Нашел интересную цитату Св.Марка Подвижника и по этому поводу возникли некоторые мысли. Вот часто можно услышать, что знание догматов для спасения не так важно - ну какая разница, если Святый Дух исходит из Отца или из Отца и Сына? какая разница, как соединил в Себе Христос человеческую и Божественную сущность и соединял ли вообще? Какая разница, как Христос соединил в Себе Христос человеческую и Божественную волю, и соединил ли вообще? и т.д. Т.е. это те вещи, о которых нам раскрывали Вселенские Соборы.
Когда-то может тоже склонялся к этому, пока не стал писать
реферат по "Филиокве" , и кажется в книге о.Саввы Тутунова "Филиокве: ересь или особое мнение?" обосновывалось, что это знание крайне важно, т.к. исходя из этого строится отношение человека с Богом и формируется особая духовная практика, опыт. Поэтому у нас так и резко отличаются духовный опыт, практика, с католиками, а так вроде бы - ну, подумаешь, добавили в Символ лишь одно слово.
Вот и со Христом очень важно знать, т.к. Он пришел, как человек и показал нам пример - Он освободил нас от рабства греха, и теперь говорит: "Делай, как Я и спасешься - Я освободил тебя от рабства, ты уже свободный, но бодрствуй, ибо можешь опять продаться в рабство". И для этого Он говорит - подчини свою волю Воле Божьей, направь вектор своей воли соответственно вектору воли Бога, а Я тебе помогу и не оставлю, лишь бы ты меня не отталкивал от себя.
И вот тут задумываемся ли мы о некоторых вещах, что если Христос после 40 дней поста в пустыни без воды и пищи отверг искушение сатаны, и не вяло, а твердо и резко, то это нам пример - Он же делал, как человек. И ведь сатана хитрая бестия - не пристал сразу, когда Христос только ушел в пустыню и был полон сил, но аж после 40 дней, когда Христос взалкал, т.е. пришел до самых границ человеческих возможностей - какая легкая нажива, дай только тарелку похлебку и человек продался, куда там о царствах мира и славе... так тем паче нам выдерживать искушения, не подвергаясь таким испытаниям.
А спрашивается тогда - а почему мы не можем противостоять искушением? Ведь Христос избавил нас рабства греха - теперь грех не довлеет над нами, сатана не довлеет над нами, мы сыны Божьи по крещению - все отцы говорят, что теперь грех действует на нас не изнутри, связав всю нашу волю, сердце и душу, а из вне. Задумываемся ли мы об этом, насколько это большая разница? Нам кажется, что внешне это ничего не привнесло - как грешили, так и грешим, те же вроде бы искушения. А почему все-таки, если Христос, опять повторюсь, избавил нас от рабства греха и показал нам, что мы можем и должны отказаться и не принимать ничего с рук лохматых бестий.
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.
36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
(Иоан.8:34-36)
Что нам стоит бросить курить? "О, я не могу!" Что нам стоит бросить пить? "О, я не могу!" и т.д. А в чем причина? Некоторые честно говорят: "Нет силы воли". Правильно, и вот, что говорит Св.Марк Подвижник:
"Раб греха как может очистить себя от всякой скверны, не имея таковой свободы и силы, но будучи держим от греха? Если же имеешь крепость на страсти, то пойми, что они содержат тебя не силою, но по причине твоей воли. Итак, все, что нам беседует Божественное Писание об очищении, советует, как свободным, чтобы не пребывать в таковых помыслах, но любить свободу, как имеющим власть преклоняться на что ни захотим, на благое или на злое".
Св.Марк Подвижник "Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова" (Гл. О крещении)
Три раза прочитывал и не мог понять что зацепило меня в этой цитате и только потом сообразил - речь о том, что все наши грехи из-за нашей воли. Мы постоянно боремся с внешним, жалуемся на обстоятельства, на лохматого и т.д. - вектор нашей борьбы всегда направлен во вне, и в этой духовной борьбе всегда забываем, что ключ успеха находится внутри - это наша воля, это тот ключик, который плотно закрывает дверь. Забываем, что у нас есть власть не грешить - не мы есть первопричина, а не воздействия из вне. И поэтому отцы учат - вини себя, отвечай за себя.
И вопрос, поднятый на Вселенском Соборе о том, что Христос подчинил в Себе человеческую волю Божественной, уже не кажется пустяковым.
И что делать тогда? Ставшая банальной фраза: "А ты не греши". Мы имеем волю не грешить - враг действует на нас из вне, в отличии от некрещеных, но ничего не может с нами сделать, если только... если только мы не подчиним нашу волю им, т.е. повернем ключик налево в сторону козлов.
Как это происходит?
Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.
(Иоан.8:11)
«Ведь если бы было позволено сатане делать, что хочет, то поскольку природа его жестокая и могущественная, он в один миг с легкостью погубил бы все и низверг в бездну413. Посему диавол сдерживается Божественной силой, заступающейся не только за христиан, но и за все человечество (δλου τοΰ Άδάμ)414 - и грешников, и идолопоклонников. Она выжидает, не собираются ли чада ее или родные обратиться и послужить Богу. Именно это означает: «Кого Он предузнал, [тех] и предопределил» (Рим. 8: 29). Он предопределил и избирает тех, кто, как Он знает, по самовластному произволению будут послушными заповедям Его и изберут благо. Те же, кто оказываются слабее и, выйдя на состязание, показали тыл, суть мертвецы по внутреннему человеку, ибо они умерщвлены и целиком мертвы как управляемые злом. Кому был дан закон? Кому говорит Господь: «Придите труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11: 28)? Кому говорит Он: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4: 19)? И опять: «Вера твоя спасла тебя» (Мф. 9: 22 пар.)? Людям с полностью свободной волей. Итак, мы говорим, что у человека есть произволение и собственная свободная воля обратиться или к добру, или ко злу».
Макарий Египетский, [1 ,С.671, Глава 34: БЕЗ ПОПУЩЕНИЯ БОЖИЕГО ДИАВОЛ НИ НАД КЕМ НЕ ИМЕЕТ ВЛАСТИ, И ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ ДУШИ ПО ЕЕ ПРОИЗВОЛЕНИЮ. ]
«Ужасная сила лукавого без содействия человеческого произволения слаба и почти мертва или лишь кажется страшной и угрожающей. Но когда он [лукавый] имеет [на своей стороне] произволение [обольщаемого человека], содействующее его [лукавого] желанию и наслаждающееся его подлогами, то [лукавый], словно живой и могучий человек, воюет с ним [человеком] посредством его [произволения]. Следовательно, следует всячески остерегаться и стараться, чтобы произволение всегда было несогласным и несослагающимся с лукавым, чтобы тот сам собою ослаб и умертвился, не имея возможности ничего соделать с нами из того, чего он вожделеет. 2 Ибо в том и состоит подвизание христиан и состязание, дабы не содействовать злым его присевам, чтобы он не возымел через нас силы и крепости, но, сам по себе слабея и не возмогая творить с нашей помощью то, что он хочет, окончательно отмер от нас, когда воцарится в нас благодать. Ведь греховная страсть, привзошедшая в душу из-за преступления Адама, неисцелима у людей и может быть излечена только Богом. Потому и пришел Господь: «Вот, говорит [пророк], - Агнец Божий, вземлющий грех мгра» (Ин. 1: 29). Иначе невозможно получить врачевание даже великим множеством духовных снадобий, если свободная воля и произволение не перестанет грешить, сослагаясь со злом».
Макарий Египетский, [1 ,С.707-708, Слово 42. СИЛА ВРАЖИЯ НЕ МОЖЕТ ОСИЛИТЬ НАС БЕЗ НАШЕГО ПРОИЗВОЛЕНИЯ]
[1] Макарий Египетский: Духовные слова и послания /предисловие, перевод, комментарии, указатели, А.Г.Дунаев. - М : Индрик, 2002.
Другое дело, что... бесы хитрые твари -- все пытаются уловить душу, как толстого слоненка в сети. Вот, как очень подробно и настолько потрясно раскладывает все по полочкам Св.Марк Подвижник "Нравственно-подвижнические слова" Слово 4. О святом крещении (очень советую прочитать весь обширный ответ на вопрос: "Как может по неверию предаваться сластолюбию " - и так было жалко обрезывать цитату):
Ибо невозможно болезнующему о телесных трудах по мере этого не беседовать с приражениями и не утешать бывающее при трудах бессластие, если бы этого не хотел таковый, то не скорбел бы и о трудах. Подвергаемся сему потому, что предаемся злостраданиям не ради желания будущих благ, но только ради страха постигающих нас ныне искушений, и злое дело мы считаем своим грехом, помысл же, который его предваряет, чужим действием. А тем, которые считают это действие не своим, а чужим, невозможно избавиться от него. Иногда же и без согласия нашего некоторый помысл гнусный и ненавидимый нами, как разбойник, неожиданно напав на нас, насильно содержит у себя ум наш. Однако знай наверное, что и этот (помысл) произошел от нас самих, ибо или по Крещении мы предали себя какому-нибудь худому помыслу до исполнения его самым делом, а посему, хотя и ненамеренно, сделались виновными, или по собственной воле держим в себе некоторые семена зла, почему и утверждается в нас лукавый; и он, лукавыми семенами удержав нас, не отойдет, пока не отбросишь их; гнусный же помысл, пребывая в нас чрез делание зла, тогда изгонится, когда принесем Богу труды, достойные покаяния.
А посему я даже и это не называю Адамовым грехом, но более грехом соделавшего злое и содержащего семена его. Если же скажешь мне, что и обе эти (причины) предварил помысл, и изыскиваешь, кто виновен в сем случае, я отвечаю тебе: «Ты сам как имеющий власть очистить его (то есть помысл) в начале первого приражения и не очистивший, но беседовавший с ним до исполнения его на деле. Если же ты прежде дела никак не мог низложить его по немощи ума, то как говоришь, что можешь после исполнения на деле искоренить его, уже и делами утверждаемого, и справедливо тебя содержащего? Если же признаешь, что можешь помощью Божией искоренить его, знай, что и прежде дела, если бы ты хотел этого, Бог помог бы тебе. И когда увидишь в сердце своем бывающую тебе помощь, знай достоверно, что, не извне явившись, пришла благодать эта, но данная тебе таинственно при Крещении воздействовала ныне в такой мере, в какой ты, возненавидев помысл, отвратился от него.
Посему Христос, избавив нас от всякого насилия, не возбранил приражение помыслов к сердцу, нашему, дабы одни, будучи ненавидимы от сердца, тотчас были истреблены; другие же, сколько мы их любим, столько и пребывали, чтобы обнаружилась и благодать Христова, и воля человеческая - что она любит: труды ли ради благодати или помыслы ради сласти. Не будем дивиться, что подпадаем такому действию не только любимых, но и насильственному ненавидимых нами (помыслов); ибо как некое лукавое родство (действует вместе), так и похоти наши и приражения (помыслов) действуют совокупно одни с другими, и каждый (похотный), укоснев в своем делателе, передает его своему ближнему (ближайшей похоти), так что (человек), привычкою сильно влекомый к первому, вторым уже и против воли может быть увлекаем. Ибо кто возможет избегнуть гордости, будучи исполнен тщеславия? Или кто, насытившись сна и предавшись наслаждению, не будет побежден помыслом блуда? Или кто, предав себя лихоимству, не будет связан немилосердием? Как же насыщающиеся всем этим не будут томимы раздражительностью и гневом?
Посему-то и надлежит знать, что мы по нашей собственной вине находимся под действием греха, ибо мы уже освободились от рабства, по Писанию: «закон бо духа жизни, - говорит (апостол), свободил мя есть от закона греховного и смерти» (Рим. 8: 2), и уже в нашем произволении заключается, услышав заповедания духа и научившись им, ходить по плоти или по духу. Но невозможно ходить по духу возлюбившим похвалу человеческую и послабление телу, и невозможно жить по плоти внутренно предызбирающим будущее более настоящего. А потому и надлежит нам, много заблудившимся, отныне возненавидеть похвалу человеческую и упоение тела, чрез которые и без нашего хотения прозябают в нас лукавые помыслы, и с расположением душевным сказать ко Господу оное пророческое слово: «не ненавидящыя ли Тя, Господи, возненавидел, и о вразех Твоих истаях; Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми» (Пс.138:21,22).
Ибо поистине враги Божий суть лукавые помыслы, возбраняющие исполнению в нас Его воли, поскольку «Он хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1Тим.2:4), они же мешают сему. О них и Господь сказал, что они не от Адама, но «от сердца исходят», а посему сквернят человека (Мф.15:19); очевидно, что не от верующего сердца, но от тщеславного, ибо говорит: «како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от Единаго Бога, не ищете» (Ин.5:44)?
Итак, когда возненавидим тщеславие и уверуем Ему (Богу) во всем, разбивая о Него всякий помысл сердечною и одномысленною надеждою, тогда, так же, как в начале веры, (усвоенной) Крещением, Тело Христово было брашно верным, так и в мысленной надежде и отвержении помыслов твердоверующий и чистый ум бывает брашном Иисуса, сказавшего: «Мое брашно есть, да сотворю волю Отца Моего» (Ин.4:34), Который, по слову Павлову, «хощет всем человеком спастися и в разум истины прийти» (1Тим.2:4). Истину же (апостол) разумеет обретаемую, как выше было сказано, в мысленной надежде, которая является уже не от слуха, но веруется быть от действия Духа Всесвятого; и она, по Писанию, «есть уповаемых извещение» (Евр.11:1).
Некрещеный же, или тщеславный не может прийти в познание этой истины. Ибо крестившимся в Соборной Церкви Крещением дается таинственно (благодать) и живет в них сокровенно. Потом же, по мере делания заповедей и мысленной надежды, открывается верующим по слову Господню: «веруяй в Мя, - как говорит Писание, реки от чрева его истекут воды живы. Сие же рече о Дусе, Егоже хотяху приимати верующий во имя Его» (Ин.7:38,39). Итак, мы веруем, что посредством Крещения таинственно получили мы свободу и очищение, согласно слову апостола: ныне же «омыстеся», ныне же «очистистеся», ныне же «оправдистеся», ныне же «освятистеся» (1Кор.6:11). И так пишет к Коринфянам, еще не очищенным отвержением помыслов чрез мысленную надежду и не освященным сердечным действием Духа, но еще бывшим злыми, обижавшим и лишавшим, да еще братию (1Кор.6:8), дабы показать, что крестившиеся по силе Христовой таинственно получили очищение и освящение, по своему же маловерию каждый подпадает действию (греха), будучи «от своея похоти влекомъ и прелъщаемь», как сказано в Писании: «таже похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть» (Иак.1:14, 15). Итак, от своей похоти рождается грех мысленный, от этого же происходит совершение сообразного тому действия, которое Писание именует смертию. А что от самого Крещения в нас есть благодать Духа, «учащая нас», по слову Господню, «всякой истине» (Ин.16:13), познай также из Божественного Писания и от дел. Сперва посмотри в Деяниях апостольских, что говорит к многочисленному собранию блаженный Петр: «покайтеся, - говорит, и да крестится кийждо вас во имя Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа» (Деян.2:38). Понял ли ты по крайней мере теперь, как посредством Крещения даруется оставление грехов и дар Святого Духа по мере веры?
Насколько же кто отступит (от веры), тотчас бывает одержим грехом. Посему и 12 мужей Ефесских, без веры крестившихся, вот как обличает святой Павел. Он спрашивает их: «аще убо Дух вят прияли есте веровавше; Они же реша к нему: но ниже аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся; Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя; да во Грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса, и возложшу Павлу на няруце, прииде Дух Святый на ня» (Деян.19:2-6).
Уверился ли ты хотя ныне, что твердо верующим Дух Святой дается тотчас по Крещении, неверным же и зловерным и по Крещении не дается? А что мы сами оскорбляем и угашаем Его в себе, научись из слов того же апостола: «Духа не угашайте» (1Сол.5:19), и еще «не оскорбляйте Духа Святаго Божия, Имже знаменастеся в день избавления» (Еф.4:30). Свидетельства эти мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по сему самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но (желая показать), что от Крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но потом каждый, получив оную таинственно и не совершая заповедей, по мере очищения (их) находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего, потому что он, получив силу действия, не совершает дел.
Оскудение же происходит от неверия; а неверие не есть чужой грех, но самого того, кто не верует, которое и бывает, наконец, матерью и введением всякого греха. Желаем ли быть совершенными скоро или медленно, мы должны совершенно веровать Христу и исполнять все Его заповеди, получив от Него силу такового делания. И это (значит) не то, чтобы мы обязаны исполнять каждую заповедь одну за другою, но частные совокуплять воедино, таким образом должны совершать все заповеди в совокупности, ибо есть заповеди главнейшие, объемлющие собою многое множество прочих. Сим только лишь подвигом должны мы побеждать свое неверие и не вознерадеть об общих (главных) заповедях, посредством коих данная нам благодать открывается действенно; о чем и святой Павел, да совершится это в нас, молится, говоря: «сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да даст вам Господь силою утвердитися Духом. Его во внутреннем человеце, вселитися Христу» во всяком удостоверении и разуме «в сердца ваша верою» (Еф.3:14,16,17). <...>
Рубрика:
"Мысли вслух"доп.теги:
цитата 12 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com