Дары огня: американская керамика из коллекции Мартина Эйдельберга

Dec 01, 2021 01:48

   В длинные выходные по случаю Дня благодарения решили с А. далеко не ехать, благо в НЙ есть из чего выбрать. Отправились в Метрополитен музей и посмотрели две небольшие, но хорошие выставки ( в Метрополитен плохих выставок не бывает). Я пока показываю только одну из них: "Дары огня: американская керамика из коллекции Мартина Эйдельберга"/ Gifts from the Fire: American Ceramics from the Collection of Martin Eidelberg.

Профессор истории искусств в Университете Рутгерса и специалист по керамике и стеклу Тиффани, Эйдельберг написал серию книг и выпустил каталог об истории развития художественной керамики. Он также был куратором нескольких художественных выставок. 80-ти летний ученый, подарил музею коллекцию, которая относится большей частью к концу 19-го и, особенно, началу 20-го вв. Благодаря его блестящему, разностороннему знанию предмета, мы теперь можем любоваться этой великолепной коллекцией.

Оговорюсь сразу, я не специалист в керамике, но войдя в зал, сразу "пропала" возле витрин, настолько красиво и необычно было то, что увидела.
   Насчет фотографий и текстов под ними: хотела, как лучше, (т.е. вывалить все снятое, как есть, и тихо умыкнуть, простите), а получилось, как всегда, (совесть заела, захотелось оживить немые фотографии).

Заглянула я на вебсайт выставки в музее и еще немножко вокруг и оказалось, так интересно-о-о-о-о.... Стала я из круглой невежи в искусстве керамики...квадратной, по углам квадрата, что-то осело. Вазочки оказались вершиной айсберга: за ними проглянули эпохи в истории искусств, влияние культур разных народов, различных стилей, течений и техник гончарного ремесла. Еще узнала имена замечательных американских мастеров гончарного искусства и о том, как это искусство помогало в начале 20в. женщинам утвердиться в "мужской" профессии, благодаря совместными усилиями прогрессивно настроенных людей.
   Перевод с вебсайта музея не всегда звучит гладко, по-русски, но мы с Гуглом старались.

Случайно обнаружила в моей ленте друзей в ФБ в прекрасном блоге appassionata_lr снимки с выставки керамики в России, которая идет в настоящее время. Загляните, кому интересно-там есть на что посмотреть.



Ваза, 1905 г.
Аделаида Олсоп Робино, (американка, Мидлтаун, Коннектикут, 1865-1929, Сиракузы, Нью-Йорк)
Из пояснений музея:
"Аделаида Олсоп Робино была великолепным мастером и блестящим дизайнером, которая, работая самостоятельно, взялась за непростую технику фарфора в эпоху, когда эта среда была прерогативой крупных коммерческих фабрик. Как и многие талантливые женщины ее эпохи, она начала свою карьеру в качестве художника по фарфору и преподавателя, а вместе со своим мужем Самуэлем Робино основала влиятельного периодического издания Keramic Studio (позднее - Design), которое регулярно освещало и иллюстрировало работу французских, немецких, английских и скандинавских фирм. Она была пионером в области керамики и бросила вызов традиционным гендерным ролям своей новаторской карьерой, работая непосредственно с глиной, украшая и глазируя свои сосуды. Сегодня признано, что ее художественный фарфор превосходит работу любого другого гончара из американских студий.
Эта ваза принадлежит к литым сосудам, которые служили основой для совершенных по красоте кристаллических глазурей Робино."

Ваза
1905 г.
Аделаида Олсоп Робино


Ваза, ок. 1912-13
Юниверсити-Сити


Ваза, 1912 г.
Юниверсити-Сити


Вазы в форме тыквы
ок. 1912-13
Разработано Таксилем  Доа
Глиняная посуда, созданная в Юниверсити-Сити, недалеко от Сент-Луиса, штат Миссури, была детищем Эдварда Гарднера Льюиса. Чтобы открыть свое гончарное предприятие, Льюис заманил Таксиля Доа, выдающегося французского керамиста из Севра.


Ваза в форме тыквы
ок. 1912г.
Разработано Таксилем  Доа


Ваза, 1910 г.
Аделаида Олсоп Робино


Ваза, ок. 1910 г.
Эмиль ДиффлотИз пояснений музея: "Таксиль Доа, французский керамист из Севра призвал бельгийского керамиста Эмиля Диффлота, бывшего арт-директора La Louvière, присоединиться к предприятию. Несколько ваз в Юниверсити-Сити были исключительно работой Диффлота. Он был ответственен за эту вазу с ее необычной полосатой желто-коричневой глазурью и крошечными кристаллами."



Сосуд с крышкой (справа)
Аделаида Олсоп Робино
Банка: ок. 1905-10; крышка: 1912


Крытая ваза на подставке
1912 г.
Аделаида Олсоп Робино
Из пояснений музея: "Эта луковичная ваза по всей поверхности покрыта необычной кристаллической глазурью. Мягкий цвет морской волны глазури дополнительно усиливается за счет декоративного покрытия и основы, которые Робино вылепила из фарфора, затем вырезала и глазуровала их желто-кремовым цветом, имитируя старую слоновую кость. Художница выставила эту крытую вазу на Панамско-Тихоокеанской выставке в Сан-Франциско в 1915 году".



Ваза с павлиньими перьями, 1913 г.
Разработано Сарой Сакс
Из пояснений музея: "Именно в Цинциннати, в Rookwood Pottery, стремление к более органическим, основанным на растениях формам принесло свои плоды. Было ли это результатом общего духа времени 1900 года или более конкретных влияний Европы, что некоторые художники Руквуда постепенно освободили свой стиль от ограничений колесных форм и росписи декора. Эта ваза с вырезанной буквой V была покрыта глазурью нового типа, разработанной в Rookwood, которую они назвали «Веллум», (по типу матовой плотной бумаги для черчения с этим названием), известной своей мягкой матовой поверхностью. Павлинье перо здесь, как вырезанное, так и нарисованное, представляет собой  более модернистскую версию развития в Америке в конце девятнадцатого века".


Лоток для карточек с Лой Фуллер, 1901 г.
Дизайн Анны Мари Валентиен
Из пояснений музея:
" Одновременно с появлением природного орнамента появился еще один образный и эмоциональный орнамент, воплощенный художниками-символистами. Этот прием нашел свое наиболее заметное выражение в работах Артуса Ван Бриггла, особенно в его знаменитой Лорелее, где изображена обнаженная женщина с легким покрывалом, окружающая вазу, ее руки обнимают и образуют отверстие вазы, ее голова и распущенные волосы аналогичным образом включены в стены дома. Его фигуративная работа была продолжена в Руквуде Анной Мари Валентиен, которая создала ряд сосудов с девушками-символистками, такими как этот лоток для карточек, изображающий женщину, динамично выходящую из закрученной завесы драпировки, ее волосы развеваются наружу. Она представляет знаменитую танцовщицу американского происхождения Лой Фуллер, которая на рубеже веков произвела фурор в Париже. На Всемирной выставке 1900 года у Фуллер был свой собственный театр, у входа в который, красовалось гигантское ее изображение окруженное струящимися вуалями, созданными французским художником Раулем Ларшем. Многие объекты были созданы по ее образу Ларше и другими французскими дизайнерами, но работа Анны Валентиен - одна из немногих американских интерпретаций ее сексуально заряженного танца".


Фотография с вебсайта музея. Ваза с обнаженными фигурами, 1900 г.
Дизайн Анны Мари Валентиен (американка, 1862-1947).


Ваза с крокусами, 1902 г.
Артус Ван Бриггл (американец, Фелисити, Огайо, 1869-1904 Колорадо-Спрингс, Колорадо)
Артус Ван Бриггл начал свою карьеру в керамике в Rookwood Pottery, но из-за респираторных заболеваний переехал в Колорадо, где вместе со своей женой Анной Ван Бриггл основал свою собственную гончарную мастерскую в Колорадо-Спрингс в 1901 году. Ван Бриггл и некоторые другие дизайнеры производили модели, из которых делали формы, а затем в них по многу раз отливали вазы. Они были особенно примечательны своей глянцевой мягкой текстурой необычных цветов, иногда одна или несколько комбинаций на одном предмете. Как и многие американские художники, Артус Ван Бриггл путешествовал и учился в Париже в конце 1890-х годов, и на него сильно повлияла не только художественная керамика, которую он видел там, но и большая часть французского искусства, представленного на Всемирной выставке 1900 года. Ранние работы Ван Бриггла часто демонстрируют стилистические характеристики стиля модерн, особенно в извилистых изгибах стеблей его цветочно-декоративных ваз. Как видно в этой вазе, он сохранил ботаническую идентичность тюльпана, деликатно отразив природную жизненную силу в тонких изгибах стеблей.


Ваза с нарциссами, 1902 г.; Ваза с тюльпанами, 1902г.
Артус Ван Бриггл


Ваза с омелой, 1904 г.
Артус Ван Бриггл
Из пояснений музея:
"Мало кто из американских дизайнеров откликнулся на интернациональный стиль ар-нуво, как Ван Бриггл. Эта ваза синтезирует эти влияния. Гладкий мягкий синий цвет этой вазы, напоминающий яйцо малиновки, особенно поразителен - и необычен в гончарном творчестве. Она также отличается необычными металлическими вставками из стилизованных листьев омелы из меди, патинированных под бронзу. Эта ваза была частью экспозиции Ван Бриггла на выставке закупок в Луизиане в Сент-Луисе в 1904 году, где художник получил золотую медаль".



Вот так эта ваза выглядит на вебсайте музея, гда она вполне соответствует описанию.
Объяснить все разницей в освещении я затрудняюсь. Мне кажется это две разные вазы, но такого не должно быть?


Ваза "Уныние", 1902-1905 г.г.
Артус Ван Бриггл
Эта ваза примечательна тем, что напоминает о скульптурной работе Огюста Родена.
Ниже несколько ваз из витрины с керамикой из студии Тиффани. Наверное, все вы знаете его абажуры к светильникам и витражи.


Крытая чаша с бостонским плющом, 1905 г.
Студия Тиффани
Из пояснений музея:
"Тиффани в ​​1905 году прислал эту  крытую чашу - в Салон Французского общества художников в Париже. Как и большинство других работ Тиффани, гончарные изделия из его печей в значительной степени опирались на природу в качестве источника вдохновения. Листовая лиана Вирджиния, которая, кажется, растет по бокам и над крышкой чаши, также появляется на его абажурах и окнах из свинцового стекла. Глазурь на чаше - одна из самых ранних у Тиффани. Названная  «Старая слоновая кость», она темнеет, когда вливается в промежутки дизайна, подчеркивая скульптурный рельеф".


Ваза с кружевом королевы Анны
ок. 1904-09
Из пояснений музея:
"Тиффани использовал мотив кружева королевы Анны, также известный как дикая морковь, в своих керамических изделиях, стекле и украшениях. Здесь прицветники (стебли на нижней стороне цветков) изгибаются вверх, образуя органическую форму вазы".


Чаша с цветущей лозой
ок. 1904-1909
Студия Тиффани




Ваза Della Robbia с кипарисами ок. 1904-08;
Ваза Della Robbia с нарциссами, 1906-08;
Ваза Della Robbia с деревьями ок. 1904-08; Типичными для рисунков Рэда являются надрезанные, похожие на пузыри камни дорожки.
Фредерик Хертен Рэд
Самая продолжительная работа Рэда за многие годы и, возможно, его самый продуктивный период началась, когда он начал работать на фабрике в Розвилле в конце 1904 года и оставался там до 1908 года. Учитывая большие масштабы производства в Розвилле, он разработал ряд различных линий с различными стилистическими подходами. Одна из его самых захватывающих линий была названа «Делла Роббиа» в честь керамиста и скульптора эпохи Возрождения Луки делла Роббиа. Это была трудоемкая и привлекательная техника, включающая многократное литье, резьбу и тщательное нанесение до пяти цветных глазурей. Техника настолько сложнАЯ, для декораторов Розвилля, что Рэду пришлось обучать местных студентов-художников с нуля; многие из дошедших до нас произведений носят инициалы этих неопознанных декораторов. Вазы Della Robbia от Rhead, такие как этот пример, пропитаны английским модерном начала XIX века. Деревья вертикальные и очень стилизованные.



Ацтекские вазы ок. 1904-08; Эти вазы из линии "Ацтеки", название которых могло бы показаться экзотическим, но чей дизайн не имеет никакого отношения к мезоамериканской культуре. Дизайн Рэда был выполнен в британской технике "выдавливания из мешкa", (осторожное выдавливание глины через трубку на керамические изделия)  и, как показано здесь, восходил к традиционному английскому дизайну.


Ваза с прерафаэлитской женщиной, 1902-1903 гг.
Дизайнер: Фредерик Хертен Рэд; Декоратор: Альберт Л. Кьюзик; Производитель: Avon Faience Company
На этой вазе изображена изящная женщина-прерафаэлитка в средневековом платье с японскими мотивами, стоящая на фоне сильно стилизованного пейзажа. Вполне вероятно, что Рэд задумал этот дизайн в Англии, и для этой вазы он был затем украшен соотечественником Рэда, Альбертом Кьюсиком.

Фредерик Хертен Рэд (1880-1942) был керамистом и крупной фигурой в движении "Искусство и ремесла". Уроженец Англии, он большую часть своей карьеры проработал гончаром в США. Рэд оказал большое влияние как на студийную, так и на коммерческую керамику. Он работал в Roseville Pottery, основал свою собственную Rhead Pottery (1913-1917), а в 1935 году разработал очень успешную посуду Fiesta для Homer Laughlin China Company .


Тарелка с маками
1904 г.
Фредерик Хертен Рэд.
Из пояснений музея:
"Фредерик Хертен Рэд, англичанин по происхождению и образованию, был одним из ведущих керамистов Америки на рубеже двадцатого века. Как гончар, дизайнер, декоратор, учитель и писатель, оказал огромное влияние на американскую керамику. Карьера Рэда включала работу по всей стране и должности не только в крупных коммерческих заведениях, но и в небольших гончарных мастерских, учебных заведениях и лечебных учреждениях. Хорошо разбираясь во многих основных техниках, использовавшихся в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков, Рэд на протяжении своей долгой карьеры использовал английское искусство и ремесла, стили ар-нуво и, в конечном итоге, ар-деко. Рэд оказался одним из самых разнообразных и влиятельных керамистов, работающих в Соединенных Штатах, и поборником современного дизайна в Америке.
В 1904 году Рэд проработал один год в керамической мастерской Веллера в Зейнсвилле, штат Огайо, где он применил технику скользящих контуров с помощью "выдавливания из мешка", (см.выше), метод, который Рэд привез из Англии и использовал на протяжении всей своей карьеры. Эта яркая тарелка представляет собой энергичный рисунок почти взрывающегося цветущего мака, подчеркнутого звездообразным всплеском кобальтово-синего цвета, деликатно очерченным тонкими белыми шлейфами. Жесткость повторяющихся стеблей и семенных коробочек разбавляется с помощью одного стебля изогнутого в форме хлыста".


Вазы с цветочным рисунком, ок. 1908-15
Фредерик Э. Уолрат (1870-1921)
Фредерик Уолрат был одним из первых студентов созданной в то время программы керамики в Университете Альфреда, где он учился с 1901 по 1904 год. Он основал в своем доме в Рочестере гончарную мастерскую. Он также преподавал моделирование и гончарное дело в Рочестере (ныне Рочестерский технологический институт). Он разработал несколько очень успешных цветных и текстурированных матовых глазурей. Этот тип дизайна в английском стиле на вазах в витрине олицетворяет зрелый стиль Уолрата. Сознательная вертикальность дизайна, подчеркнутая двойными стеблями растений, дополняет высокую форму сосуда. Подобные трафарету абстракции цветов и изящно гармонизированные приглушенные цвета глазури у него напоминают дизайнерские приемы Артура Доу. Однако многообещающая карьера Уолрата была прервана его ранней смертью после того, как он проработал в своей гончарной мастерской всего около 15 лет.


Вазы с цветами
1905 г.
Из пояснений музея: "Керамика Ньюкомб, (четыре вазы слева), выросла из программы искусств, инициированной для недавно сформированного Колледжа Софи Ньюкомб, основанного как часть Тулейнского университета, чтобы предоставить женщинам возможность получения высшего образования. Как это было типично для многих гончарных изделий в декоративно-прикладном искусстве, мужчины были наняты для выполнения более сложных задач по лепке, глазурованию и обжигу, в то время как женщины выполняли декоративную часть. Дизайн во многом основывался на флоре юга, мотивы которой были стилизованы и ритмично повторены вокруг сосудов. Керамика Ньюкомб пользовалась таким успехом, что она выставлялись не только по всей стране, но и в Париже в 1900 году на Парижской выставке Universelle".


Ваза с первоцветами
1881 г.
М. Луиза Маклафлин
Из пояснений музея:
"Луиза Маклафлин была пионером в истории американской керамики. Как и многие женщины ее времени, она начала свою художественную карьеру в качестве художника по фарфору. Одним из первых ее нововведений стало открытие техники барботина в конце 1870-х - начале 1880-х годов. Эта ваза служит примером работы Маклафлин в этом стиле. Она изображает в цветных накладках натуралистичную цветочную композицию из белых примул и листвы".




Ваза с морскими обитателями
1882 г.
Томас Дж. Уитли
Из пояснений музея:
"Многие гончары и декораторы из Цинциннати конца 1870-х - начала 1880-х годов были опытными практиками французской техники барботина или росписи цветными пластинами под глазурью. Еще одним аспектом украшения из барботина было использование декоративных элементов из цветов или, в этом исключительном примере, морской жизни. Томас Дж. Уитли продемонстрировал близость к японскому искусству, которое соответствовало французской керамике 1880-х годов. Эта ваза, известная прежде всего своим барботином, отражает влияние Азии в мотивах и вдохновении, а также демонстрирует благоговение автора перед французской керамикой Бернара Палисси XVI века. Палисси, выдающийся деятель в истории керамики, часто считается отцом современного керамического искусства. Уитли работая над вазой опирался на работы этого мастера эпохи Возрождения в реалистичном и рельефном изображении морской жизни. Его керамика буквально пульсирует жизнью, когда рыба, ракообразные и водоросли кружатся вокруг вазы в форме тыквы и смело выходят за край вазы".

Ниже-витрина с работами американского мастера-гончара Джорджа Э. Ора
Из пояснений музея:
"Джордж Ор из Билокси, штат Миссисипи, возможно, воплощал квинтэссенцию американского художественного мастерства в гончарном деле: он построил свою собственную печь, сам копал глину, с невероятным мастерством затем раскатывал ее на гончарном круге для сосудов тонкости пластины, изменял их формы, а после покрывал новой глазурью собственного изобретения. По форме и декору они, по сути, являются объектами абстрактного экспрессионизма - почти за 50 лет до основания этого движения...
Ор был колоритным персонажем, а его причудливая керамика стала одной из дополнительных туристических достопримечательностей на побережье залива Миссисипи. Провозгласивший себя «Величайшим художественным гончаром на Земле», он намного опередил свое время, и вазы, которые он оценивал «на вес золота», не продавались по такой цене вплоть до 1970-х. Спустя всего десять лет после того, как он начал делать такие вазы, Ор запер свою глиняную посуду и горшки, так, что его работы не были обнаружены еще 50 лет. Эти вазы практически были доставлены прямо из тайника художника и были куплены Мартином Эйдельбергом, когда новое открытие и увлечение художественной керамикой только зарождалось в начале 1970-х годов".

Четыре вазы ок. 1897-1900гг. и кувшин 1896 г. (крайний справа)Джордж Э. Ор (американец, Билокси, Миссисипи, 1857-1918)
Из пояснений музея: "Эти вазы особенно хорошо иллюстрируют, как гибкие, яркие ручки из ленты преобразуют традиционную форму сосуда. Глазури на этих вазах также демонстрируют новаторство Ора, большая часть их не была похожа ни на что из того, что когда-либо видели в американской керамике того времени. Оранжевая глазурь - это оттенок, напоминающий палитру фовистской живописи; одна из ваз (позади справа), демонстрирующая пренебрежение Ором к традициям, имеет два разных вида глазури: одна спереди, а другая сзади".







Ваза с цветами кизила
1882 г.
Джон Беннетт
Из пояснений музея:
"Джон Беннетт возглавлял подразделение Lambeth Faience в Doulton Pottery в Англии до иммиграции в США в 1877 году и открытия собственных мастерских в Нью-Йорке. В его работах преобладает цветочный орнамент в очень декоративном стиле, восходящий к его временам в Дултоне, с использованием цветных оксидов. Здесь художник нарисовал поразительные розовые и белые цветы и листву кизила на блестящем глубоком фоне горчичного цвета".

Случайно обнаружила в моей ленте друзей в ФБ в прекрасном блоге appassionata_lr выставку керамики в России, которая идет в настоящее время. С удивлением и удовольствием обнаружила, что многие изделия там перекликаются с выставкой в Метрополитен музее.


Пятая авеню готовится к Рождеству.

2021, new york, the metropolitan museum of art, exhibitions, art

Previous post Next post
Up