Театральная афиша: опера "Эхнатон" в Метрополитен Опере

Dec 17, 2019 02:14




Из недавнего: послушала в Мет оперу "Эхнатон", современного американского композитора, Филипа Гласса.

Опера весьма неортодоксальная во всем: в музыке, постановке, пении и оформлении. Постановка перенесенна в Мет из Английской национальной оперы, где впервые была поставлена в 2017г. Фелимом Макдермотом. Опера стала сенсацией и прошла с аншлагом.
Постановка  Метрополитен оперы в НЙ тоже сопровождается аншлагом  и сопровождается единодушными хвалебными отзывами критиков и публики. Должна упомянуть, что единодушие критиков не всегда является для меня критерием. В опере так много символизма, исторических аналогий, обращений к древним и современным философским учениям, необычной сценографии, что мне пришлось послушав ее, разбираться потом несколько вечеров в Интернете, чтобы объяснить себе сюжет.
В целом, я знакома была с именем египетского фараона Эхнатона, который правил в XIV в. до н.э. и попытался установить единобожие, (по другой теории,  невиданный ранее по концентрации власти, культ личности, чему я верю больше. В Метрополитен музее была выставка, где в т.ч. рассказывали об этом фараоне, установившем культ бога солнца Атона. ( "Ато́н - солнечный диск, божество, зримая форма Ра. Фараон XVIII династии Эхнатон в своё правление провозгласил культ Атона". Из Вики.)
После его смерти, причины которой точно не установлены, довольно скоро на троне воцарилась династия, представители которой не были потомками Эхнатона. Они начали систематически и осознанно уничтожать все, что создал Эхнатон: новую столицу Египта в Амарне, храмы, где поклонялись одному божеству-Атону/Ра, памятники, статуи с его изображением и любые упоминания об Эхнатоне и культе бога солнца Атона. Египетское общество, ведомое жрецами, постепенно вернулось к многобожию и забыло об Эхнатоне. ("После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона, приближённый к монотеизму, его преемники Тутанхамон, Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. Амон в мифологии Египта - сокрытый бог небес. В период Среднего царства культ Амона приобретает большую популярность, а при XVIII династии фиванских фараонов он становится главным государственным богом и  отождествлён с солнечным богом Ра в образе бога Амона-Ра, царя богов. В период Нового царства жречество Амона-Ра сосредоточило в своих руках огромное богатство и влияние. Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре." Из Вики).

Филип Гласс искал тему для оперы, которая должна была завершить цикл из трех опер о личностях, которые оставили след в истории человечества. Две из них уже с успехом идут: "Einstein on the Beach / Эйнштейн на пляже" и "Satyagraha/ Сатьяграха" о Махатме Ганди, и опера об Эхнатоне прекрасно вписалась в замысел серии.
Музыка оперы весьма необычна-она медитативна, состоит из многократно повторяющихся звуков, где почти незаметно происходят изменения в ключе, тональности, ритме, громкости, постепенно ты испытываешь эмоции, которые возникают, если совершить определенное усилие! и сосредоточиться на звуках. Также нет там и пения, в обычном смысле, традиционная ария в опере одна - "гимн солнцу", который исполняет Эхнатон. В остальное время певцы могут петь одну ноту, или повторять серию звуков. История Эхнатона произносится со сцены рассказчиком, а не поется.
В начале оперы, Эхнатон, партию которого исполняет замечательный контратенор Энтони Рот Констанцо, появляется на постаменте в наряде, а точнее совсем без него, который должен символизировать только что народившегося, посвященного в сан после смерти отца, фараона. Дав оторопевшей публике время придти в себя, фараон облачается в совершенно фантастическое одеяние, но петь не спешит. Публика пропадает в догадках, не забыл ли он свою партию, но тут на сцену выходят жонглеры и мы оказываемся в древнем цирке. На жонглерах надеты камуфляжные трико, которые, как я потом прочла, также изображают потрескавшуюся землю Египта. В Древнем Египте, оказывается, уже были жонглеры, а движения взмывающих вверх шариков весьма подошло к музыке Гласса, вот и родился замысел у режиссера-постановщика включить их в спектакль. Жонглировал также и хор, что еще усиливало драматический накал.
У меня с собой был сильный бинокль, но я не всегда могла уследить за всем, что происходило на сцене и разобраться в тонкостях костюмов - энциклопедические познания Филипа Гласса и обращение к историческим аналогам не давали расслабиться. Текст также не всегда поддавался переводу, т.к. включал слова из древнеегипетского, арамейского и греческого, (помимо английского), языков.
Хочу отметить великолепную игру главного героя-Эхнатона, Энтони Рот Констанцо. Ему удалось воплотить на сцене образ египетского барельефа, из которого он не вышел почти до конца спектакля. Каждое движение сопровождалось выверенными положениями тела и рук, парящей в воздухе походкой с божественно замедленным ритмом и поворотом головы. При этом барельеф пел великолепным женским голосом. Я прочитала несколько интервью с певцом, в которых он рассказал, как готовился к этой роли, (которую не мог долго запомнить, потому что в ней нет мелодии и текста); как занимался в спортивном клубе с тренерами, чтобы набрать мышцы, с которыми можно было показываться в наряде Адама каждый вечер перед нарядной разодетой аудиторией в несколько тысяч человек.
Великолепна также была Нефертити, меццо-сопрано Джинаи Бриджес, - и шея и голос, все было хорошо. Эхнатон и Нефертити великолепно играли и передали залу богатые эмоции, сопровождавшие их любовные отношения по сюжету.
Гробница  Эхнатона случайно была обнаружена в 1907 г. и ученые обратили внимание на особенность фресок и росписей на вазах, где была изображена семья Эхнатона. У Эхнатона с Нефертити было шестеро дочерей. (Тутанхамон был сыном другой,  младшей жены). Рисунки на фресках и вазах передавали движения фигур и нежные эмоции изображенной на них семьи фараона, что раньше не встречалось в таких изображениях, обожествлялись и изображались статичными. При Эхнатоне многое изменилось, включая стиль живописи, который стал ближе к реалистичному, он придавал этому большое значение. Читая Вику я немного запуталась, потому что версий об Эхнатоне, его эпохе, членах семьи и месте, где он захоронен, несколько. Все это не помешало поставить красивый, яркий, иногда пестрый спектакль с хорошими певцами.  Лучше всего о спектакле рассказывают фотографии.





Хор на втором ярусе тоже жонглирует шариками, и вы бы жонглировали на эту зарплату







Солнечный диск символизирует культ бога солнца-Атона/Ра





Слева стоит Нефертити, справа царица Тия, мама Эхнатона. Обе сыграли значительнуе роли в его жизни.



Главный жрец культа Атона (не путать с Амоном), в зловещем предчувствии наступающего сокращения штатов в фирме.





Слева виднеются весы, на которых будут взвешивать сердце усопшего-отца Эхнатона, фараона Аменхотепа III.
По верованиям древних египтян, сердце должно было быть не отягощено грехами и весить меньше пера, которое находилось на другой чаше весов. Только при выполнении этого условия, покойник попадал в царство мертвых.











Фараон поет, а все остальные жонглируют



Второй ярус заполнили фигурки скарабеев, которые в Древнем Египте  символизировали солнце

Декорации оперы иллюстрируют на протяжении спектакля культ бога солнца Атона/Ра, которому поклонялся Эхнатон. Он считал бога Ра, воплощением непознаваемой божественной сущности, создавшей вселенную, а себя единственным воплощением этой сущности на Земле. Все это, при возможно, верной первоначальной концепции, впоследствии смахивало на культ личности.  Методы утверждения Эхнатоном единобожия и себя, как единственного воплощения бога, в Египте впоследствии имели большое сходство с узнаваемыми режимами, хоть и начинал он довольно либерально.

Подметила, что у каждого спектакля есть свои зрители. В этот раз увидела много разных и совершенно экзотических нарядов на людях, которые даже не берусь описать, хотя некоторые понравились. Один из бонусов жизни в НЙ.

new york, opera, the metropolitan opera, art, 2019

Previous post Next post
Up