“Gingerbread Houses” / Пряничные домики Мартас-Винъярд

Sep 14, 2020 14:10


Путешествуя по острову Мартас-Винъярд / Martha's Vineyard (переводится, как "виноградник Марты"), мы очень хотели попасть в городок Оук-Блаффс / Oak Bluffs, что в переводе означает "Дубовые утесы", чтобы повидать его знаменитые "пряничные домики". Найти это место с названием Wesleyan Grove на карте города было нетрудно, у входа нас встретил знак, предупреждающий, что жителей этого места желательно не обременять чрезмерным любопытством. Мы неспеша прогулялись вдоль домиков, расположенных концентрическими кругами вокруг рощи  с большими деревьями, в центре которой находилось необычное здание церкви без стен. Вход в нее был огорожен  полицейской лентой по случаю карантина. Туристов было немного, место выглядело очень мирным и умиротворенным, наверное потому, что на балконах домов или на широких крылечках под навесами сидели отдыхающие люди: кто пил кофе и беседовал в компании за столиком; кто-то сидел за мольбертом или с  вязанием; кто-то тихо слушал музыку или работал с компом. Это было для нас неожиданно, потому что проехав десятки городков и поселков за эти дни, мы привыкли, что возле домов не видно людей, и увиденное в этом месте казалось театральной постановкой, хотя это было не так.





Этот житель охотно позирует мне для фотографии )).

На моих фотографиях вы не увидите людей возле домиков, потому что я такие домики пропускала, - не в моих правилах беспокоить людей, которые отдыхают у себя дома.

Самым интересным у этого месте оказались его древняя и новая история. Первыми жителями Оук-Блаффс были люди вампаноаг, которые жили на Мартас Винъярд / винограднике Марты/ примерно 10 000 лет. Первоначальное индейское название вампаноага для того, что сегодня является туристическим курортом Oak Bluffs, было “Ogkeshkuppe”, что в вольном переводе означало “мокрая чаща”. Трудно представить менее привлекательное название для места отдыха. Однако судьба и история распорядились иначе.
Этот район был заселен европейцами в 1642 году и входил в состав города Эдгартаун до 1880г.
Истоки города Oak Bluffs уходят корнями в религиозное движение XIX века, которое называлось "лагерные собрания". Эти религиозные собрания возникли в 1800-х годах. Поселенцы следовали за путешествующими проповедниками на открытые площадки (обычно в палаточный лагерь) для поклонения. Там они пели гимны и молились. Лагерные собрания были особенно популярны среди методистов и пресвитериан, но эти собрания привлекали любопытных посетителей из всех деноминаций, ищущих передышку от тяжелой работы и изоляции пограничной жизни.

Первое такое собрание в лагере, которое стало известно как Wesleyan Grove / Уэслианская роща, было проведено в 1835 году. Это был первый летний религиозный лагерь, основанный в Соединенных Штатах, позднее известный как Ассоциация собраний в виноградниках Марты (MVCMA). Заглавие получается из первых букв Martha's Vineyard Camp Meeting Association".

Название Wesleyan Grove не случайно - английский проповедник Джон Уэсли был одним из основателей движения методизма в Англии в XVIII веке. Методистская церковь - протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании, возникла отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость.

В 1860-х и 1870-х годах после окончания Гражданской войны семейные палатки были быстро заменены постоянными деревянными домами. В 1864 году было 40 коттеджей, а к 1880 году - 500.
318 из первоначальных 500 оригинальных викторианских коттеджей сохранились до сегодняшнего дня.
Известные как «Пряничные домики» из-за сложной «плотницкой готической» архитектуры, они являются достопримечательностью города.

Плотницкая готика возникла в Америке, как стиль, использующий элементы европейской каменной архитектуры неоготического возрождения. Разнообразные деревянные украшения элементов домов имитировали резьбу по камню. Этот стиль, примененный к жилым домам в сельской местности, был гораздо менее формальным и допускал импровизацию, позволяющую строить нарядные, обильно украшенные деревянной резьбой дома. Появились инструменты позволяющие делать это виртуозно. Отличительными признаками этого стиля были стрельчатые окна, остроугольные крыши, украшенные резьбой портики и карнизы, террасы, крылечки и балконы.

В 1835 году Иеремия Пиз, член методистской епископальной церкви Эдгартауна на Мартас-Винъярд, решил, что хочет начать собственное лагерное собрание для групп методистов Новой Англии. Он и шесть его товарищей из прихожан арендовали полакра сельской земли, граничащей с пастбищем овец, назвали место Уэслиан Гроув / Wesleyan Grove, построили кафедру и установили девять палаток для посетителей. Община провела первое лагерное собрание в августе 1835г., и оно оказалось очень популярным.

В последующие годы участники стали прибывать заранее и оставаться после окончания служений. По мере того, как количество посетителей ретритов росло, семьи решили разбивать собственные палатки; в 1851 году было 100 палаток, а к 1858 году их число увеличилось до 320, расположенных вокруг места проповедования. В одно воскресенье летом 1858 года проповедь слушало целых 20 000 человек. В последующие годы общины сильно разрослись, и многие из тысяч прихожан были размещены в больших палатках, известных как «общинные палатки». Прихожане из церкви на материке содержали каждая свою общинную палатку. Условия были стесненными, мужчины и женщины спали в общежитиях по разные стороны от центральной брезентовой перегородки. Общинные палатки располагались полукругом в парке вокруг кафедры проповедника. Со временем семьям начали сдавать в аренду небольшие участки, на которых можно было установить свои палатки.

К 1860-м и 1870-м годам, когда лагерь стал постоянным, круглогодичным, а начало гражданской войны в 1861г. сделало невозможным достать холст, палатки были заменены небольшими деревянными коттеджами.
Постепенно и лагерные собрания начали меняться по своему характеру. Они продолжали носить религиозный характер, но участники также начали получать удовольствие от морского воздуха и общения, которые оживляли "как разум, так и тело".



В 1866 группа разработчиков из Новой Англии наняла ландшафтного архитектора для проектирования жилого комплекса в Martha's Vineyard. Это место, большое холмистое пастбище без деревьев с видом на Нантакет-Саунд, находилось рядом с популярным методистским лагерным собранием, Уэслианской рощей, с извилистой сетью узких улочек с причудливыми коттеджами, пикетными заборами и небольшими палисадниками. Стремясь воспользоваться сезонной популярностью лагеря (и большим количеством населения), разработчики основали компанию Oak Bluffs Land and Wharf, получив немедленный успех: в период с 1868 по 1871 год было продано пятьсот участков. Так было положено начало возникновению города.
Компания Oak Bluffs Land and Wharf настроилась на превращение Martha’s Vineyard в прибыльный летний курорт - к большому огорчению жителей кемпинга. Для жителей Оук-Блаффс не был курортным городом, это было строго место поклонения.



Коттеджи повторяют прежнее расположение палаток на деревянных настилах. С крутыми крышами и почти без частной земли, минимальным расстоянием между домами, двустворчатыми дверьми,  повторяющими распахивающийся полог, они действительно сохраняют ощущение «палатки».



Разросшийся район с коттеджами отделился от города Эдгартауна в 1880 году, и был официально зарегистрирован как "Коттеджный город". Он был повторно переименован в 1907 году как Оук-Блаффс, названный так потому, что город был местом дубовой рощи вдоль утесов с видом на Нантакет-Саунд . Оук-Блаффс был единственным из шести городов на острове, который был разработан и распланирован специально для туризма. Это преимущественно летний курорт, и определенная часть предприятий и домов закрываются на межсезонье.



Сегодня Кемпинг - это сообщество дачников и меньшего количества круглогодичных жителей, которые владеют коттеджами (часто полностью модернизированными) или арендуют их у собственников. Некоторые из этих людей являются потомками первых методистов, участников собраний-ретритов.
Около 100 коттеджей заселены круглый год. Подавляющее большинство постоянных жителей имеют религиозное происхождение и живут в коттеджах, передаваемых их семьями из поколения в поколение. Площадь самого большого из коттеджей составляет всего 1000 кв. футов, а большинства - всего 700 кв. футов. Их покупка может стоить от 400 тысяч долларов, и владельцы обязаны занимать недвижимость в течение части года.



В конце 19-го и 20-го веков чернокожие представители среднего класса покупали или снимали в Оук-Блаффс летние дома, и многие из их потомков ежегодно возвращались, привлеченные религиозными службами, проводившимися в Уеслиан Гроув.
Состоятельные афроамериканцы из Нью-Йорка, Бостона и Вашингтона приезжали в Оук-Блаффс, как единственный город из шести на острове Мартас-Винъярд, который приветствовал чернокожих туристов, поскольку в других городах острова чернокожим гостям не разрешалось останавливаться в гостиницах и отелях до 1960-х годов.


Уэслианская роща в Оук-Блаффс внесена в Национальный реестр исторических мест в 1978 году, признана в 2000 году Национальным фондом сохранения исторического наследия и объявлена национальной исторической достопримечательностью в 2005 году.





Скиния для кемпинга Мартас-Винъярд в Уэслианской роще, Оук-Блаффс.

С первого лагерного собрания в 1835 году до 1859 года служители проповедовали с грубо построенной трибуны. В 1859 году появилась более крупная и удобная кафедра для проповедников. В этот период было построено до 4000 мест для собраний. В 1869 году над Уэслианской рощей была поднята огромная палатка, чтобы защитить прихожан от жары и дождя. Палатка использовалась каждый сезон до возведения железной скинии.

В 1879 году религиозный статус поселения закрепили постройкой постоянной скинии. Ски́ния ("шатёр; палатка; обиталище; местопребывание; шатёр свидетельства") - в основном употребляется в значении походного храма, скинии собрания. Скиния в Уэслианской роще была построенна из кованого железа, она заменила шатер на 4000 мест, построенный ранее, и вместе с часовней построенной  в 1875г., завершили создание постоянной религиозной общины.
Сейчас чугунная скиния под открытым небом, вмещает более 2000 человек и является физическим и духовным центром Уэслианской рощи. Церковные службы проводятся в скинии еженедельно в июле и августе, а также летом здесь проводятся различные общественные мероприятия.
Архитектурно Скиния представляет собой уникальное сооружение с арками и опорами из кованого железа, двумя фонарями с десятками окон из цветного стекла и восьмиугольным куполом.
Скиния была восстановлена и обновлена в 2019 году.


Традиционные улочки, расходящиеся лучами от скинии в Wesleyan Grove, были шириной с повозку запряженную лошадью. Сейчас кольцевые улицы, в основном, расширили, чтобы можно было проехать на машине.



Самый "пряничный" из всех домиков поселка.
Отличается мастерским исполнением деталей деревянной отделки, кресла, диваны и даже вазы, плетенные и  украшены затейливым узором, который я не встречала раньше  (на стульях). Коттедж окрашен в яркий розовый цвет, который сиял солнечным летним днем. Однако не всегда коттеджи раскрашивали в цвета радуги.


В начале 1950-х в лагерь приехала художница. Она купила коттедж - и решила покрасить его в розовый цвет. Жители городка единодушно назвали его домом Pepto Bismol.
Но розовый дом привлекал внимание посетителей и положил начало тенденции. Все больше жителей начали красить свои дома. Сегодня половина людей в кемпинге убьет вас, если вы попросите их вернуться к первоначальным цветам.




С годами Ассоциация собраний лагерей в Мартас-Винъярд, стала межконфессиональной, а не строго методистской. Сейчас лагерные собрания состоят из серии религиозных служб, которая проводится с 1 июля по 31 августа. Каждое воскресенье служение проводит другой служитель. Методисты, унитарии, протестанты, африканские методистские епископальные церкви и католические священники должны были быть представлены в 2020 году, но этому помешал карантин введенный из-за Ковида.



Все фотографии ниже, кроме двух последних, снимал А. на мобильник. Приглашаю полюбоваться искусством "плотницкой готики" :























Пришло время попрощаться с Мартас-Винъярд и мы направились к парому в Оук-Блаффс, который должен был перевезти нас на материк в Woods Hole. На улице граничащей с огромной зеленой поляной с названием Ocean Park, поблизости от парома, мы обнаружили еще одну примечательность: дом в стиле королевы Анны, выходящий окнами на парк и море.




Дом Корбина-Нортона - это дом с легендарной историей. В 1891 году Филип Корбин, владелец фирмы производящей фурнитуру и замки, построил в центре викторианского приморского парка на Винограднике Марты, свою летнюю резиденцию. В окнах первого этажа, как в витринах, он разместил изделия своей фирмы.

В 1991 году дом приобрел Питер Нортон, основатель и генеральный директор компании-разработчика компьютерного программного обеспечения Norton Utilities. За прошедшие 100 лет дом постепенно лишился большинства примет архитектурного стиля королевы Анны и превратился в развалины - все украшения, детали, материалы и насыщенный цвет были потеряны. Нортон объявил конкурс и отвечая на звонок, заключил с фирмой Design Associates (архитектурная фирма из Кембриджа, Массачусетс, специализирующаяся на сохранении исторических памятников), контракт на проект реставрации, который занял несколько лет. Через два года, в феврале 2001 года, в результате пожара, вызванного единственным неисправным проводом в глубине стены, дом сгорел дотла.

Нортон, тем не менее, решил восстановить дом повторно. Он мог бы начать с нуля и спроектировать совершенно другое жилище, но вместо этого он снова нанял ту же команду архитекторов и строителей и начал строительство точной копии дома, который они закончили ремонтировать всего несколькими годами ранее. Обширные исследования и внимание к деталям, использованные при первоначальном ремонте, пригодились во время реконструкции. В музее "Виноградник Марты" раскопали старые фотографии, показывающие, как выглядел дом, когда он был построен в 1891 году. Плотники, работавшие над ремонтом, сделали то, можно было назвать "судебной археологией"- они разобрали здание на части, по доске, чтобы узнать как можно больше об оригинале.
В воспоминаниях Питера -"Это было похоже на вскрытие".

Во время первоначального ремонта Нортон обнаружил, что дом был полон лучших образцов товаров компании прежнего владельца. Они затем были воспроизведены и использованы по всему дому - как при ремонте, так и при перестройке. Богато украшенные серебряные дверные ручки, петли на дверях, с серебряными и замысловато выгравированными викторианскими узорами, украсили новый дом. После повторной реставрации дом опять засиял, хотя Питер считает его всего лишь очень хорошей копией предыдущей исторической реконструкции.

Некоторые приезжие ошибочно принимают этот дом за гостиницу, поэтому на одной из ступенек, ведущих к крыльцу, теперь написано «Частный дом». Питер и его жена Гвен Адамс не раз встречали неизвестных людей, ожидающих на крыльце или в своей гостиной в поисках консьержа.

Несмотря на множество оттенков внешней окраски и лепнину, напоминающую имбирный пряник, дом отличается от своих соседей. Архитектура в стиле королевы Анны темнее и несколько тяжелее, чем у коттеджей. Это городской дом, выстроенный на летнем курорте. "Люди это прощают, потому что он красивый "- считает Нортон.


Питер Нортон и его вторая жена, Гвен Адамс. (Фотография-ссылка на сайт).

Развлечения - большая часть летней жизни Питера и Гвен. Они очень любят принимать гостей.
В то время как многие другие жители острова жалуются на засилье приезжих летом, Питеру и Гвен так понравилось принимать гостей во вновь отстроенном доме, что следующим летом они  позволили им "заполнить дом". В доме восемь спален наверху; так многие из них всегда полны, и пара держит на стене кухни таблицу с цветовыми кодами, показывающую, кто, когда и где спит. (Неудивительно, что прохожие ошибочно принимают это место за отель).
Одна группа гостей в первый год была семьей из четырех человек, ни с одним из которых ни Питер, ни Гвен никогда не встречались лично. За три дня проведенных вместе, две семьи так подружились, что следующим летом они улетели на неделю отдыхать вместе.

Русская надпись (написанная кириллицей) над входной дверью дома Корбина-Нортона по 87 Ocean Avenue в Oak Bluffs читается как "Дача Петергоф" - дача Петра ).

vacation, pastime, 2020, connecticut, travel, massachusetts

Previous post Next post
Up