, подобно тем (вождям), убили его, или истязали и наказали, но для того, чтобы нам избавить его от заблуждения и нечестия, и свое дело исполнить во всей точности. Если же не хотите этого, и зная (виновного), станете скрывать; то будьте уверены, что подвергнетесь одинаковому с ним наказанию. И Павел подвергает наказанию не только творящих зло, но и соизволяющих им (Рим. 1:32); и пророк одинаково осуждает как тех, кои крадут, так и тех, кои бегут вместе с ними (Пс. 69:18); и это справедливо. Кто, зная о злодее, прикрывает его, тот дает ему повод к большему своеволию, и располагает его делать зло с большим бесстрашием".

Св.Иоанн Златоуст
"Против иудеев", (Слово 1:4).

Также, обращаясь ко священникам, в своем знаменитом труде "О священстве" писал:

«Что пользы, если он (священник) хорошо борется с язычниками, а его опустошают иудеи? Или он преодолевает тех и других, а его расхищают манихеи? Или после победы над этими - распространяющие учение о судьбе станут убивать овец, находящихся внутри его? Но для чего исчислять все дьявольские ереси? Если пастырь не умеет хорошо отражать все эти ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец. В воинском деле от противостоящих и сражающихся воинов всегда должно ожидать и победы и поражения; а здесь совершенно иначе. Часто битва с одними доставляет победу таким врагам, которые вначале не ополчались и нисколько не трудились, а оставались спокойно сидящими; и не имеющий в этих делах большой опытности, поразив себя собственным мечем, делается смешным и для друзей и для врагов»

Св.Иоанн Златоуст
«Слово о священстве».

Что может остановить человека, который вещает ересь, как его не увещевай, если ему дали такое оружие, как "ты не имеешь право меня называть еретиком, пока по моей личной персоне не соберется Собор"... а представьте себе придет такой протестант в Церковь и не откажется от своих протестантских ересей, а еще хуже, просто напялит на себя вывеску "православный", как лжеапостол лжеправославный С.Журавлев. Кто его остановит? Мне приходилось встречать буддистов, которые поучали других в православных вопросах... это дикость!

Да, нужно отличать заблуждение и ересь - по форме и внешне это одно и то же, но по содержанию и мотивации это разные вещи. Заблуждение, это когда человек в чем-то ошибается, но, когда ему показали, что Церковь не учит так - и он отвергается от этих заблуждений, а ересь - это когда человек коснеет в
своих заблуждениях и упорствует несмотря на все увещевания. Но опять же - не нужно все смешивать в одну кучу, и говорить, что того, кто упорно вещает ересь мы не можем называть еретиком.

Да, есть проблема зилотов, которые в каждом чихе видят ересь - но опять же, не нужно валить все в одну кучу. Во всем нужно иметь разумение и трезвление. И опять же, это не означает, что из-за зилотов мы не можем называть еретиков своим именем - это в первую же очередь, для исцеления самого еретика, если больному не сказать: "друг, ты болен, тебе нужно срочно лечиться", он так и умрет, если запустит болезнь, благодаря своим лжелюбивым братьям, которые, зная диагноз не сказали об этом больному. Церковь так и учит, что если мы из ложной любви укрываем смертельный диагноз от больного, и не приготовливаем его к уходу в вечной жизни - это есть грех, так и в случае с еретиками - замалчивая то, что он есть еретик, мы только усугубляем его участь в вечной жизни. Аминь!

"Ересь - грех ума. Сущность этого греха - богохульство.

Будучи собственно грехом ума, ересь не только омрачает ум, но и сообщает особенное ожесточение сердцу, убивает его вечною смертию.
Этим грехом человек всего ближе уподобляется падшим духам, которых главный грех - противление Богу и хула на Бога.
<...>
Ересь - отвержение христианства. Ересь есть прикровенное отвержение христианства. Когда человеки начали оставлять идолопоклонство, по его очевидной нелепости, и приходить к познанию и исповеданию Искупителя; когда все усилия диавола поддержать между человеками идолопоклонство остались тщетными; тогда он изобрел ереси, и посредством ереси, сохраняя для держащихся ее человеков имя и некоторую наружность христиан, не только отнял у них христианство, но и заменил его богохульством".

Св.Игнатий Брянчанинов
"Понятие о расколе и ереси"

P.S. А те, кто ссылается на (иуд.1:9), где архангел Михаил не решился произнести укоризненного суда над сатаной у тела Моисея, пусть не путают злословие и суд с обличением и  констатацией  факта, о чем писалось выше, и пусть читают дальше, обличительные комментарии блаженного Феофилакта на последующие стихи послания Иуды:

10-11 Михаил, говорит, не потерпел хулений диавола против человека, то есть Моисея, а эти слагают хульные речи против учений, которых не знают; а что, по естественному стремлению, знают смешанно, как бессловесные животные, то преследуют, как кони. Горе им, потому что они пошли путем Каина чрез братоубийство; ибо, преподавая нечестивое учение братьям, то есть единородным человекам, убивают их злыми своими учениями, или: пожирая семя, убивают братьев своих в возможности, то есть тех, которых семя, доведенное до зрелости, привело бы в жизнь. Они пошли путем Валаама, потому что и свое делают для корысти, как Валаам. Пошли путем Корея, потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себе учительское достоинство.

12-13 <...> Как подводные камни, попадаясь плавающим неожиданно, бывают пагубны для них, так и еретики причиняют соучастникам в вечери неожиданное зло. Как безводные облака не прохлаждают дождем (ибо не имеют его в себе) те места, куда бывают занесены, гонимые ветром, но наводят на них мрак, так и еретики не орошают душ встречающихся им людей спасительным учением, но омрачают их самыми скверными своими повествованиями, гонимые злыми свойствами бесов. Осенние деревья дважды умирают, лишаясь плодов и теряя листья (ибо сухие в это время деревья кажутся лишенными своего украшения, блеска плодов и цветущего благоприличия листьев). И что подобное бывает и с еретиками. И они умирают дважды, теряя свой плод чрез поглощение семени и лишаясь благоприличия благоразумной жизни. Поэтому и искореняются они из рая Господня, то есть из Церкви, и вне ее собираются и бросаются в огонь вечный. Ибо какой корень будет иметь тот, кого за гнусность жизни все отвращаются? Называет звездами блуждающими. С ними сходны еретики не в том, будто красуются на тверди нашей веры и чрез них проходит солнце правды, Христос, приводящий добродетели в зрелость и оживотворяющий преданных им верных, но в том, что, представляясь принявшими на себя вид ангела света, как первоначальники их, бесы (2 Кор. 11, 13-14), несутся только против учений Господа, чем и приближающихся к ним омрачают, и самим себе приготовляют вечный мрак. Уподобляет свирепым волнам. Имеют сходство и с ними; ибо, гонимые духами злобы, бешено и неудержимо в хулах на Бога пенятся своими срамотами и оканчивают непостоянную и удоборазрушимую срамоту своей жизни в пене гордых хулений. Ибо такова и пена волн, которой они уподоблены.

Слова без страха должно относить к словам утучняют себя. Утучняют себя без страха, то есть не страшась за неумение пасти осуждения, изреченного Господом: слепцы, водящие слепцов, вместе с пасомыми и сами падают в яму (Матф. 15, 14).
<...>
19 Вот и иная вина этих гнуснейших людей. Они, говорит, не только сами гибнут, но и похищают питомцев Церкви (это значит отделяющие), то есть выводят их за пределы церковные, то есть пределы веры или и самой ограды церковной. Ибо собрания свои они показали пещерами разбойников, и других отводят от Церкви и приводят к себе. Делают же это потому, что суть люди душевные, то есть живущие по приличию мира. Ибо мы замечали уже, что Священное Писание имеет обычай назвать душою и жизнь. И апостол Павел говорит, что душевные люди не могут принимать того, что от Духа Божия (1 Кор. 2, 14). Итак, будучи душевными, они употребляют и учение душевное, о котором сказано: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3, 15), не имеющая Духа Божия.

20-23 Душевные, говорит, поступают так, как мы изложили. А вы назидайте себя на Святом Духе и на святейшей вере вашей, то есть обновляйте себя в Духе Святом, то есть совершайте собрания свои в молитвенных зданиях своих по учению Духа Святого. И сами себя в любви Божией соблюдайте, то есть сохраняйте, ожидая милости от Господа, который в последний день воздаст вам жизнь вечную. А тех, если они удаляются от вас, обличайте, то есть обнаруживайте нечестие их пред всеми; если же они располагаются к уврачеванию, то не отталкивайте их, но принимайте по милости любви своей, спасая их от угрожающего им огня. Принимайте же их с милостью и со страхом, остерегаясь, чтобы принятие их, при беспечном вашем расположении к ним, не сделалось причиной погибели для вас самих, потому что они и твердых в вере увлекают в разлитие своего нечестия, а зло удобно перенимается.
23-25 Итак, принимайте их, но приступайте к ним со страхом, то есть с осторожностью, и с милостью к ним самим соединяйте ненависть к их скверным делам; даже к одежде, оскверненной плотью их, имейте омерзение и отвращение, потому что чрез прикосновение к плоти она и сама становится скверной. Или: принимая их, страхом будущего наказания приготовляйте их к тому, чтобы раскаялись и оказались достойными помилования. Оскверненная одежда есть жизнь, оскверненная многими преступлениями вследствие плотской страсти. Ибо о каждом человеке узнают, праведен он или неправеден, по образу жизни, как бы по одежде. Один имеет чистую одежду, добродетельную жизнь; другой - оскверненную, жизнь с делами злыми. Или, лучше: одежда, оскверненная плотью, есть такой навык и настроение совести, который развращает душу памятованием о порочных движениях и действиях плоти, смотря на которые постоянно, как на одежду свою, душа наполняется зловонием страстей. Ибо как от Духа чрез добродетели, постепенно прилагаемые одна к другой, образуется для души одежда нетления, облекшись в которую она становится прекрасной и преславной, так и от плоти, чрез постепенное присоединение одних страстей к другим, образуется некоторая нечистая и оскверненная одежда, сама собой показывающая свойства души и придающая ей иной вид и образ, а не Божий. Сказав это, апостол заключает послание свое молитвой, как печатью.

UPDATE (10 мая 2013):

Блаженный Августин, обличая Пелагия:
"Не я выдумал первородный грех, в который верует Вселенская Церковь искони, но ты, отвергающий этот догмат, без сомнения - новый еретик".

доп.теги:
ереси
еретики
цитата

13 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com

ересь, маргиналы, Св.Августин, Св.Игнатий Брянчанинов, еретики, статья, цитата, Св.Феофилакт, Св.Иоанн Златоуст, Св.Феофан Затворник

Previous post Next post
Up