Некоторое время собираюсь сыпать на вас, френды, рассказами из моего ящика в чулане, где хранятся файлы с фотографиями моих походов по выставкам в Нью-Йорке. Мне интересны разные разделы в искусстве, одни больше, другие меньше, так что особого постоянства в темах нет. По принципу: пришла, увидела, восхитилась (или нет), захотела узнать побольше (не всегда).
В этот раз "принесла домой" выставку современной японской керамики из японской галлереи в Бруклинском музее искусств. Текст в кавычках принадлежит музею. Я могла подправить немного перевод.
На выставку пошла, после того, как увидела ТВ передачу, "NYC-Arts", очень хорошую - ее ведет бывший директор Метрополитен музея Филипп де Монтебелло, (обожаемый мною еще со времени его работы в музее), и известная американская журналистка Паула Зан. Передача еженедельно рассказывает о самом интересном в области искусства, происходящем в НЙ.
В одной из передач был репортаж из японской галлереи в собрании Бруклинского музея искусств о недавних приобретениях современной японской керамики.
Бруклинский музей был пионером в сборе керамики современных японских мастеров, начиная с 1970-х годов с приобретения изделий середины двадцатого века таких художников, как Хамада Сёдзи (1894-1978) и Симаока Тацудзо (1919-2007).
Хотя эти художники были прославлены в Японии, большинство западных музеев в то время были ориентированы на сбор древних и исторических материалов.
Бруклинский музей приобрел недавно изготовленную керамику в качестве дополнения к более крупной коллекции древнего японского народного искусства, мингей, потому что несколько мастеров двадцатого века интересовались им и занималось подражанием и продвижением эстетики мингей. Конечно, в отличие от большинства мастеров мингей, эти гончары не работали анонимно.
Музей продолжает собирать и выставлять работы японских художников-керамистов, и коллекция расширилась и теперь включает самые разные стили и подходы. Показанные здесь предметы были куплены или подарены в течение последних десяти лет; они "олицетворяют разнообразие и жизненную силу японского глиняного искусства, множество различных подходов к украшению глиняной поверхности и также появление женщин-гончаров в области, где когда-то доминировали мужчины".
Пепел и глина
"Керамика - это искусство соединения земли и огня. В большинстве культур прогресс в керамических технологиях был обусловлен желанием гончаров преобразовать материалы, которые они используют: грубая, обожженная глина становится гладкой, прохладной, а иногда и красочной благодаря достижениям в области химии и технологии горения. В Японии знатоки восхищались и заказывали тонкие фарфоровые изделия с прозрачной яркой глазурью, но они также находили красоту в керамике, которая показывала свое происхождение от стихий земли и огня. Пристрастие к более грубой керамике - одна из основных черт, отличающих традиционную культуру Японии
от культуры Китая и Кореи. Продолжая традицию красивой неправильной формы, представленные здесь современные сосуды раскрывают стремление художников создавать формы, имитирующие естественные явления. В этих примерах керамические материалы - глина, глазурь и печной огонь - не очищаются и не трансформируются, а прославляются в своем «сыром» состоянии.
Для всех этих произведений художники тщательно манипулировали материалами, стремясь создать эффекты, которые кажутся случайными".
Футамура Йошими, 1959 г.р.
Сосуд, 2008 г. Керамическая посуда с дробленым фарфором, пепельная глазурь. Приобретена в 2009 г.
"Футамура Йошими создает скульптурные формы, вдохновленные капами дерева, грибами и другими природными явлениями.
Она собирает детали вручную, разрывая глину, чтобы получились неровные края, и перед обжигом насыпает на поверхность грубую пыль измельченного фарфора. Глина расширяется и сжимается в печи, вызывая трещины в пылевом покрытии. В то время как многие керамисты-мужчины в Японии проходят обучение в исторических местах обжига, женщины-керамисты, как правило, не поощряются
или им запрещаются изучать традиционные стили. Имея мало связей с традициями, женщины-керамисты часто лидируют в создании новых и индивидуальных изделий".
Нисида Джун, 1977-2005 гг.
Без названия, около 2002 г.
Плавленое стекло и фарфор. Приобретена в 2016г.
"Нисида Джун был концептуальным гончаром, который стремился раздвинуть границы керамического искусства. Его самыми знаменитыми творениями были гигантские шары, наполненные равными частями фарфора и глазури, которые он обжигал при высоких температурах, пока они не сплавлялись в большие массы; Затем он ломал их и показывал фрагменты. Этот кусок из одного из таких экспериментов подобен жеоде, (полости друза?) вывернутой наизнанку: снаружи (состоящая из глазури) кристаллическая, а внутри (фарфоровая) каменистая и грубая".
Фудзиока Шухей, 1947 г.р.
Цветочный сосуд, 2013 г.
Стиль Ига: керамическая посуда с пепельной глазурью. Приобретена в 2014г.
"Фудзиока Сюхэй - мастер изделий Ига, исторического керамического типа, очень похожего на изделия Сигараки, с оранжевой глиной, каменными включениями и пепельной глазурью. Здесь он позаботился о том, чтобы сформировать асимметричный край и зубчатые надрезы по обеим сторонам этого сосуда в форме лодки, но он минимально контролировал орнамент поверхности пепельной глазури и подпалины, которые возникают во время обжига. Керамисты, работающие в этой технике, часто отказываются от большого количества работ, потому что они недовольны эффектами, создаваемыми в печи".
Харада Сюроку, 1941 г.р.
Ваза, около 2006 г.
Бизен: неглазурованный керамогранит. Приобретена в 2014 г.
"Харада Сюроку обучался у мастеров печей Бидзэн, производя в основном неглазурованные темно-красные изделия с узорами подпалин в качестве основного украшения. Эта ваза выполнена в его самом экспериментальном стиле, который он называет ранбари, японским столярным термином для обозначения деревянного пола, состоящего из досок разного размера, уложенных в произвольном порядке.
Он создает относительно гладкую и обычную керамическую форму, а затем наносит участки очень грубой глины снаружи в
виде извивающейся сетки, напоминающей каменную стену".
Цудзимура Широ, 1947 г.р.
Ваза, 1988 г.
Посуда шигараки: керамическая посуда с натуральной пепельной глазурью. ("Пепельные глазури - это керамические глазури , изготовленные из золы различных пород дерева или соломы. Многие традиционалистские гончарные изделия Восточной Азии до сих пор используют глазурь из пепла. Некоторым гончарам нравится добиваться случайных эффектов, устанавливая печь так, чтобы пепел, образовавшийся во время обжига, падал на горшки; это называется «натуральной» или «природной» пепельной глазурью. В противном случае золу смешивают с водой, а часто и с глиной, и применяют в виде пасты.") Вики.
"Цудзимура Широ - старший керамист в районе древней печи Шигараки. Этот предмет вдохновлен древними кувшинами для хранения, которые были сделаны в Шигараки в четырнадцатом и пятнадцатом веках для повседневного использования, но ценятся сегодняшними коллекционерами за их сложную поверхность. В этом большом кувшине Цудзимура сочетает и преувеличивает грубые элементы, типичные для традиции Шигараки: оранжевая глина с обилием камней кварца или полевого шпата, подпалины и сколы на поверхности,
капающая зеленая пепельная глазурь и даже осколок от другого горшка, который вероятно, лопнул во время обжига и прилип к глазури на этом изделии. В результате получился сосуд, предлагающий сложные визуальные и тактильные ощущения".
Канета Масанао, 1953 г.р.
Кувшин для свежей воды (Мидзусаси), 1999г.
Посуда Хаги: глазурованная керамика.
"Хаги на юго-западе Японии был центром керамики с шестнадцатого века, когда Япония насильно переселила группу гончаров из Кореи в этот район. Корейские мастера разработали керамический тип, который нравится поклонникам чайных церемоний, потому что его оранжевая глина и розоватая глазурь подчеркивают зеленый цвет подаваемого чая маття. Одним из отличительных качеств,
часто встречающихся в изделиях Хаги, является глазурь, которая отделяется во время обжига, создавая сложный пейзаж
из неровностей и трещин на поверхности. Канета Масанао - современный мастер хаги, который использует традиционные материалы региона для создания драматических граненых форм, вырезанных из тяжелых блоков глины".
Симаока Тацузо, 1919-2007 гг.
Кувшин с четырьмя выступами, около 2000 г. Керамическая посуда с
глазурью из пепла.
Симаока Тацузо принадлежал к группе японских керамистов двадцатого века, которые считали себя практикующими мингей, или японское народное искусство. Вдохновленные историческими изделиями, которые изготавливались для повседневного использования неизвестными гончарами, современные художники мингей стремились создавать красивые предметы, несмотря на то, что они были сделаны вручную из скромных материалов. Этот сосуд иллюстрирует фирменную технику Симаоки: прижатие грубых шнуров к влажной глиняной поверхности для создания полосатой текстуры. Мы видим, что горшок при обжиге лежал на боку; четыре метки показывают, где
он опирался на блоки в печи, а светло-зеленая пепельная глазурь легла на противоположную сторону. Когда сосуд стоит вертикально, пепельная глазурь, кажется, бросает вызов гравитации, застыв горизонтальными каплями.
Морино Таймей, 1934 г.р.
Скульптура из плиты, 1990
Глазурованный керамогранит, золотая эмаль.
Морино Таймей создает сосуды и скульптуры с сильными силуэтами и красочными поверхностями. На протяжении большей части своей карьеры Морино экспериментировал с формой вертикальной плиты, прокалывая ее и украшая новыми текстурами и яркими цветами.
Монолитность этой плиты подчеркивается окном с игриво нарисованными петлями и черными формами, которые, кажется, откусывают плиту по бокам. Художник сравнил размер и форму этих произведений с настольными живописными экранами, которые когда-то стояли на столах ученых в Восточной Азии.
Симидзу Ичидзи, 1961 г.р.
Ваза, 2012 г.
Керамогранит с напылением шликера и золотом. Дар художника, 2015.
"Активный и обученный в районе Тамба, историческом центре производства керамики, Симидзу Ичидзи использует традиционную глину Тамба, но применяет новые формы украшения поверхности. Он использует аэрограф, чтобы нанести различные оттенки разжиженной глины (шликера) на глиняное тело перед обжигом, что позволяет ему создавать крапинки, сохраняя при этом гладкую неглазурованную поверхность. Затем очень твердой рукой он наносит золотые или серебряные линии, которые подчеркивают форму сосуда."
Кацумата Тиэко, 1950 г.р.
Биоморфная скульптура, 2011 г.
Глазурованный керамогранит с фарфоровой крошкой.
"Кацумата Тиэко производит керамику, вдохновленную природными формами, такими как морские анемоны, губки и кабачки. Эта работа необычна среди ее работ тем, что ее нельзя использовать как сосуд. Кацумата часто использует очень яркие глазури, и здесь,
присмотревшись, можно различить лимонно-желтую глазурь под инкрустацией из измельченного фарфора".