Оригинал взят у
thaliawanderer в
Любимое. ''Степной волк''. Магический театр Германа ГессеМагический театр... "Не для всех... только для сумасшедших. Плата за вход - разум"
Герман Гессе "Степной волк".
Роман, узаконивший для нонконформистской культуры второй половины минувшего столетия принципы постмодернистской литературы.
Роман, без которого не было бы в авангардизме XX века очень и очень многого - в живописи, кино, музыке.
Вы удивляетесь, почему?
Перечитайте! И поймете все...
Прочтите! Это настоящий деликатес для ума.
Добро пожаловать в Магический театр Гессе. Нет, нет, я не ошибаюсь... Разве можно назвать ЭТО книгой? Вы сами сыграете много ролей, пока будете находится здесь, вы научитесь получать наслаждение от собственной игры и ценить игру других, возможно вам удастся научится смеяться и танцевать фокстрот... Ах, да, предупреждаю... вход в театр разрешен только нагими... штаны морали и неподъемный рюкзак истин придется оставить снаружи. И смотрите внимательнее, все те, кого вы встретите внутри... хотя там слишком много зеркал, не берите в голову...
Посещение этого театра не сулит вам аплодисментов или признания, не стоит даже пытаться искать там самого себя. Скорее, наоборот, возможно вам удастся потеряться в самом себе... Не чудесно ли это? Не откроет ли это совершенно неизведанные, волнующие и бесконечные пространства, таящиеся внутри нас?
"Я смотрю в зеркало, я смотрю вокруг... и не вижу разницы. В любой момент времени кто-то новый назовется моим именем и сыграет в свою игру. Но ему ничего не поделать с моими глазами, которые смеются пока по-человечьи, лишь жалко подражая холодному смеху бессмертных..."
Вот и хочется вспомнить историю Гарри Галлера. То ли человека, то ли волка. Явно, не из этого мира. Тесно тебе здесь. Тебе бы убежать в дикие прерии и выть на луну, но там, ты умрешь. Умрешь без любви к той единственной, любовь с которой давно умерла.
Кто ты Гарри Галлер? Человек ли? Волк ли?
Произведения Гессе проникнуты всеми теми идеями, что бродили в умах интеллегенции конца 19 - начала 20-го века: Конец философии по Ницше, психоанализ по Фрейду и антитезы Юнга, увлечение историей, искусством и философией Индии. Весь этот удивительный синтез породил миру гения Гессе.
Из книги:
"Вечность - это всего-навсего мгновенье, которого как раз и хватает на шутку"
"Всякое рождение означает отделение от вселенной, означает ограничение, обособление от Бога, мучительное становление заново. Возвратиться к вселенной, отказаться от мучительной обособленности, стать Богом - это значит так расширить свою душу, чтобы она снова могла объять Вселенную"
"Самоубийцы предстают нам одержимыми чувством вины за свою обособленность, предстают душами, видящими свою цель не в самоусовершенствовании и собственном совершенстве, а в саморазрушении, в возврате к матери, к Богу, к Вселенной"
"В действительности же любое "я", даже самое наивное, - это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей"
"Всякие "объяснения", всякая психология, всякие попытки понимания нуждаются ведь во вспомогательных средствах, теориях, мифологиях, лжи; и порядочный автор не преминет развеять по возможности эту ложь в конце изложения. Если я говорю "вверху" или "внизу", то это ведь уже утверждение, которое надо пояснить, ибо верх и низ существуют только в мышлении, только в абстракции. Мир сам по себе не знает ни верха, ни низа"
"Самоубийце свойственно то, что он смотрит на свое "я" - не важно, по праву или не по праву, - как на какое-то опасное, ненадежное и незащищенное порожденье природы, что он кажется себе чрезвычайно незащищенным, словно стоит на узкой вершине скалы, где достаточно маленького внешнего толчка или крошечной внутренней слабости, чтобы упасть в пустоту"
"Мещанин сжигает сегодня, как еретика, вешает, как преступника того, кому послезавтра он будет ставить памятники"
"У каждой эпохи, у каждой культуры, у каждой совокупности обычаев и традиций есть свой уклад, своя, подобающая ей суровость и мягкость, своя красота и своя жестокость, какие-то страдания кажутся ей естественными, какое-то зло она терпеливо сносит. Настоящим страданием, адом человеческая жизнь становится только там, где пересекаются две эпохи, две культуры и две религии"
""Большинство людей не хочет плавать до того, как научится плавать". Разве это не остроумие? Конечно, они не хотят плавать! Ведь они созданы для суши, а не для воды. И конечно, они не хотят думать; ведь они рождены для того, чтобы жить, а не для того, чтобы думать! Ну, а кто думает, кто видит в этом главное свое дело, тот может очень в нем преуспеть, но он все-таки путает сушу с водой, и когда-нибудь он утонет"
"Если тебе непременно нужно чье-то разрешение на твое удовольствие, тогда ты действительно бедняга"
"То-то и оно, что грудь, тело всегда единственны, а душ в них заключено не две, не пять, а несметное число; человек - луковица, состоящая из сотни кожиц, ткань, состоящая из множества нитей"
"Стоит мне немного пожить без радости и без боли, подышать вялой и пресной сносностью …хороших дней, как ребяческая душа моя наполняется безнадежной тоской …и жар самой лютой боли милей мне… Тут во мне загорается дикое желание сильных чувств, сногсшибательных ощущений, бешеная злость на эту тусклую, мелкую, нормированную и стерилизованную жизнь, неистовая потребность разнести что-нибудь на куски"
"Без любви к себе самому невозможна и любовь к ближнему, а ненависть к себе - в точности то же самое и приводит к точно такой же изоляции и к такому же точно отчаянию, как и отъявленный эгоизм"
ГЕРМАН ГЕССЕ "СТЕПНОЙ ВОЛК"
Материал взят отсюда:
http://bynoress.at.ua/news/ljubimoe_stepnoj_volk_magicheskij_teatr_germana_gesse/2012-10-08-11