«Дерево - это наш самый тесный контакт с природой» -Джордж Накашима.
В японском языке кодама, «дух дерева», относится к ощущению особого родства с сердцем дерева. Джордж Накашима однажды сказал: «Наше глубочайшее уважение к дереву в том, что мы можем дать [ему] вторую жизнь».
«Распиловка бревен влечет за собой большую ответственность, ибо мы имеем дело с падшим величием. Здесь нет никаких формул, никаких указаний, а есть только опыт, инстинкт и контакт с божественным».
«Как описал мой отец, дерево следует рассматривать не как неодушевленный предмет, который можно использовать только как материал, а как еще одну форму жизни, которая, протертая вручную маслом, «живет и дышит» -Мира Накашима.
Я хочу рассказать, как случай помог нам попасть в дом и мастерскую легендарного дизайнера мебели Джорджа Накашимы.
Во время поездки в Пенсильванию, гуляя по городу Дойлстауну мы решили зайти в Художественный музей Джеймса Митченера, (американский писатель, меценат, лауреат Пулитцеровской премии).
Гуляя по его залам мы вдруг увидели комнату в японском стиле, с раздвижными бумажными стенами и несколькими предметами мебели из очень красивого дерева. Комната явно отличалась от остальных залов и не выглядела, как выставка музейных экспонатов - мебель в ней была современная, и нам стало интересно, как она здесь появилась. Так началось наше знакомство с Джорджем Накашимой. На стене висел его портрет и звучал голос дочери - Миры Накашимы, которая выполнила дизайн комнаты и мебели в память об отце. На столе лежала книга с фотографиями предметов мебели, которые изготовил Накашима, из нее мы узнали, что его дом, студия и мастерская находятся поблизости в Нью-Хоуп, и что побывать там можно, если зарезервировать тур. На фотографиях были изображены предметы мебели, которые нам показалось, пришли из другого мира, настолько они были удивительны.
А. загорелся, решил, что мы должны попасть на тур и позвонил по телефону, который мы нашли в книге. Чтобы сократить рассказ, скажу, что все оказалось не так просто, единственный тур, приходившийся на наше пребывание в городе, уже был занят, кем-то, как мы поняли, лично знакомым с семьей Накашимы. Тут А. пустил в ход силу убеждения и объяснил, почему ему так хочется увидеть этот дом-мастерскую. Накашима не всегда был мастером, изготовляющим мебель, до того, как он освоил эту профессию, он был незаурядным архитектором, и это помогло А. мотивировать свою просьбу. Мы попали на тур.
Когда, в назначенное время мы зашли в ворота усадьбы, несколько человек обедали за столом в саду, и у нас было время немного осмотреться, пока не начался тур. Откуда-то подсознательно возникло ощущение, что место напоминает Японию, хоть я там тогда еще не была. Отчасти на эти мысли наводил пруд с кувшинками и карпами кои, огромные хвойные деревья вокруг и, главное, гармония, величие и красота окружающей природы вокруг.
Необходимо сделать небольшое отступление, чтобы главный герой этой истории, Джордж Накашима, из абстрактного человека стал тем, кто вызвал у нас подлинный интерес и остался в памяти, как пример стойкого служения своему призванию, несмотря на все сложные и непредсказуемые повороты судьбы.
Родители Джорджа, потомки самураев, приехали в США из Японии в начале 20-го века. Он родился в 1905г. в Спокане, недалеко от границы с Канадой в штате Вашингтон. Регион был богат на природные ископаемые, включая золото и серебро, и в город была проведена железная дорога, что возможно объясняет выбор места. Вашингтон - очень красивый, зеленый штат, и любовь к природе зародилась у Джорджа в детстве, он вырос в лесистых горах, которые окружали его семейный дом в Сиэтле. Его образование состояло из изучения лесного хозяйства, а затем архитектуры в Вашингтонском университете. В 1928 году он получил годовую стипендию для изучения архитектуры в Париже в Американской школе изящных искусств в Фонтенбло. После окончания Вашингтонского университета в 1929 году он получил стипендию для обучения в Высшей школе дизайна Гарвардского университета, чтобы сделать степень магистра в архитектуре, но ушел оттуда, посчитав, что упор на теоретическую часть не дает практических навыков, и перевелся в МТИ предпочитая более глубокое инженерное образование. Там он получил степень магистра архитектуры в 1930 году. Хотя Накашима считал, что архитектура должна превосходить инженерное дело, он чувствовал, что понимание инженерных принципов и природы строительных материалов были необходимы для того, чтобы «удовлетворить обязанность архитектора соблюдать истину».
После Массачусетского технологического института он был нанят студией Ричарда Брукса в Нью-Йорке для рисования фресок в здании Капитолия штата Нью-Йорк в Олбани, а год спустя был нанят Комиссией по паркам Лонг-Айленда для рисования фресок и проектирования зданий в Джонс-Бич, Санкен-Медоу-парке и Монтаук-Пойнт. Он потерял работу в 1933 году из-за Великой депрессии и отправился через всю страну в Сиэтл, чтобы увидеться со своими родителями. Из Сиэтла он вернулся в Нью-Йорк, продал свою машину и на эти деньги купил билет на кругосветное путешествие на пароходе, посчитав, что совершить его будет легче, чем найти работу в США во время Депрессии. Он провел год в Париже, где рядом с домом, где он снимал квартиру, строился «Павильон Швейцарии» известного архитектора-модерниста Ле Корбюзье. Согласно его автобиографии «Душа дерева», Накашима еженедельно приезжал сюда, чтобы наблюдать за строительством Павильона, что позволило ему очень близко наблюдать за работой швейцарского архитектора. Наблюдая за тем, как сооружение растет неделю за неделей, он был полон интереса, изучая приемы и методы строительства Ле Корбюзье, его новаторское использование бетона в новые формах. Развитая наблюдательность Накашимы позволила ему глубоко воспринять и освоить знание процедуры и методов строительства железобетона - не говоря уже о любви к расширенным возможностям этого материала - на всю свою жизнь.
Накашима оценил использование бетона Ле Корбюзье и позже применил его к своим проектам в Нью Хоуп: открытая планировка, простые, чистые линии и горизонтальные ряды окон (предназначенные для пропуска как можно большего количества света).
Ле Корбюзье также выверял свои пропорции, основываясь на росте человека, которые, по его мнению, обеспечивали чувство гармонии и способствовали ощущению покоя и благополучия. Все эти принципы, по сути, разделялись традиционной архитектурой Японии, и они нашли отклик в Накашиме.
После года в Париже Накашима отправился в Северную Африку, а следом в Японию. Он посетил родовой дом своей матери в Камате и впервые погрузился в традиционный образ жизни японцев. Накашима так описал свое время в Японии: «Это был замечательный опыт - насладиться жизнью моих предков после того, как я провел юность в Америке - чувствительная среда, выразительный язык, превосходство архитектуры и ремесел, традиции и личные отношения - все это затронуло меня до глубины души».
Находясь в Японии, Накашима в 1934г. поступил на работу к Антонину Рэймонду, знаменитому чешско-американскому архитектору, который сотрудничал с Фрэнком Ллойдом Райтом на проекте отеля "Империал" в Токио и решил остаться и основать архитектурное бюро. Рэймонд пользовался влиянием в Японии, одно время был послом Чехии в стране и считается основателем японского модернизма в архитектуре. Рэймонд был заинтересован в интеграции современных западных строительных технологий с традиционными японскими архитектурными формами. При этом он тесно сотрудничал с японскими мастерами и усвоил их традиции в манере, которая, по-видимому, ускользнула от Райта. Вероятно, в рамках своего личного интереса и профессионального изучения японских строительных традиций Накашима путешествовал с Сакакурой, его коллегой, чтобы посетить различные архитектурные памятники, в том числе древние святыни и храмы в столице Киото. По словам Накашимы, это были «сказочно построенные деревянные конструкции, выражающие красоту и безмятежность островного населения Японии, а также глубокое почтение этих людей к природе». Они также посещали чайные церемонии и фестивали. Совокупным эффектом этого опыта стало развитие в Накашиме глубокого понимания японских культурных и архитектурных традиций. Кроме того, Сакакура и другой их коллега, Кунио Маэкава, работали с Ле Корбюзье в Париже, и поэтому Накашима смог больше узнать о его творчестве и обменяться идеями.
Примерно в 1936 году офис Рэймонда получил заказ на проектирование здания ашрама Шри Ауробиндо в Пондичерри, Индия. Джордж Накашима был заинтересован в работе в Индии и с 1937 по 1939 гг. был главным консультантом по строительству. Работая над проектом, он стал учеником Шри Ауробиндо и его партнера Миры Альфассы и пожертвовал свою зарплату на проект монастырю. Они разработали духовную философию, известную как Интегральная йога, которая учила, что красота - это выражение божественной истины, что свобода способствует творчеству, и этот фокус развивает дисциплину. Именно здесь он сделал свою первую мебель.
Идеи учения глубоко повлияли на Накашиму, так что «когда он основал свою собственную студию в округе Бакс, он хотел, чтобы она стала центром эволюции жизни, движимой высшим сознанием, жизни духа». Так, по словам его дочери Миры, «он всегда говорил о своей работе как о духовном приключении, как о попытке раскрыть свое психическое существо, но отвергая все, что исходит от эго, витального желания и самонадеянной, рассуждающей некомпетентности ума». Здание, названный Golconde, был построено в международном стиле из железобетона с крышей из сборных бетонных цилиндрических сводчатых секций. Оно стало первым построенным модернистским зданием с каркасом из железобетона в Индии. Во время строительства в стране отсутствовал опыт изготовления железобетона, а также отсутствовали материалы, для его изготовления, например, нужный тип песка. Несмотря на препятствия, строительство было успешно завершено. Этот опыт укрепил страсть Накашимы к железобетонным конструкциям и расширил его знания, которые он позже реализовал в своих проектах комплекса в New Hope.
Джордж Накашима завершил свою работу в Индии и вернулся в Токио в 1939 году. В это время мир был на грани войны, и Антонин Рэймонд закрыл свой офис в Токио и переехал в Нью-Йорк, позже купив ферму в пригороде городка Нью-Хоуп в Пенсильвании. Находясь в Токио, Джордж Накашима встретил Мэрион Окадзиму, американку японского происхождения, работающую частным репетитором по английскому языку, и они обручились. Когда он вернулся в Соединенные Штаты, к нему присоединилась Мэрион, они поженились в Лос-Анджелесе в 1941 году, а затем переехали в Сиэтл. В Сиэтле, Накашима работал архитектором у Рэя Морина, одновременно начав заниматься изготовлением мебели. Отец Леопольд Тибесар из клуба мальчиков "Maryknoll Boy’s Club" дал Накашиме разрешение использовать их подвальную мастерскую в обмен на обучение мальчиков работе с деревом. Он открыл небольшой мебельный магазин и именно там создал свою первую частную коллекцию мебели ручной работы для руководителя косметической компании Андре Линя. Комиссия позволила Накашиме полностью посвятить себя изготовлению мебели, и он принял решение отказаться от карьеры архитектора. Он все больше разочаровывался в американском архитектурном дизайне и практике, особенно в работах Фрэнка Ллойда Райта, чьи работы, хотя и были прекрасно спроектированы и прославлены, были плохо спроектированы. Однако Накашима считал, что производство мебели является естественным продолжением архитектуры в меньшем масштабе и что его опыт архитектора может повлиять на его дизайн мебели. Находясь в Сиэтле, он также подружился с художником Моррисом Грейвсом, который разделял его интерес к индийской философии и подарил ему книгу о мебели шейкер, ныне уже потрепанную книгу в его коллекции.
до сих пор сохранившаяся справочная библиотека.
После нападения Японии на Перл-Харбор в декабре 1941г., выходцы из Японии, проживающие на Западном побережье, были отправлены в лагеря для интернированных вдали от Тихоокеанского побережья. Семья Накашимы, включая их новорожденную дочь Миру в марте 1942 года была интернирована и отправлена в лагерь Минидока в Хант в штате Айдахо. В автобиографии Джорджа Накашимы «Душа дерева» он описывает массовое заключение в лагерях для интернированных как «глупый и бесчувственный поступок, которым моя страна может только навредить себе. Это была политика бездумного расизма». Несмотря на ужасающие обстоятельства, Накашима сделал все возможное из своей ситуации. В лагере он встретил японского плотника Гентаро Хикогаву, который был хорошо обучен использованию традиционных японских ручных инструментов и хорошо знал японские столярные изделия из дерева. Под его опекой Накашима научился владеть традиционными японскими ручными инструментами и столярными технологиями, расширив и без того свои значительные способности по изготовлению мебели. Возможно, что более важно, он научился подходить к работе с деревом с дисциплиной и терпением, стремясь к совершенству на каждом этапе производства изделия. Материалом для работы служили остатки пиломатериалов от строительства бараков и использованная упаковочная тара, а также сухие, изогнутые, причудливой формы деревья, которые росли в пустыне, окружавшей лагерь. Накашима и его напарник старались привести бараки в более жилой вид и улучшить их первобытные условия жизни.
Хотя Накашима утверждал, что у него нет шрамов от нахождения в лагере, это, безусловно, укрепило его стойкость и веру. Как объясняет Мира: «К счастью, он смог трансформировать гнев и негатив в творчество своей работы и страсть к красоте и совершенству, которые сослужили ему хорошую службу». Мира отмечает, что вместо того, чтобы разжигать враждебность из-за своего происхождения, «настойчивость моего отца в том, что он был гражданином мира, не ограниченным национальными или расовыми границами, позволила ему подняться над предрассудками и преследованиями, принять, а не отвергнуть японцев, их культуру и эстетику, на что осмелились немногие из его товарищей-интернированных, если таковые вообще были».
В 1943 году один из профессоров Джорджа Накашимы в Массачусетском технологическом институте связался с его бывшим работодателем Антонином Рэймондом и подал прошение об освобождении семьи Накашима, которое было удовлетворено при условии, что Накашима будет работать на Рэймонда. Поскольку многие из проектов Антонина Рэймонда в то время были связаны с правительством, Накашима мог стать только рабочим на его ферме в Нью-Хоупе, в основном ухаживая за цыплятами. Эту работу он с трудом переносил и часто с отвращением вспоминал, но японцам в Америке еще долгое время были заказаны многие профессии, включая архитектуру, а также возможность работать в государственных учреждениях.Тем не менее, ему удалось открыть небольшую мастерскую в молочном сарае на ферме Рэймонда.
Живя в районе Нью-Хоуп Джордж Накашима также был очарован строительными традициями первых поселенцев-квакеров. В 1945 году, после окончания войны, Джордж Накашима переехал в небольшой дом и продолжил проектировать и производить мебель в гараже. В 1946 году он обратился к фермеру-квакеру и спросил его, не может ли тот выделить ему три акра своей земли вдоль Акетонг-роуд в обмен на плотницкие работы и с последующей выплатой ($900). Фермер согласился и Джордж Накашима начал строить свою мастерскую, а семья жила в армейской палатке, которую им дал кто-то из соседей. На участке не было питьевой воды, за ней ходили к соседям. Не было также и электричества. Затем появился дом, который Накашима выстроил сам из местного полевого камня.. С течением времени участок был расширен до 8,7 акров, а в общей сложности до 12,2 акра, включая собственность Миры.
В течение значительного времени (1946-1954 гг.) мастерская и дом были единственными постройками на территории.
Ряд событий, произошедших в этот период, значительно повысил признание Накашимы, обеспечив. как спрос, так и средства, необходимые для расширения его бизнеса. В результате были спроектированы и построены дополнительные постройки к уже существующим. В 1946 году Накашима установил отношения с H. G. Knoll Associates, производителем мебели из Нью-Йорка и с Widdicomb-Mueller Company of Grand Rapids из штата Мичиган. Хотя эти отношения просуществовали недолго, они предоставили значительные возможности для Накашимы. В 1951 году образцы его мебели были включены в популярную, авангардную выставку современного дизайна, инициированную Музеем современного искусства, МОМА в Нью-Йорке. Это был успех! С 1951 по 1961гг. ямайский курорт Frenchman's Cove поручил Джорджу Накашиме создать коллекцию мебели для курорта.
К Накашиме начало приходить признание и появились коллекционеры его мебели. Фирменным изделием мастерской Накашимы были его крупногабаритные столы из больших деревянных плит с гладкой верхней поверхностью, но необработанными элементами края. Эти модели входили в очень востребованную серию "свободный край". Столы часто состояли из нескольких плит, соединенных по стыками также очень популярным соединением «бабочка».
С приходом признания студия начала расти, а в 1973 году Нельсон Рокфеллер заказал 200 предметов мебели для своего дома в Покантико-Хиллз в штате Нью-Йорк. Это не было случайной удачей. В 1972 году губернатор штата Нью-Йорк, Нельсон Рокфеллер и его жена Хэппи обратились к японскому архитектору Дзюнзо Ёсимуре с просьбой спроектировать дом на их семейном участке в Покантико-Хиллз. Перед этим они видели дом, который Дзюнзо Ёсимуре построил в горах в Японии. Хороший друг Джорджа Накашимы, Ёсимура обратился к нему за мебелью. Используя редкую и экзотическую древесину, Накашима изготовил для Рокфеллеров более 200 изысканных предметов, произведений искусства, включая ряд новых образцов, которые составили серию, которую он назвал «Гринрок». Мебель Накашимы для всего интерьера дома Рокфеллера была в то время крупнейшей частной коллекцией его работ.
На протяжении лет Накашима пристраивал новые здания у себя на участке. Сначала пристройку для сына Кевина, чтобы у него была отдельная спальня, затем здание студии, которое перекрыл крышей из пенобетона оригинальной, волнистой конструкции, что позволило создать огромное внутреннее пространство без опор и наполнить помещение светом. Затем он построил выставочную галерею для работ своего друга, литовско-американского художника Бен Шана и использовал крышу гиперболической формы. После смерти Бен Шана в галерее разместили работы Накашивы.
Особенно мне хочется отметить лес на участке, где разместились эти здания. Накашима постепенно увеличивал площадь участка, докупая землю, и высаживал там породы красивых деревьев по своему вкусу, у него ведь, ко всему, было еще образование лесника. Весной в окнах студии и офиса видна цветущая сакура и другие декоративные японские деревья. Деревья разных пород, которые он посадил на участке, за это время, стали огромными и прекрасными.
Дом, студия и мастерская Накашимы в Нью-Хоуп, штат Пенсильвания, были внесены в Национальный реестр исторических мест США в 2008 г.; шесть лет спустя собственность была также признана Национальным историческим памятником. В июне 2015 года объект получил грант «Сохраняя его современным» от Фонда Гетти на создание надежного плана консервации в качестве образцового подхода к сохранению исторических объектов. В одной из мастерских Накашимы, расположенной в городе Такамацу, Япония, в настоящее время находится музей и галерея его работ. В 1984 году Джордж Накашима получил возможность приобрести самое большое и лучшее бревно орехового дерева, которое он когда-либо видел, и использовал огромные доски до их самого полного потенциала, создав Алтарь мира.
В последнее десятилетие его мебель стала ультра-коллекционной, а его наследие стало известно как влияние эстетики «свободного края». Сегодня компания Nakashima продолжает производить редкой красоты деревянную мебель, которая пользуется большим спросом.
Дочь Накашимы, Мира Накашима, перешла в компанию отца после его смерти в 1990 году и продолжает дизайн по разработкам отца и своим собственным. Год назад Совет директоров фирмы возглавила его внучка, единственная дочка из детей Миры.
Джордж Накашима был одним из ведущих новаторов в дизайне мебели XX века. В 1983 году он был награжден Орденом Священного сокровища императором Японии и японским правительством. Этим Орденом награждаются гражданские лица и военнослужащие, а также Орден используется для награждения иностранцев за заслуги перед Японией в культурной и общественной жизни
По дому нас и еще одну молодую семейную пару водила Суми, кореянка, невестка Миры Накашими. Особенность мастерской, как мы предположили, в том, что здесь все любят и умеют делать мебель. Умеет и Суми, хотя она выполняет еще и обязанности единственного сотрудника отдела кадров в фирме:)
Пруд с кувшинками и карпами кои.
Фирменная табуретка. Такая ждала в подарок от фирмы одного из членов нашей группы.
Небольшое вступление к туру с участием правнука Джорджа Накашимы, Тоши, единственного из семи внуков Миры, который живет здесь. Тоши сделал свою первую табуретку в 16 лет. Знакомство с мебелью начинаем удобно в ней разместившись.
Природа за окном является продолжением комнаты.
Одна из комнат в мастерской. Лестница ведет в уголок отдыха мастеров.
Заготовка для кофейного столика со знаменитым "свободным краем".
Стулья в работе.
Присмотритесь, у стула всего две ножки, но он совершенно устойчив. Фирменный секрет Джорджа Накашимы.
Большой готовый стол ожидает последних прикосновений. Знаменитое соединение швов "бабочкой". Заказчик, видимо, предпочел прямые края.
Журнальный столик.
Мастера тут могут передохнуть (если время позволяет).
Святая-святых, собственно мастерская. Сюда заходить нельзя.
Арка фасада, на которую опираются некоторые элементы крыши студии.
Студия. Проект здания и интерьеры принадлежат Накашиме.
В дереве все можно превратить в предмет искусства.
Видна волнистая крыша, а передняя стена полностью открывается в лес летом.
Огромная деревянная панель слева дает представление, как выглядит "Алтарь мира".
Бюст Джорджа Накашимы.
Мебель.
Отовсюду на нас смотрело дерево, но много не казалось, а хотелось еще.
Крыша студии, благодаря своей волнистости, очень жесткая и позволяет большие пролеты.
Художественная галерея перекрыта гиперболической крышей.
Суми показывает нам очередной прекрасный журнальный столик.
Вид на здание студии и участок с декоративными деревьями.
Почти все деревья Накашима выбрал, посадил и вырастил здесь сам.
Ангар, где хранятся распилы ценнейших пород деревьев из запасов Нишикавы. Заказчики могут зайти сюда и выбрать дерево себе по вкусу.
Жилая часть.
Камин рабочий, зимой тут бывает холодно.
Обеденный стол. Слева вход в чайную комнату.
Редкой красоты кофейный столик.
Еще лес.
Ванная в японском стиле, которую построил Накашима, облицована специальной японской плиткой. Видны имена детей и внуков Джорджа.
Ссылка на обширный труд о Накашиме, который наиболее полно и точно приводит сведения из его биографии жизни. Другие материалы, включая
домашний вебсайт его студии, очень интересны, но неполны и содержат много неточностей.