Отвечаю на вопрос
zbarassky.com в комментариях отдельным постом, т.к. Prospect Park этого стоит.
Бывшая лодочная станция-сейчас кафе, детский центр, исследовательский центр и выставочный зал, по совместительству
Проспект Парк - второй по размеру парк в Нью Йорке. Он был запроектирован и построен в 1865-1873гг. замечательными ландшафтными архитекторами Фредериком Лоу Ольмстедом (Frederick Law Olmsted) и Кальвером Во (Calvert Vaux), которые также запроектировали и Централ Парк.
По площади он меньше, но не менее красив и ближе к дикой природе - это мой самый любимый парк и мне кажется, что тут и воздух более свежий, и трава зеленее, и совсем нет толпы туристов и тех, кто на них зарабатывает, которые заполняют Централ парк. В Централ парке меня преследует запах старых декораций и пыли.
В 1850г. Бруклин был отдельным, независимым городом, третьим по количеству населения в США. Попасть оттуда в Манхеттен можно было только на пароме. Идея выделить землю под создание большого городского парка, аналогично парку в Манхеттене, возникла у городских властей Бруклина и была закреплена законодательным актом в 1859г. В этом документе упоминалось, что ввиду "стремительно возросшей активности деловой жизни и разрушительному ее влиянию на здоровье людей, должны быть выделены места в городе, где можно отдыхать и заниматься упражнениями"!! (Вот я узнаю, где мудрые мужи похоронены, и положу венок).
Инженер-топограф, Эгберт Вейль, которого назначили работать над планом, ( до этого он уже возглавлял строительство Централ Парка), написал целую поему в прозе о необыкновенной природной красоте места, отведенного под застройку, и прелести наблюдений за сменой сезонов.
Калвер Во -архитектор из Британии появился в Америке в 1850г. и к началу строительства уже имел большой опыт в ландшафтной архитектуре в т.ч. 8 лет совместной работы с Олмстедом над проектом в Манхеттене, после того, как их модель плана Централ Парка выиграла соревнование.
Фредерик Ло Олмстед родился в г.Хартворд штата Коннектикут, был фермером, моряком, затем выпускником Йеля, прекрасно разбирался в сельском хозяйстве и свойствах растений и в этой паре считался гением красивых видов и пейзажей, тогда как Во принадлежало первенство в архитектурных акцентах.
Строительство началось в 1860г., было прервано Гражданской войной и возобновилось в 1865г. В парке сохранились рвы и насыпи с того времени.
Строился парк с размахом, т.к. находился рядом с элитарным районом города и планировалось, что по нему будут разъезжать в экипажах и прогуливаться нарядно одетые горожане. Каретный домик для обслуживания экипажей сохранился в парке до сих пор.
Парк был задуман архитекторами, в модном тогда английском "пасторальном" стиле, но результат намного превзошел первоначальный замысел.
На выделенных городом землях были выкуплены и снесены фермерские хозяйства, выкуплены, (уже тогда по завышенной спекулятивной цене), дополнительные участки земли , перемещены огромные массы земли, перенесены или посажены новые деревья; большой прекрасный луг (считается самым длинным в парках США и поныне) возник из засыпанных и осушенных болотистых низин; был проложен путь ручью, который начинался из родника и, присоединяя воды подземных источников, сохранившихся со времен древнего ледника на этом месте, дал возможность создать редкую по красоте панораму из рукотворных озер, прудов и каскада водопадов.
Появилось много затейливых строений и дорожек для экипажей, которые прятались в зелени, и не нарушали натуральный вид парка.
Олмстед любил свое второе творение больше, чем первое.
Парк постигла непростая судьба. Смена властей в городе через 20 лет открыла дорогу архитекторам, исповедовавшим неоклассицизм, и многие бревенчатые, натурально выглядящие, постройки парка, были заменены неоклассическими монументальными каменными строениями. А затем, в период Первой Мировой и во время Великой Депрессии, этот район захирел и обеднел, его богатые обитатели постепенно исчезли, и парк постигла та же участь, хотя холмы, луг, озеро и удивительно красивые большие деревья сохранили свое очарование и напоминали о его создателях.
Затем парк попал под управление влиятельного в Нью-Йорке и очень энергичного администратора Роберта Мозеса, который приостановил процесс умирания парка, добывая средства на строительство многих практических сооружений, таких как каток, летняя большая эстрада, спортивные и детская площадки, но и навредил парку, не имея ничего против разрушения « за ненадобностью» и ввиду отсутствия «практической необходимости» большей части строений, возведенных Олмстедом и Во.
На счастье в Нью-Йорке уже тогда были люди сопротивляющиеся сносу исторических памятников,- нашлись защитники из числа жителей и у парка.
В 90-е годы город выделил для реконструкции парка 43 млн. долларов, расчитанных на 25 лет работ, и в парке востановили систему водопадов, прудов и озер в том виде, как это было первоначально задумано его создателями, восстановили бревенчатые мостики и беседки. Планируются и другие работы по восстановлению первоначального облика.
Парк становится красивее с каждым годом, но средств все равно не хватает.
Теперь земля вокруг парка опять стремительно подорожала и будет дорожать, т.к. отсюда рукой подать до Манхеттена. Здесь престижно селиться и это одно из любимых мест, где проживают студенты, богема и молодые семьи.
С одной стороны к парку прилегают несколько черных районов, поэтому летом, особенно, здесь бывает много экзотических фестивалей и концертов.
Бруклинский музей, Библиотека и Ботанический сад находятся рядом.
А вот выдержка из небольшого, живого рассказа о Бруклине, Парке и прилегающем к нему районе Парк-Слоуп:
«Главный магнит Парк-Слоупа - сам парк. Спроектированный Фредериком Ло Олмстедом, создателем Центрального парка, он мало в чем уступает манхэттенскому варианту (сам Олмстед считал, что Проспект-парк ему лучше удался).
Самая красивая магистраль Парк-Слоупа, Проспект-Парк-Вест, идет вдоль парка и полна знатной псевдоготической архитектуры, которую мы знаем и любим по фильмам Вуди Аллена....
В отличие от Центрального Проспект-парк не плоский, а представляет из себя этакую чуть вогнутую линзу: если встать посреди его огромного центрального газона, возникает ощущение, что город вокруг исчез.
По пути вам попадется Личфилд-вилла, замок, построенный амбициозным железнодорожным магнатом в середине XIX века. (Тем самым, который спекулировал землей-прим. мое) Задуманная как родовое гнездо, всего десять лет спустя вилла перешла в собственность города и сейчас является частью Проспект-парка.
Пройдя под двумя мрачными каменными орлами, вы окажетесь на площади Гранд-Арми, лицом к Триумфальной арке. Во времена войны за независимость холм, на склоне которого приютился Парк-Слоуп, был стратегически важной высоткой, и здесь полегло немало солдат; повстанцы под руководством Джорджа Вашингтона битву за Бруклин проиграли, так что триумфа нет, но арка есть...»
(Можно кликнуть-это любопытно). В действительности, история создания парка намного сложнее и больше, и очень интересна и сопровождалась оригинальными, если не выдающимися инженерными находками , но пересказывать утомительно, главное, что двое этих инженеров-архитекторов создали шедевр парковой архитектуры, которому и сегодня нет равных в Нью-Йорке и не только.
Понять это можно только гуляя по парку, что мы и делаем, практически, каждый выходной.
Публиковать повторно фотографии нет необходимости -они сидят у меня под тэгами