"My painting is a representation of life, my own life above all, which has been very difficult. So perhaps my painting is very violent, but this is natural to me." Francis Bacon
Francis Bacon
Посмотрела выставку картин Фрэнсиса Бэкона в Метрополитен Музее. Выставка мне очень понравилась. Конечно восприятие искусства индивидуально, со мной не обязательно соглашаться, но мне хочется поделиться увиденным...
Подумалось, что лет 10 тому назад я, возможно, иначе восприняла бы его картины, а сейчас поняла и приняла сразу. Бэкон, в моем понимании, сродни ясновидящему, который увидел и передал через картины то, чем наполнен мир сейчас. Его называли “экзистенциалистом живописи”. Причисленный к позднему английскому экспрессионизму, Бэкон не оставил после себя никакой школы, оставшись в искусстве великим одиночкой. Заглянула в определение этого понятия и обнаружила в себе стихийные зачатки философии экзистенциализма. Я даже догадываюсь, почему - иррациональна, однако. Поэтому, наверное, и приняла так легко его живопись. Следуя одному из определений этого направления в философии, человек выстраивает свою судьбу сам и несет ответственность за выбор. Следуя другому, это философия существования, бессильного объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, а также состояния страха, отчаяния, безысходности, присущие человеку. Но позвольте, одно противоречит другому! Почему-то не хочется спорить, противоречие не раздражает. Кажется начинаю понимать, почему определение экзистенциализма в одной из статей начинается с утверждения, что этого философского направления не существует, но само объяснение занимает несколько страниц :) Фрэнсис Бэкон был художником со сложной и очень нелегкой судьбой. В детстве болел астмой и особой формой аллергии и не смог закончить школу из-за этого. Был в очень трудных отношениях с отцом из-за своей сексуальной ориентации, и в 16 лет начал самостоятельно зарабатывать на жизнь. Работал декоратором и дизайнером. В живописи был самоучкой - не имел академического образования. В 1972г. удостоился персональной выставки в галерее Гран-Пале в Париже. До него при жизни такая честь была оказана только Пабло Пикассо. Галлерея Тэйт в Лондоне посвятила ему три выставки, последняя из которых, состоялась в 2008г. уже после его смерти. Я показываю здесь картины, которые привезли сейчас на вторую его
выставку в Метрополитен музее - "Francis Bacon (British, 1909-1992)". Будучи в 60-е годы уже признанным художником, картины которого высоко ценились, Бэкон оставался верен себе и своим привычкам. Он приобрел небольшую двухкомнатную квартиру, где в одной из комнат устроил мастерскую, в районе South Kensington-там же, где начинал, когда был беден, он проживал там до конца жизни (в настоящее время это музей-мастерская Бэкона).
Фотография мастерской в Южном Кенгсинтоне - ее стены, заодно, служили ему...палитрой
Здесь привожу, конечно, не все картины, - множество интересного о художнике, его моделях и творчестве смотрите на сайте галереи Тэйт (по ссылке внизу). Выставка в Метрополитен Музее в НЙ по размещению и составу очень сходна с последней выставкой Ф.Бэкона прошедшей в галерее Тэйт в Лондоне в 2008г. Это, возможно, таже выставка, которая путешествует. Тем, кто заинтересуется, очень рекомендую найти время и "заглянуть"-на
http://www.tate.org.uk/britain/exhibitions/francisbacon/interactive/ прекрасный сайт о выставке Фрэнсиса Бэкона в галерее Тэйт, который проведет вас по всей выставке с помощью навигатора, вы увидите фотографии знаменитых фотографов, которые он использовал для работы, услышете голос его самого, рассказывающего о своих картинах, здесь же много другой интересной информации. Картины организованы в виртуальные "комнаты", в соответствии с темой и временем создания, правая кнопка мышки показывает меню, из которого можно легко управлять страничкой этого вебсайта.
http://www.francis-bacon.com/paintings/triptych-1991/?c=85-92 -сайт о художнике, где наиболее полно можно посмотреть его картины в хронологии.
Вот здесь
http://rockkent.narod.ru/Becon/becon.htm несколько неплохих статей и линков (окно меню справа внизу) на русском языке
Crusifiction / Распятие, 1933 Three Studies for Figures at the Base of a Crucifixion/ Три этюда фигур у подножия Распятия, 1944
Бэкон не был верующим, но тема распятия интересовала его на протяжение жизни, так как была тесно связана с идеей самопожертвования. В этой картине и многих других, написанных позднее, присутствуют зловещие, навевающие ужас, биоморфные существа. Бэкон написал их впервые, под влиянием картин Пабло Пикассо. Они выражают его ощущение времени-только что закончилась Вторая мировая война. "Существа" также были для него символами Эриний (Эвменид) - богинь мстительниц из древней мифологии, которые в трагедии Эсхила "Эвмениды", преследовали Ореста, за убийство матери, Клетемнестры. Гораздо позже он создал отдельный цикл и назвал его "Триптих по мотивам "Орестеи" Эсхила". Тема возмездия, преследования не покидает его и тесно связана также с обстоятельствами его жизни. Внизу второй вариант картины
Head I, 1947-1948
Крик, как предельное выражение эмоций, и кричащий рот-атрибут многих картин Бэкона. Детали он заимствовал из медицинской книги с картинками о болезнях полости рта, на которую набрел на раскладке.
Head III, 1949 Эта картина написана под впечатлением от фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин", которым Бэкон восхищался. Пробитые пулей очки няни в одном из эпизодов были его излюбленным мотивом из картины в картину.
Study for the Nurse in the film "The Battleship Potemkim / Этюд к портрету няни из фильма "Броненосец Потемкин", 1957
Фотографии почти везде, к сожалению, не передают цвет и связанные с ним эмоции: зловещие, яростные и
исступленные..
Painting / Живопись, 1946 - смотреть на это-все равно, что заглянуть в бездну ада, но мастерски написанную
Study for Crouching Nude Без аудиогида и сопроводительных текстов мне было бы сложнее понять, что происходит, хотя картины нравились и без объяснений.
Я затрудняюсь объяснить понятие "нравится", но написано все превосходно и передает эмоции так, что становишься причастным к происходящему.
Study after Velazquez / Этюд по мотивам Веласкеса, 1950
Бэкон был в Риме, но в галерею Дориа-Памфили, где находится оригинал картины Веласкеса "Портрет Папы Иннокентия Х", не зашел. По его словам, в этом не было смысла, так как лучше написать было невозможно. Он писал свои серии картин по репродукциям, которые отличались в передаче цвета.
Two Figures, 1953
Study of a Baboon, 1953 По этой фотографии трудно уловить удивительный серебристый блеск шкурки бабуина, напружившего в изгибе тело, и еще что-то, неуловимо мистическое в этой картине...
Study for a Portrait of Van Gogh V, 1957
Study for a Portrait of Van Gogh VI, 1957-этюды к портрету Ван-Гога. У Бэкона почти нет пейзажей, это - один из немногих
Head III, 1961
Study after Vélázquez's Portrait of Pope Innocent X / Этюд по мотивам "Портрета папы Иннокентия Х" Веласкеса, 1953
Пятна крови на рясе кардинала, в зале притягивали взгляд. Бэкон рисовал картины сериями, спонтанно, повинуясь цели, которая, по его словам диктовала ему развитие событий, неведомое ему самому. Иногда он даже страдал оттого, что на его долю ничего не оставалось-картины "заполняли" себя сами, без его участия. Серию нельзя было прервать, пока реальность не выстраивалась в соответствии со своими законами, по формулам, которые он открывал, как ученый, изучающий строение мира. Восемь картин серии с папой Иннокентием Х Бэкон написал в 1953г. за две недели. Вот эта серия "Три этюда к Распятию" считается знаменательной для середины его творчества.
Triptih- "Three Studies for a Crucifiction",1962
Внизу отдельные части триптиха в большом масштабе:
Эти две фигуры имеют отношение к факту встречи Черчилля с Гитлером, запечатленной на одной из военных фотографий, которые были в коллекции Бэкона. Смысл картины выходит далеко за рамки этого события. Фигуре слева также приписывают сходство с отцом художника, который был военным в отставке и был очень жесток в отношениях с сыном. Бэкон, по его собственным словам, воспринимал людей, как куски плоти, "мясо" и "каркасы", на которых это мясо развешено.
В его распоряжении была обширная коллекция фотографий с криминальными сценами, к которым у него было особое пристрастие
Эта распластанная, кровавая масса, искаженная страданием, в триптихе изображает тело Христа, сползающее с креста вниз. Многие его картины не что иное, как сцены из бойни, но и мир тоже, в конечном счете, бойня...
Three Figures in a Room / Три фигуры в комнате, 1964
Этот триптих посвящен Джорджу Дайеру - Бэкон провел с ним семь лет жизни, вплоть до его трагического самоубийства.
Henrietta Moraes/Генриетта Моралес/ Этюд к портрету Генриетты Моралес, 1966
Бэкон также не мог работать, когда его модели находились в студии, по его выражению, он был слишком "нервным"- они мешали ему искажать реальность, в соответствии с тем, что он видел и должен был передать. Он начинал с набросков, а заканчивал писать по фотографиям, предварительно выполненным с моделей.
"Portret of Isabella Rawshorne Standing in a Street in Soho", 1967
Художница Исабель Роусхорн была в 1950-х любимой моделью скульптора Джакометти, работы которго я впервые увидела в МоМА и сразу поддалась их магии. Любил ее рисовать и Френсис Бэкон. Хороша, не правда ли?
Two Studies for a Portrait of George Dyer, 1968
Наличие монохромных плоскостей воссоздает замкнутое , изолированное "пространство", внутри которого происходит "действие".
Study of George Dyer in Mirror,1968
Self Portrait, 1973 Знаменитый "Автопортрет", написан через год после смерти Джорджа Дайера.
Oedipus and the Sphinx (after Ingres)/ Эдип и Сфинкс (по мотивам Энгра)
На этой картине видны "метки", выделив их, художник убирал с картины "все лишнее" - в этом заключался его метод.
Черная стена неотвратимо поглощает фигуру
Portrait of Michel Leiris, 1976
Искажая пропорции лица, Бэкон "лишал" человека возможности видеть, дышать, осязать, делал его "беспомощным" перед стихией
Three Studies for a Self Portrait, 1979-1980/ Три этюда к Автопортрету
Triptych Inspired by Oresteia of Aeschylus, 1981 -триптих по мотивам трилогии Эсхила "Орестея"
Portrait of John Edwards, 1988 / Джон Эдвардс - фотограф и последняя "муза" художника
Jet of water / Triptych, 1991
Одна из последних работ-страсти остры и вызывающи - Бэкон остается собой до конца.