Топкапы́ был главным дворцом Оттоманской империи со времён султана
Мехмеда II Завоевателя на протяжении почти четырехсот лет, пока в 1854-м году султан Абдул-Меджид I не переехал в новую резиденцию - дворец Долмабахче, построенный в почти европейском стиле.
"Топкапы́" переводится как «Пушечные ворота» - каждый раз, когда султан въезжал во дворец или покидал его, стража палила из пушек. Довольно странный обычай, но знаю, что, как минимум, в Харькове приезд особ императорского дома тоже приветствовали орудийными залпами до конца 18-го века. Кроме того, как писал Квитка-Основьяненко, "в каждое торжество, при открытии заздравного кубка, пальба из городских пушек от 21-го даже до 101-го выстрела, смотря по предмету торжества". Император Павел узнал о такой вольнице и "губернатору предписано было все пушки, какие есть в Харькове, годные и негодные к употреблению, прислать в назначенный завод, а порох также сдать артиллерийскому начальству".
В середине 16-го века, при Сулеймане Великолепном, дворец Топкапы был перестроен по просьбе его жены Хюррем, более известной в наших краях как Роксолана. Тогда во дворец был перенесён гарем, находившийся ранее за его пределами, где сейчас Изразцовый павильон археологического музея. Потом Сулейман вообще распустил гарем, оставив себе одну жену - Роксолану. Дело, по тем временам, неслыханное. Тем более, что она была поначалу простой наложницей - 15-летней русинкой, захваченной татарами при набеге на территории нынешней Западной Украины и подаренной 25-летнему сыну тогдашнего султана Сели́ма Яву́за (Грозного) как красивая игрушка. По правилам двора, он и жениться-то на наложнице был не должен, но кто осмелится возразить султану?
Честно говоря, я не поняла, почему султаны продолжали жить во дворце Топкапы аж до середины 19-го века. Он довольно скромный и морально устарел, минимум, лет за сто до этого. Возможно, правда, он выглядел по-другому, когда там шла обычная жизнь, а не ходили толпы туристов со всего света. К тому же, собственно покои султанов, если не ошибаюсь, по сей день закрыты для посещения.
Нет, снаружи постройки выглядят вполне симпатично.
2
3
4
5
6
7
8
Обратила внимание, что почти все туристы фоткают на телефоны. Людей с фотоаппаратами можно увидеть редко. Обычно это европейцы в возрасте около сорока и старше. Я со своей зеркалкой Pentax и
немаленьким трэвел-зумом неожиданно выглядела чуть ли не как фотокорреспондентка.
9
Это - библиотека. Построена около 1725-го года, но вовсе не для султана и его детей, а для учеников дворцовой школы Эндерун - пансиона для детей обращённых в мусульманство христиан. В него набирали ежегодно 3000 мальчиков и юношей в возрасте от 8 до 20 лет, по одному из каждых 40 христианских семей Румелии (Балкан).
10
Во дворец, конечно, имели доступ не все ученики. Надо думать, эта восковая фигура изображает одного из них.
11
А это, наверно, учитель.
12
13
14
Витражи мне всегда очень нравились. У мусульман они тоже красивые.
15
С системами отопления во дворце не заморачивались. Везде - самые простые камины, представляющие собой, по сути, место для костра с вытяжкой.
16
17
В отличие от археологического музея Стамбула, здесь запрещено снимать экспозиции даже без вспышки. За этим следят охранники. Но я всё-таки не удержалась и несколько раз нарушила запрет.
В павильоне часов - неудачно, со смазом (там изрядно темно). Но всё-таки покажу карманные часы 17-го века. Это при том, что рядом стоят напольные, с маятником, которые делали почти что одинаково с 16-го века по конец 19-го. То есть, техническая возможность миниатюризации появилась лет на двести раньше, чем возможность наладить серийное производство и удешевить изделия. А может, просто не хотели?
18
Красиво украшенные ружья и в середине 19-го века продолжали делать по старым образцам, хотя уже появлялось стрелковое оружие, похожее на современное, а на верфях
строили броненосцы с паровой машиной.
19
Стенд с трофеями многочисленных войн Оттоманской империи (здесь её не называют Османской).
20
Всеобщее внимание привлекают венгерские мечи 14-го века немыслимых размеров. Самый большой - метра два с половиной длиной. На почве таких мечей
придумана целая конспирологическая теория про великанов, но мне они показались какими-то нефункциональными. Подозреваю, что и в лучшие свои времена они использовались для украшения замков, а не по прямому назначению.
21
В бывших кухнях дворца, где готовилась еда для больших приёмов, тоже выставлено много всего интересного - посуда, начиная от японского фарфора 13-го века и т. д. Посмотреть, однозначно, стоит, но если вы не историк, то больше четырёх часов в музее едва ли продержитесь. Я под конец устала от впечатлений и поняла, что внимание рассеивается.
Наконец, гарем - дом, в разных частях которого жили сам султан, его мать, жёны и наложницы. Там частично сохранилась обстановка и вот она мне показалась какой-то не очень комфортной.
22
Разве что центральная зала ничего так, но она, наверно, в конце 18-го - 19-м веке оформлена, судя по стилю.
23
24
25
Хамам. То есть - баня.
26
27
Туалет.
28
Кухня.
29
Коридоры. Интересно, они и в лучшие времена примерно так выглядели?
30
31