Прекрасный пример высокого богословия - Св.Григорий Палама о Троице (против мусульман):
Таинство нашей веры состоит вот в чём: только Бог есть вечное Существо и Един пребывающий вечно, безначальный, неизменный, бесконечный, непреложный, бессоставный, несмешанный, неограниченный ничем. Каждое существо, тем не менее, есть субъект тления и перемены. Даже начало само по себе есть перемена, которая случается при возникновении существа из небытия. Бог же, следовательно, единственный безначальный, не без премудрости. Так Слово Божие есть также Премудрость Божия, ибо премудрость есть в слове и без слова нет премудрости.
Значит, если было время, когда Слова или Премудрости Божией не существовало, Бог был бы без слова и премудрости; утверждать сие есть богохульство и нечто невозможное. Так Слово Божие также безначально и Премудрость Божия неразлучна с Ним. Также нет слова без духа, подобное и вы, Турки, исповедуете. Так, говоря, что Христос есть Слово Божие вы признаёте Его также и Духом Бога, так как Он (Слово) не разделяется от Божественного Духа. Что же, Бог имеет двух: Слово и Дух, Которые с Ним и в Нём безначальны и нераздельны. Бог никогда не был, и не будет никогда, без Духа и Слова. Следовательно, все Три есть Один и Один - Три.
Св.Григорий Палама "Диспут с хионами"
"...нет слова без духа"... какое прекрасное замечание, тут же возникает и аналогия касательно нас, ибо мы созданы по Образу Бога и вспоминаются замечательные слова а.Павла:
Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
(1Кор.13:1)
Т.е., обобщая слова Св.Григория о Троице и а.Павла о нас, то - если, говорю, увещеваю, а духа любви не имею, я как бы есть неполноценный, если можно так сказать - разделяюсь сам в себе. Поэтому, часто наши слова, даже самые верные и точные, выверенные, логические и т.д., остаются на самом деле пустыми и не имеют эффекта, воздействия, т.к. не имеют духа - т.е. теряем Образ Божий, полноту картины. А вот когда мы пытаемся на протяжении нашей грешной жизни, сочетать воедино наши слова с любовью, и, главное, чтобы это соответствовало нашему внутреннему содержанию - т.е. все триедино и нераздельно, тогда мы уже уподобляемся Богу, достигаем его Образа - "по Образу и Подобию".
Ну а дальше, Св.Григорий Палама замечательно отвечает на естественно возникающие вопросы, при проведении аналогии между нашим словом и Словом Бога и развивает мысль еще глубже:
Бог имеет Слово и Дух не так, как мы имеем их, исчезающими в воздухе, но [имеет Слово и Дух] Божественным образом. Например, сияние солнца рождается из него, и луч происходит от него и нисходит на нас и никогда не сияние, ни луч не разлучаются с диском - потому мы, если называем их "солнце", то не говорим, что каждый из них отличен друг от друга - точно также, когда мы говорим, что Слово Божие, и Святый Дух тоже, есть Бог, мы не исповедуем другого Бога, но только Единого, Который познаём сущим без начала и конца, с совечными Ему Словом и Духом. Вот как Слово Божие научило нас верить и исповедовать; не только Христос, но и Моисей в Десятисловии, которое вы, Хионы, выдвигаете вперёд. Вот почему он сказал "Бог един есть" и сказал "один" трижды. Ибо он сказал слово "Господь" дважды и слово "Бог" единожды, дабы показать, что три суть один и один - три. Также Моисей, желая показать с начала, что Бог имеет Слово и Дух и что в них и с ними Он есть Един Бог Творец всего сотворенного, сказал: "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Он сказал: да произрастит земля зелень … и стало так (Быт.1:3,11)". И, чтобы мне не повторять всё, как рек Давид: "Ибо Он сказал, - и было, повелел, - и создалось (Пс.33:9)". Следовательно, слова "Ибо Он сказал, - и было, повелел, - и создалось" показывают, что Бог имеет Слово, ибо нельзя сказать что-то без слов. Это также показывает, что всё сотворенное было сотворено помышлением о них. Так это Слово Божие существует прежде всего созданного и Само не сотворено. Слово Божие, будучи несотворенным, как может не быть Богом, раз лишь Бог несотворен? Моисей, научая также о человеке, сказал: "Бог вдохнул ему в ноздри дух жизни и стал человек душою живою". Значит, говоря о вдохновении Божием и о том, как человек был сотворен, он [Моисей] показывает, что Бог имеет также Духа и это Дух творящий. Но лишь Бог есть Творец живых существ. Вот почему Иов говорит: "Дух Божий создал меня (Иов.33:4)".
P.S. Кто знает, на что он именно ссылается, говоря: " Ибо он сказал слово "Господь" дважды и слово "Бог" единожды"? В русском переводе в декалоге такого нет, самое подходящее, наверное будет:
не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
(Исх.20:5)
Рубрика:
"Мысли вслух" "Заметки на полях Библии" доп.теги:
Троица 27 марта 2013г
"Записки мирянина"
dralexmd.livejournal.com