Ч.1. Прогулка по Дохе. Ч.2. Интерьеры Дохи. Ч.3. Национальный музей истории Катара. Приехать в Доху и не повидать деревню Катара (официальное название - Культурная деревня Катара) было бы большим упущением. Поэтому, несмотря на жару, мы отправились туда и не пожалели. С 150 года нашей эры «Катара» была первым и самым древним названием, указанным для полуострова Катар на географических и исторических картах.
Сказать, что мы встретили здесь толпы посетителей, было бы большим преувеличением. Я уже упоминала, что в это время года Доха пустует. Несмотря на это, мы даже смогли завести тут несколько знакомств.
Первым нас встретил индус, общительный водитель маленькой машинки для гольфа, который и стал нашим гидом. Машинка была настоящим спасением: она была открыта со всех сторон, но с крышей, прекрасно продувалась, и в ней можно было просушиться после каждой вылазки к примечательностям.
Катара - новый культурный и коммерческий центр, выстроенный в Дохе, расположенный на восточном побережье между Западным заливом и островом Жемчужина. Здесь проводятся религиозные праздники и церемонии, различные фестивали, также есть опера и кинотеатр, планетарий, музей почтовых марок, спортивный комплекс, рестораны, отель и даже огромный открытый амфитеатр для концертов. Я поняла из прочитанного об этом месте, что пик активности наступает вечером, и не в последнюю очередь, из-за жары.
Заглянули также в большой торговый центр с наружным кондиционированием и с товарами известных брендов, но ничего того, что останавливало бы дыхание не обнаружили, зато полюбовались на одежду местных, традиционных фасонов.
Рядом с торговым центром в глаза бросаются гигантский трансформер возле здания магазина игрушек Rondvill в форме подарочной коробки.
Голубиные башни.
Башни обратили на себя наше внимание еще издали, они также хороши вблизи.
Такие голубиные башни разных форм и размеров можно найти по всему Ближнему Востоку. Их использование восходит к Средним векам, если не раньше. Башни не были просто бессмысленным хобби, они снабжали фермеров столь необходимым удобрением. Их строили из бревен и глины.
В Интернете увидела фотографии, где этих башен в одном сооружении собрано больше десятка. Удобрять, так удобрять.
Разъезжаем в гольф-каре по улочкам Катары.
Мечеть Катары.
Спроектирована Зейнеп Фадиллоглу, которую считают первой турецкой женщиной-архитектором, специализирующейся на мечетях. Изумительно красивое здание мечети украшено персидской и турецкой плиткой и эмалью в оттенках синего и золотого.
Здесь у меня состоялось второе знакомство, на этот раз со смотрительницей женской половины мечети. Сначала я разулась, а потом она ловко надела на меня черный хиджаб и головной платок. У меня есть фотография, которую сделал А., когда мы встретились с ним в молельном зале (открытом для туристов). На ней заметно, что выражение моего лица совсем не хиджабное.
Вот на эту тему у меня и состоялся разговор со смотрительницей. Я задавала ей вопросы о некоторых положениях ислама, и она охотно отвечала.
В ходе беседы она рассказала мне, как ей нравится не ходить на работу, по утрам не спеша выпить чашечку кофе и заниматься домашними делами в удобном для нее ритме. Я слушала её, а про себя думала, как я счастлива иметь образование, профессию, интересную работу и возможность ежедневно встречаться с разными, интересными мне людьми. Я также осознаю, что моя работа нужна, и ценю свободу самостоятельно принимать решения, их выполнять и иметь возможность оказаться в любом месте, где я хочу побывать. Ничего этого я ей не рассказала, потому что исход разговора был предопределен. Я с пониманием отнеслась к изложению постулатов о преимуществах ислама, так как была готова к такому формату беседы. Даже заслужила несколько комплиментов за своё понимание. После этого мне разрешили зайти с женской стороны в общий зал для молитвы и сфотографировать интерьеры мечети, которые были действительно прекрасны.
Взгляд на зал из мужской половины.
Взгляд с женской половины.
Минарет Золотой мечети, не путать с мечетью Катары.
Золотая мечеть в Дохе является религиозной и исторической достопримечательностью. Построенная в османском архитектурном стиле, эта мечеть украшена золотой мозаичной плиткой. Итальянская фирма из Равенны, изготовившая эту плитку, в описании проекта подчеркнула, что их целью было объединить разнообразные материалы и техники для создания гармоничного, плавного выражения, которое по-настоящему отражает дух Катара (возможно, они имеют в виду стремление Катара избегать конфликтов).
Внешние стены источают легкое сияние и обладают текстурой, напоминающей тщательно отшлифованные поверхности. Эти поверхности имитируют нетронутые пески пустыни.
В зависимости от назначения помещения, мозаика внутри может быть выполнена из чистого золота, а в других местах использованы платиновые украшения и стеклянная мозаика. Процесс включал создание сложных декоративных элементов в Равенне, после чего их транспортировали в мечеть отдельными частями. На месте опытные мастера собирали кусочки мозаики, воплощая дизайн в жизнь.
Внутренние помещения мечети недоступны для немусульман, поэтому здание можно увидеть только снаружи.
Золотая мечеть вместе с мечетью Катары считаются двумя самыми красивыми мечетями страны.
The Chedi Katara Hotel and Resort в деревне Катара. Отель выходит фасадом на Персидский залив и вид на внутреннюю площадь с этой стороны не показывает, какой он огромный и протяженный.
Вид на башни Pearl Island возвышающиеся над Западным заливом.
Массивная лестница с рестораном Boho наверху. За ним видна крыша Планетария. В зданиях по сторонам лестницы разместился спортивный комплекс.
"Мамиг" - ресторан армянской и ливанской кухни. С этого ракурса не видно, какой он большой.
«Сила природы» - художественная инсталляция итальянского скульптора Лоренцо Куинна.
Став свидетелем разрушений, вызванных ураганами в Таиланде, на юге США и в других частях света, Лоренцо Куинн начал создавать серию скульптур под названием «Сила природы». Эти скульптуры выполнены из бронзы, нержавеющей стали и алюминия. Они изображают Мать-природу, вращающую планету Земля по кругу. Мощное и яростное изображение призвано напомнить о силе природы и о том, что Куинн называет «ложным чувством безопасности» по отношению к ней.
Огромный Амфитеатр в греческом стиле, где проходят фестивали, концерты и другие праздинчые мероприятия.
Вид на город Лусаил и знакомое всем здание "Катарские башни" (по центру).
Исламский культурный центр имени Абдуллы бин Заида аль-Махмуда (обычно известный просто как Бин Зайд, также известный ранее как Фанар или Катарский исламский культурный центр и Спиральная мечеть ) - культурная организация в Дохе. Он расположен недалеко от Корниш, набережной Дохи, и является заметной достопримечательностью города.
Самой выдающейся особенностью центра является его мечеть с уникальным дизайном минарета, вдохновленным Большой мечетью XI в. в городе Самарра в Ираке.
На переднем плане мы видим Сук Вакиф - рынок в центре Дохи. Здесь продаются традиционные предметы одежды, специи, изделия ручной работы и сувениры. На территории рынка также расположены рестораны и кальянные. Здание рынка, построенное в середине XX века, выполнено в традиционном катарском архитектурном стиле и было отреставрировано в 2008 году.
К сожалению, во время нашего пребывания в этой части города рынок был закрыт, но мы зашли в мечеть. Мы больше внимания уделили современной Дохе, поэтому хотелось бы еще посмотреть на рынок, который символизирует ее историю, традиции и обычаи, но увы...
Интересные факты о Сук Вакиф: рынок был основан в середине XX века в непосредственной близости от высохшего русла реки Вади Мушейреб. Это место изначально служило для торговли между бедуинами и местными жителями, в первую очередь товарами для скота. Однако в 1990-х годах рынок пришёл в упадок, а в 2003 году большая его часть была уничтожена пожаром. Это событие положило начало правительственной программе реставрации, направленной на сохранение архитектурной и исторической самобытности рынка. Первый этап реставрации финансировался эмиром шейхом Хамадом бин Халифа Аль Тани и его женой шейхой Мозой бинт Насер. Здания, построенные после 1950-х годов, были снесены, а более старые сооружения отремонтированы.
Вид на Соколиную больницу в Сук Вакиф.
Orry the Oryx на набережной Корниш.
Примерно 30 футов в высоту, статуя антилопообразного животного, стоящего с факелом и одетого в спортивные шорты, футболку и теннисные туфли, является символом Азиатских игр - соревнований, в которых участвуют представители 45 стран. В 2006 году Азиатские игры впервые прошли на Аравийском полуострове, и Дохе, выбранному городу, предстояло создать талисман, соответствующий региону. В качестве талисмана они выбрали аравийского орикса - вид антилопы, который вымер в дикой природе с 1972 по 1982 год и, после повторного заселения, остался уязвимым видом, подверженным риску исчезновения. Талисман был назван «Оррикс Орри».
Эта статуя установлена на набережной в центре Дохи. И это не единственное примечательное место - всего в нескольких сотнях футов дальше по Корнишу находится Жемчужный монумент, гигантская статуя моллюска, посвященная жемчужной промышленности Дохи.
Эта фотография из Интернета, мы только проехали мимо.
Башни Катара в городе Лусаил были построены к чемпионату мира по футболу, который прошел в Катаре в 2022 году. Автор проекта архитектурная фирма Дар Аль-Хандаса.
Мы отправились в Лусаил, чтобы посмотреть на это здание, на второй день, после посещения Культурной деревни Катары, поскольку они близко расположены. В каждой башне находится по отелю - один пятизвездочный и один шестизвездочный. Я раньше не знала, что существуют шестизвездочные отели, а теперь знаю, что есть и семизвездочные, в Дубае.
Форма этого здания символична и перекликается с гербом Катара, на котором изображены два скрещенных ятагана - изогнутых меча.
Снимать здание сложно, потому что вокруг его двора возведена стена, из-за чего приходится фотографировать только верхнюю часть. Внутри тоже непросто сделать снимки, поскольку здание огромное, и невозможно отойти достаточно далеко для полноценного кадра.
Попробовала что-то сделать с одной башней.
Еще несколько фотографий мечети /Edication City Mosque (в дополнение к Ч.2)
Мы с AI поколдовали немножко над небом, чтобы архитектурный замысел стал понятнее. AI долго притворялся, что не понимает, но в конце-концов сдался и выдал то, что я хотела.
Вид на минареты из внутреннего двора мечети.
Несколько снимков возле Музея исламского искусства
Лодки в Персидском заливе, Катар без них невозможен. Раньше они были парусными и назывались доу, на них рыбачили и добывали жемчуг с незапятных времен. Может и сейчас так называются, не было возможности проверить.
В аэропорту Хамад. Я думаю, что за неполные два дня мы неплохо управились.