В Бруклинском музее идет большая выставка "Джорджия О'Кифф: Living Modern".
Так получилось, что я знала имя этой американской художницы и некоторые ее работы, но стала интересоваться после того, как побывала на выставке фотографий Альфреда Стиглица, который "открыл" О'Кифф миру, познакомившись с ее работами сначала, а затем пригласив ее приехать в Нью-Йорк. Очень известна фотография "Руки", которую я тогда и запомнила на его выставке. Точнее, это серия фотографий.
Стиглиц не только фотографировал О'Кифф, но и очень активно и целенаправленно продвигал ее картины, показывая их на выставках, начав с принадлежавшей ему очень популярной "галереи 291". Чтобы жениться на О'Кифф, Стиглиц развелся с первой женой, которая была из очень богатой семьи, и потерял возможность распоряжатьса ее деньгами, что давало ему возможность заниматься меценатством, поддерживать и выставлять работы молодых талантливых фотографов и художников, пропагандировать европейский авангард в консервативной Америке, содержать галереи и проводить выставки. В немалой степени благодаря усилиям Стиглица, О'Кифф приобрела известность и стала модным и востребованным художником.
Особено известны цветы и пейзажи О'Кифф. Многие критики считают, что ее картины цветов имеют ярко выраженную сексуальную направленность и обладают анатомическими подробностями, хотя сама художница это отрицала. Я о ее цветах писать не буду, так как на эту тему очень много написано, и в Интернете легко открыть виртуальные галереи, где их можно увидеть. Моим главным впечатлением было ощущение необыкновенной энергии, исходящей от картин, а также жизненной силы, неординарности и стойкости этой харизматичной личности. Интересно, что на выставке в Бруклинском музее, картин с цветами не так много, гораздо больше фотографий самой О'Кифф, у которой все лучшие фотографы того времени были или друзьями или поклонниками, или и тем и другим вместе. Примечательно, что самый пик интереса к ней пришелся на время, когда она была уже немолода. Зато ее картины, казалось приобрели вторую жизнь после очень большой ретроспективной выставки 1972 года в Уитни музее в НЙ. Хотя О'Кифф к тому времени жила одна на ранчо в удаленном от человеческого жилья месте в жарком штате Нью-Мексико, самые известные фотографии и ее портреты приходятся на это время.
Петуния/Jack-in-Pulpit No.3, 1930
Свои цветы О'Кифф сравнивала с небоскребами: "В двадцатые годы огромные здания, вырастали, кажется, за одну ночь в Нью-Йорке. Я виделa картину Фантен-Латура "Натюрморт с цветами", которую я нашла очень красивой, но я понимала, что если буду рисовать цветы маленькими, никто на них не посмотрит, потому что я неизвестнa. Поэтому я подумалa, что засталю их выглядеть большими, как огромные здания, растущие вверх. Люди будут поражены, им придется посмотреть на них - и они это сделали."
Две розовые ракушки/Two Pink Shells ,1937 Georgia O'Keeffe
Моллюск и ракушка/Clam and Mussel, 1926
Черные анютины глазки и незабудки /Black Pansy and Forget-Me-Nots,1926
О'Кифф работала в стиле, который получил название "прецизионизм".
"Прецизионизм (от англ. precision - точность, чёткость) - направление в американской живописи, сформировавшееся в 20-е годы XX века и характеризующееся механическим, геометрически рациональным визуальным языком. (Существовало также философское течение, сводящее всё многообразие мира к механическому движению однородных частиц материи, а сложные закономерности развития к законам механики-drakosh_a).
Пресижионисты были разрознены, они не объединялись и не издавали манифестов. Их живопись находилась под мощным влиянием фотографии. Сегодня некоторые критики считают прецизионизм разновидностью магического реализма. Увлечение прецизионистов механической эстетикой роднило их с итальянскими футуристами. В 1927 году критик и директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр предложил термин «прецизионизм».
О'Кифф (32), 1919г. Альфред Стиглиц
О'Кифф считала пропорции шеи и головы важной составляющей в дизайне платья. Стиглиц по ее желанию снял фотографию так, чтобы шея и голова "вырастали" из v-образного выреза платья и "завершали" черно-белую композицию. О'Кифф была талантливым модельером одежды и моделью одновременно.
О'Кифф (48), 1935г. - фотография американского фотографа Карла Ван Вехтена
Несмотря на то, что Стиглиц установил монополию на фотографирование О'Кифф в Нью-Йорке, Карл Ван Вехтен смог сделать эту фотографию.
Он был также известным писателем, другом Гертруды Стайн, который после ее смерти, согласно завещанию, oпубликовал все ее книги.
О'Кифф ко всем талантам была еще искусной портнихой. Она сама шила себе одежду, ее модели и стиль пользовались большой популярностью.
В наше время О'Кифф назвали бы "иконой стиля", хотя я очень недолюбливаю это выражение, но по отношению к ней оно было бы позитивным.
Джорджия О'Кифф, 1920-1922гг. Альфред Стиглиц
Для этого снимка Стиглица О'Кифф надела черный котелок и завернулась в его плащ, спрятав воротник и пуговицы. Стиглиц снял ее с нижней точки зрения, чтобы подчеркнуть смелость одежды, в которой невозможно было определить пол. Как и другие радикальные женщины в 20-е годы, она экспериментировала с одеждой, чтобы оспаривать традиционные кодексы одежды для мужчин и женщин в консервативном американском обществе.
1,
2Продолжение следует...