Одна из серий нашего отдыха в Тоскане в Италии во второй половине сентября - начале октября. Достала из массы фотографий один город, Лукку, и показываю. Особенностью поездок по городам, которые хотелось посмотреть, было наше довольно отдаленное расположение от них. Мы жили в Сан-Винченцо на берегу Лигурийского моря, который даже не городок, а комунна, населенный пункт на северо западном побережье Италии. В его окрестностях расположился отель, где мы рентовали виллу. Погода была теплой, местами жаркой и первую неделю мы наслаждались купанием в море, прогулками по берегу, лесом, где росли пинии, и всем, что предлагал отель для отдыха, а предлагалось немало.
Сан-Винченцо расположен близко от Пизы и Ливорно, а вот остальные места были не очень близко, хотя мы рентовали машину. Это я все к тому, что в Лукку мы приехали во второй половине дня, т.к. еще по дороге нужно было любоваться многими красивостями. Первым делом хотели подняться на самую высокую башню, чтобы при хорошем освещении увидеть город сверху, но к нашему огорчению, вопреки расписанию на вебсайте, башня была уже закрыта по случаю наступления октября и перехода на другое время работы. Кроме того, по случаю Ковида, еще на две обзорные площадки уже не продавали билеты, т.к. их вместимость была очень ограниченна. Пришлось подогнать планы, к тому, что было открыто.
Город Лукка появился во II веке до н. э. От римлян осталась площадь на месте бывшего амфитеатра и две крупнейшие улицы - Филлунго и Ченами, которые по римской традиции делили город на 4 квартала и пересекались на форуме. В XIII веке Лукка стал крупнейшим торговым центром Европы, оспаривал позиции Флоренции как главного города Тосканы и последней, до XVIII века сохранял свою независимость и республиканское устройство.
Базилика Сан-Микеле-ин-Форо (Chiesa di San Michele in Foro).
Эта церковь узнается по статуе Архангела Михаила на крыше здания. Просторная площадь, на которой стоит церковь, - бывший римский форум, о чем намекает «ин форо».
Церковь Сан-Микеле исполнена в том же пизано-лукканском стиле, что и кафедральный собор Сан-Мартино, который я покажу в конце рассказа. Фасад у нее совершенно прекрасный и его можно долго рассматривать. Мы так и сделали, но нужно было двигаться дальше-солнце спускалось к закату.
В центре алтаря в стиле барокко, построенного в 1635 году, находится картина маслом, выполненная в первой половине 19 века неизвестным художником из Лукки: это Мадонна «Убежище грешников».
SS. РОККО, СЕБАСТЬЯНО, ДЖИРОЛАМО И ЕЛЕНА - Филиппино Липпи.
Святому Роху ( крайний слева) молились, главным образом, об избавлении от чумы. На классическом изображении святой Рох, как правило, указывает на чумную язву на своей левой ноге. Св. Себастья́н (втотой слева) - римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Св. Иеронима (второго справа) художник изображает пожилым мужчиной в кардинальской мантии, а рядом с ним испуганно глядит лев. В руке он держит Библию, изучению и переводу которой он посвятил всю свою жизнь, убежденный, что Слово должно быть центром жизни христианина. Рядом с ним Святая Елена, мать императора Константина.
Вид на колокольню базилики Сан-Фредиано из старинной улочки.
Согласно традиции, именно С. Фредиано, епископ Лукки ирландского происхождения, основал церковь , первоначально посвященную Сан-Винченцо. Она впервые упоминается в документе 685 года.
Базилика святого Фредиана - первая половина VI века (современный вид - XII век). В базилике находятся мощи святой Зиты (1212-1272). Романским фасад 12-го века с огромной византийской мозаикой на фасаде, что очень редко встречается в романском стиле. Мозаика представляет Христа-Искупителя, восходящего на небо в миндале, который несут два ангела. Апостолы ниже изначально поклонялись изображению Девы Марии, но на этом месте сейчас находится окошко.
Изумительно красивая резная купель 12-го века, которая находится в помещении, используемом, как баптистерий.На прекрасных рельефах изображены "Истории Моисея, Апостолов и Месяцев", произведения мастеров тосканской и ломбардской школы. У многих персонажей наверху отбиты головы, а у некоторых-носы, и я поинтересовалась у смотрительницы подробностями. Она мне ответила, что местные жители позднее не догадывались о назначении предмета и держали его кверху ногами, поэтому он поврежден. Довольно трудно поверить в эту версию... Я также знаю, что традиция отбивать носы у "языческих" изображений существовала очень давно. Вот только, кого тут принимали за язычников?
Описание к моей фотографии я привожу из
блога kolllak. Очень рекомендую тем, кто интересуется подробностями, погулять с ним по Лукке: у него прекрасный, с деталями стиль рассказов и фотографии.
"Самая шокирующая деталь интерьера - это святая Зита. Выглядит мумифицированная святая очень жутко, прямо, как
засушенный монах на Самуи.
Зита родилась в 1212 году в деревне Монсаграти, возле города Лукка, область Тоскана. В возрасте 12 лет она стала прислуживать в доме семьи Фатинелли. В течение долгого времени работодатели перегружали девочку работой, часто избивали. Однако непрерывное плохое отношение к Зите не лишало её внутреннего мира и спокойствия. Зита переносила издевательства смиренно, что, в конце концов, смягчило отношения к ней хозяев. Постоянное благочестие и терпение Зиты привели семью Фатинелли к христианскому обращению. Зита считала свою работу призванием от Бога и элементом личного покаяния. После её смерти члены этой семьи стали почитать Зиту как святую. В 1580 году её тело было эксгумировано и оказалось, что мощи святой Зиты являются нетленными. Они были перенесены в базилику святого Фредиана в городе Лукка, где хранятся в настоящее время."
Великолепный потолок в одном из приделов церкви. Их тут несколько и они принадлежали разным семействам, которые заказывали оформление интерьеров.
Выходим на площадь Амфитеатра - овальная площадь, расположенная на руинах амфитеатра, построенного в конце I в. н. э. и находившегося непосредственно за северной границей римского города. Амфитеатр вмещал около 20 тысяч зрителей.
В Средневековье амфитеатр разбирали на материалы, которые повторно использовали при строительстве новых построек, в частности, близлежащей базилики Святого Фредиана. Оставшиеся конструкции послужили основой для жилищ. На протяжении столетий пространство бывшего амфитеатра застраивалось без регулярного плана, здесь находились сады, огороды, подсобные постройки.
В 1830 году правитель провинции, Карл Людовик Бурбон-Пармский, решил устроить на арене бывшего амфитеатра городской рынок. Для этого пространство внутри кольца домов было очищено от построек и вымощено. Был обустроен проход на площадь через четыре арки в кольце домов.
Вид на колокольню базилики Сан-Фредиано.
Фотография снята с верха городской стены, теперь это прекрасный городской парк с бульваром.
Палаццо Пфаннер - дворец и сад в Лукке, в настоящее время преобразованный в музей искусства и артефактов. Первоначально известное как Палаццо Контрони здание датируется 1667 годом и примечательно главным образом прекрасным садом, приписываемым Филиппо Юварре, и интересной внешней лестницей с лоджией.
В его главном салоне находятся фрески Скорсини и Де Санти (начало - середина 18 века), а также коллекция хирургических инструментов, собранная доктором Пьетро Пфаннером (1864-1935). К сожалению, музей был уже закрыт, когда мы закончили осматривать церкви.
Ниже я показываю фотографии сделанные на мобильник.
Башня Гуиниджи - одна из самых высоких башен Лукки, визитная карточка города. Отличительная особенность - дубы, растущие на верхней площадке.
Башня не относится к оборонительным сооружениям и является светской постройкой. Знатная фамилия Гуиниджи некогда управляла городом и могла позволить себе среди дворцовых построек личную башню.
Статуя композитора и виолончелиста Луиджи Боккерини в знаменитой Музыкальной академии, которую он основал. Лукка - родной город Пучинни. Когда проходили мимо, шел концерт-в городе был музыкальный фестиваль. Очень хотелось остановиться и послушать, но нужно было спешить увидеть город до наступления темноты.
Вид на вечерний город с городских стен. Стены Лукки строились с первой половины шестнадцатого века до середины семнадцатого века, и сохранилось в первозданном виде до наших дней. С архитектурной точки зрения стены состоят из двенадцати насыпных завес, которые соединяют одиннадцать бастионов, облицованных кирпичом, двенадцать метров в высоту и тридцать метров в ширину у основания. Развиваясь более чем на четыре километра, они образуют большой живописный городской парк.
Лукка - один из немногих городов в мире, в котором сохранился круг стен эпохи Возрождения. Стены Лукки являются наиболее очевидным историческим свидетелем событий небольшого, но гордого городского центра, столицы республики, которому постоянно угрожали превосходящие по мощи внешние силы, и чьи правители осуществляли любые действия, которые могли гарантировать сохранение автономии и свободы города.
В течение шестнадцатого века техника ведения войны и осады быстро прогрессировала, делая средневековые стены устаревшими, и Лукке приходилось выполнять обременительную и финансово изнурительную задачу по более эффективному укреплению города. Первая часть этого грандиозного проекта началась в 1513 году и заключалась в отчуждении большой территории, расположенной вокруг новых стен. Деревни за пределами древнего средневекового города вместе с церквями Сан-Донато и Сан-Пьетро были разрушены.
Несмотря на огромные усилия и деньги, которые стены стоили городу Лукке, его жители, лучкези, сразу же остались ими довольны. Они не только отвечали требованиям безопасности и защиты, но они также предоставляли возможность прогулки, этот бельведер, которым раньше могли наслаждаться только дворяне в своих жилищах. По этой причине - несмотря на множество запрещающих знаков, предупреждающих о нарушении границы, поскольку это была военная зона - стены и бастионы сразу же использовались для прогулок и в качестве мест для встреч и отдыха, что продолжается и по сей день.
Вот так стены выглядят сейчас (фотография из Интернета).
Кафедральный Собор Святого Мартина, главный собор города, мы к нему подошли уже в темноте.
Собор Святого Мартина - кафедральный собор Лукки, построенный в романском стиле, заложен в VI веке. Современный вид приобрёл в XI-XIII веках.
Львы на фасаде совершенно великолепны (как и все остальное).
Можно заметить, что фасад собора с этой стороны несимметричный, так было задумано еще в начале строительства.
Зашли пообедать в экзотический ресторан-художественную галерею, который рекомендовала в своем блоге о Тоскане, из Интернета, фотограф из Австрии.
Фотографии ее из Тосканы мне очень понравились, поэтому было любопытно заглянуть и в ресторан. Оформление блюд, посуда и содержание оказались целым ритуалом, в котором мы с интересом поучаствовали. Подумалось, что в Италии все дышит дизайном, включая еду. Некоторые блюда были очень хороши.