<...>И тот, кто никогда не слышал слова Божьего и не встречался с христианами или боящимися Бога (ср. Деян. 10: 2; 13: 16), но до конца пребывал в заблуждении идолопоклонства, также будет справедливо осужден - ибо Бог всех будет судить справедливо, - поскольку не познал таковой [Бога] ни по прекрасному устроению міра (ср. Рим. 1: 20 сл.), что существует Некто, кто создал это; ни по всегда различному и разнообразному движению творений, потому что множество рек не иссякает там, откуда они, убывая, проистекают, и наводнений ие вызывает там, куда они, притекая и прибывая, впадают;
(2) ни по движению звезд, солнца и луны [не познал таковой] того, что не сами по себе возымели они такую упорядоченность и красоту и непрерывное движение, имея неизреченное нахождение и пути, но существует Некто устроивший и непрерывно движущий их без [малейшего] усилия; ни по обращению воздушных [потоков] и смене времен [года], несказанно чередующихся друг с другом (ибо зима уступает место весне, весна - лету, а лето - осени), [не понял] это; а вместе с тем наблюдая проливные дожди и [слыша] страшные громовые раскаты и ужасаясь блеску и сиянию молний, он должен был уразуметь, что спонтанно сие не происходило бы так и пе двигалось в таком истинном и определенном благочинии, если бы не было некоего Творца этих [вещей]. Ведь взирающий на все благолепное устроение видимого [міра] легко уразумеет, что есть некий Творец и Упорядочитель сей твари.
(3) Итак, всякий [человек] безответен пред Богом и будет по справедливости судим и спрошен о [своей] любви к Богу и о добродетельном состоянии в соответствии с познанием [Бога] и благодеяниями [Его] и [своим] разумением и мышлением, ибо говорит [Писание]: «Придет Он (ср. Ис. 35: 4) и воздаст каждому по делам его» (Рим. 2: 6 [Притч. 24: 12; Пс. 61; 13]), поскольку праведен Бог и праведны дела Его (ср. Пс. 144: 17; Тов. 3: 2; Варух 2: 9) и «суды и неисследимы пути Его» (ср. Рим. 11: 33). Поистине праведны и преподобны суды Его (ср. Пс. 144: 17)!
(4) Не так, как некоторые возводят несправедливость на Бога, неразумно ограничивая избрание и предведение [Его], что-де избирает Он того, кого хочет спасти, а кого желает погубить, оставляет на его безрассудные влечения, но, будучи праведным, Он как Бог предузнал (ср. Рим. 8: 29) имеющих возлюбить Его и избрать пути Его по собственной воле и желанию и тех предопределил (ср. Рим. 8: 29, 30) и избрал в вечную жизнь по праведному суду.
(5) Если же Он как Бог творит много странного и непонятного роду человеческому, ты не смотри на [действия] Его, противоположные обычным ожиданиям, потому что не можешь постичь премудрость Его, но взирай на путь, по которому Он положил идти рабам Своим, согласно Богодухновенным Писаниям (ср. 2 Тим. 3: 16), в каких скорбях, подвигах, трудах, рачении, подвизании и устремлении шествуют они. Относясь внимательно к определенному Богом подвизанию, будь постоянно готовым быстро и охотно [ступать] путем праведности.
(6) Если же ты будешь смотреть только на неожиданные [действия] Его, [рассуждая так], что-де если хочет Он спасти меня, пока я пребываю в лености и лежу на боку и следую своим хотениям, то как Бог может, ибо я ничего не могу сделать по своему желанию, но [лишь] по Его благодати; если Он хочет, то спасет меня. Если ты последуешь этим помыслам, по видимости благословным, будучи вялым, ленивым, небрежным и презрительным, и не потщишься, не потрудишься, не поработаешь по добровольному произволению, сколько можешь, явно и втайне и во всех добродетелях и не положишься тогда на Его благодать, не надеясь на спасение благодаря своему [собственному только] стремлению, поскольку ты не можешь сделать ничего достойного Царствия и дара Божия, то Бог не примет тебя и ие обрадуется тебе как не отрекшемуся от себя, и не предавшему целиком всего себя: тело, ум, произволение и желание - на служение Ему и благоугождение, и не считавшему себя не сделавшим ничего достойного будущего даяния благодати и вечной жизни, дабы, пребывая словно нуждающимся в добродетели, никогда не показаться себе достигшим полноты (πληροφορεΐσθαι), [но думать о себе как о] будто бы еще не положившем начало благоугождения Богу, хотя и пребывающем в великом рачении и подвизании.
(7) Бог радуется и Ему угодно такое произволение, которое труждается и имеет большое прилежание ко всему доброму и всякой добродетели и всегда является как бы нуждающимся, словно не приступившим еще к течению или благим поступкам, но сегодня намеревающимся начать подвизание и бег.
(8) Ибо верная ид благочестивая душа недостойной считает себя для уготованных праведникам вечных благ и благодеяния имеющей снизойти божественной благодати, а рачение свое, подвиг и труд - для несказанных обетований, как говорит блаженный Павел: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8: 18). Сей есть нищий духом6 (ср. Мф. 5: 3), сей есть алчущий и жаждущий правды (ср. Мф. 5: б), сей есть имеющий сокрушенное сердце (ср. Пс. 50: 19). Обладающие таковым произволением, рачением, трудом и любовью к добродетели и до конца пребывшие [в них] смогут поистине достичь вечной жизни и спасения.
Макарий Египетский, [1 ,С.648-649]
[1] Макарий Египетский: Духовные слова и послания /предисловие, перевод, комментарии, указатели, А.Г.Дунаев. - М : Индрик, 2002.
Рубрика:
Читальня доп.теги:
цитата Святые Отцы 11 апреля 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com