Хочу рассказать о некоторых интересных театральных событиях.
Даты не столь важны, как моя память о драгоценных часах прожитых в музыке.
Послушала в этом году пять опер, каждая запомнилась и стала частью уже немалой коллекции.
О двух операх: "Ловцы жемчуга" и "Лулу" я уже рассказывала (ссылку можно посмотреть внизу поста). Теперь добавлю еще "Роберто Деверо" Доницетти, "Электру" Рихарда Штрауса и "Похищение из сераля" Моцарта.
Еще одно событие, для меня скорее печальное, произошло в конце оперного сезона: Джеймс Ливайн, музыкальный директор театра и выдающийся оперный дирижер, уходит из театра, поскольку здоровье не позволяет ему продолжать работу в полном объеме. Перемены в театре не приходят внезапно, также, как и проблемы со здоровьеми, и новость готовилась несколько лет. Канадский пианист и дирижер Янник Незе-Сеген станет новым музыкальным директором Метрополитен-оперы. Вот прочла на страничке поклонников Мет в ФБ, что Ливайн препятствoвл появлению в театре опер современных композиторов. Посмотрим, что изменится после его ухода. Мой опыт совершенно другой: после многих лет абонемента начала слушать любимые оперы повторно, что вполне понятно. Так произошло и с тремя операми одного из самых любимых моих композиторов, Вагнера. Ожидала того же откровения и растворения в музыке, которое приходило, когда этими операми дирижировал Ливайн. Неожиданно обнаружила себя скучающей и трезво ожидающей окончания. Задумалась о причине. Все постановки обновили, сменились дирижеры, все так, но почему скучно? В этом году во второй раз слушала "Электру" Рихарда Штрауса. Первый раз слушала так давно, что уже подзабыла, кто был дирижером. Помнила только, что в тот раз "Электра" стала для меня совершенным откровением. Я "открыла" музыку Рихарда Штрауса и прослушала после этого все его оперы в Мет. Вышла тогда совершенно потрясенная пением, музыкой, игрой и постановкой. Придя домой стала перебирать програмки: оказалось, что слушала "Электру" в 2002г. с Габриэлой Шнаут, немецкой певицей, в роли Электры, Деборой Войт (США) в роли Хрисофемиды, (сестры Электры), роль царицы Клитемнестры, убийцы царя Агамемнона, исполняла Ханна Шварц, партию Ореста, брата Электры, пел немецкий певец Рене Папе, дирижировал Джеймс Ливайн. Сейчас хочется верить, что мне повезло застать в Мет "звездную эпоху". Я не хочу сказать, что звезд в Мет стало меньше. Публика по-прежнему неистовствует и не хочет отпускать певцов, так что иногда приходится опускать занавес, чтобы погасить взрыв эмоций. Откуда же этот прохлдный ветерок трезвости и моменты, когда остаюсь сторонним наблюдателем происходящего? Я в этот раз ведь не помнила, кто дирижировал "Электрой" много лет назад, помнила только сопричастность, полное проникновение во все, что происходило на сцене и потрясение, которое пришло, когда открылся смысл греческой драмы Софокла и музыки Штрауса, которая выразила этот смысл языком 20-го века. В спектакле было то, что и сейчас заставляет смотреть и слушать классику затаив дыхание - Вечность и Вселенная.
Новая постановка:
"Электра" 2016
Композитор - Рихард Штраус
Дирижер - Эса-Пекка Салонен
Постановка - Патрис Шеро
Режиссер - Венсан Юге
Сценограф - Ричард Педуцци
Художник по костюмам - Каролин де Вивэз
Художник по свету - Доминик Брюгьер
Действующие лица и исполнители:
Электра - Нина Стемме
Хрисофемида - Адриана Печёнка
Клитемнестра - Вальтрауд Майер
Эгист - Буркхард Ульрих
Орест -
Эрик Оуэнс Немного об "Электре": в Европе, в частности в Англии, во второй половине19в. наблюдался пик интереса к греческой трагедии. Рихард Штраус, как и многие, на момент написания оперы увлекался философией Ницше и идеями Фрейда в психоанализе. В искусстве начала 20в. появился стиль "экспрессионизм". Гуго Гофмансталь, очень известный на то время либреттист, написал либрето к опере в Дрездене в 1909г. Сюжет оперы был построен так, чтобы показать, как исступленная жажда мщения и ненависть ведут к распаду человеческой личности.
В этот раз Нина Штемм, шведское сопрано из Стокгольма, исполняюшая партию Электры, вложилась в роль со всей страстью, (она еще и блистает в операх Вагнера, т.к. обладает вагнеровским типом голоса). Пожалуй, наибольший интерес вызвала Клитемнестра. Злодейка по сюжету, пытавшаяся уморить своих детей после убийства мужа, Агамемнона, она, как я выяснила впоследствии, имела некоторые основания, так как Агамемнон, в одной из опер, принес в жертву богам их дочь Ифигению ). Вольтрауд Майер, меццо-сопрано из Мюнхена, прекрасно исполнявшая ее партию, еще и вагнеровская богиня в оперном мире. Партию сестры Электры, Хрисофемиды, исполняла Адрианна Печенка, одна из ведущих исполнительниц музыки Рихарда Штрауса. Автор постановки-Патрис Шеро-французский театральный режиссер, реформатор оперного театра, автор цикла "Кольцо Нибелунгов" Вагнера. В 2013г. он умер от рака легких, не увидев постановки в Мет.
Все это я рассказываю, чтобы показать, что Мет подошла к задаче на уровне. Спектакль вызвал шквал оваций.
Особых декораций на сцене нет, не много было их и в прошлой постановке, но меня в этот раз все время отвлекал люк посередине сцены, из которого Электра появлялась, чтобы спеть ту или иную арию. Помню только, что ничего не мешало в первый раз, я ничего этого не замечала, так была поглощена великим действом. Почему же сейчас мешали служанки, разгуливающие по сцене и жестикулирующие в одежде домохозяек из 60-х?, ведь пели они хорошо; грузный, малоподвижный, замедленный в эмоциях Орест (Ерик Оуэнс), в мешковатом сером костюме американского безрботного из тех же 60-х, тоже почему-то навевал тоску, хотя придраться к его пению и голосу я не могла.
Непонятно для себя самой, я осталась с холодным серцем и трезвой головой. Уже дома, обнаружив програмку 2002 года, изумилась мистической своей приверженности маэстро Ливайну и тому волшебному времени, которое пережила с ним в музыке. Подивилась постоянству своего восприятия и тому, что мое соучастие в музыке нельзя предсказать, что может быть свидетельством моей объективности по отношению к самой себе. Нет у меня и заранее подготовленных критериев. Я либо захожу в музыку и живу в ней, либо остаюсь снаружи. Раньше заходила почти в каждый спектакль, последние годы нередко остаюсь снаружи. Коммерческий успех, важная составляющая для театра, я понимаю причину перемен, но мои душа и сердце знают свою истину. Знаю, что я могу быть заодно с залом, например, когда восторженно приняла супер современные постановки Уильяма Кентриджа-значит не новизна меня отпугивает, а потуги угодить кому-то, кому опера не интересна в своей сути.
Click to view
По нынешним традициям, оперу тщательно вырезали из времени действия сюжета и эпохи, когда жил композитор, это модная тенденция, которая уводит очень далеко от первоначального замысла.
Вспомнила фестивальные фильмы недавних лет, когда в каждом фильме обязательны были сцены с героями сидящими на унитазе и всеми последующими подробностями или другими "натуральными" сценами, необходимыми, чтобы отметиться в стиле "нео-реализм". Мне показалось, режиссерам не хочется мудрить и углубляться в психологические тонкости: вставили такую сцену в фильм и уже круто. Можно не разбираться в прошлом, традициях, ментальности людей и культуре страны, где происходит действие, как в американском фильме ?, где действие происходит в Грузии, главное, чтобы был штамп какого-либо стиля, чтобы смотрели. Что-то подобное происходит и с оперой: последнее время почти каждая постановка содержит сцены с сексуальным подтекстом, независимо от содержания.
Привожу отрывок из журнала "Театральный киносезон", который кратко говорит о создателях спектакля и исполнителях: "
Пламенная трагедия Штрауса об одержимой идеей мести греческой царевне в постановке Патриса Шеро. Последняя работа режиссера, умершего в 2014 году - совместная постановка Мет, театра «Ла Скала» и фестиваля в Экс-ан-Провансе, в Нью-Йорке ее восстанавил многолетний ассистент Шеро Венсан Юге.
За пультом - Эса-Пекка Салонен, дебютировавший в Мет в 2009 году также в содружестве с Шеро - их предыдущей совместной работой была опера Яначека «Из мертвого дома».
«Электру» исполнит звездный состав артистов: Нина Стемме в заглавной роли, Вальтрауд Майер в роли Клитемнестры, матери Электры и объекта ее ярости, а Адриана Печёнка - в роли сестры Электры, Хрисофемиды. Брата Электры, Ореста, исполнит Эрик Оуэнс, а в роли узурпатора Эгиста в Мет дебютирует немецкий тенор Буркхард Ульрих."
Мне хочется сохранить в памяти важные подробности из истории создания спектакля, которые обычно остаются без упоминания, если зритель, как я, не принадлежит к профессиональной среде.
"Роберто Деверё" 2016
Гаэтано Доницетти
ВПЕРВЫЕ В МЕТ
Дирижер - Маурицио Бенини
Режиссер-постановщик - Дэвид МакВикар
Сценограф - Дэвид МакВикар
Художник по костюмам - Мориц Юнге
Художник по свету - Паула Констебл
Хореограф - Леа Хаусман
Действующие лица и исполнители:
Елизавета - Сондра Радвановски
Сара - Элина Гаранча
Роберто Деверё - Мэтью Поленцани
Герцог Ноттингемский - Мариуш Квечень
Сцены из оперы "Роберто Деверо". Елизавета-Сондра Радвановски; Роберто Деверо-Мэтью Поленцани.
Опера очень понравилась и оставила глубокое впечатление. Великолепные певцы и постановка.
В какой-то момент я вдруг осталась со смертью наедине и это было очень страшно. Я увидела присутствие ее на сцене совершенно явственно, она смотрела из проемов и выглядывала из-за занавесей, и дело не в привычных символах Смерти с косой. Со сцены буквально веяло Смертью и в этом было великое мастерство постановщика. мне показалось, что на меня повеяло холодом и у ног открылась бездонное ущелье.
Очень эффектным было первое появление Елизаветы, тяжело опирающейся на трость. Из под маски властности и надменности проступал облик немолодой и уставшей женщины. Ненадолго оживает она в тщетной надежде вернуть любовь Роберто, тем трагичнее и страшнее метаморфоза, которая происходит с ней после его осуждения и смерти.
Спектакль, по-моему мнению, поставлен великолепно, прекрасна была игра артистов, не только пение, каждая сцена держала внимание и время текло незаметно. Еще должна отметить внешние данные певцов. Казалось бы, главное в пении, но как же хорошо, когда все главные герои еще и хороши собой ).
Click to view
Совершенно замечательно справилсь со своей ролью Елизаветы Сондра Радвановски. Я уже слышала ее в нескольких операх и предвкушала удовольствие, в этот раз восхитилась, что ее актерские данные не уступают пению.
Элина Гаранча, еще одна замечательная певица, блестяще справилась со своей партией, в памяти остался благородный образ Сары, герцогини Ноттингемской, любящей и страдающей от тщетности усилий спасти Роберто.
Две чудесные певицы в одном спектакле, какая удача!
Некоторые существенные дополнения к моим впечатлениям из журнала "Театральный киносезон":
"Заключительная опера из «Тюдоровской трилогии» Доницетти посвящена стареющей королеве Елизавете I, которой приходится подписать смертный приговор своему возлюбленному. Над спектаклем работает Дэвид МакВикар, уже поставивший в Мет предыдущие части трилогии - «Анну Болейн» и «Марию Стюарт». Блистающая в белькантовом репертуаре Сондра Радвановски исполнит роль королевы Елизаветы. В течение сезона Радвановски споет также заглавные партии в «Анне Болейн» и «Марии Стюарт» - прежде партии всех трех королев на одной сцене исполняла лишь Беверли Силлз в Городской опере Нью-Йорка в 1970-е годы, с тех пор в Нью-Йорке так никто не делал. В «Роберто Деверё» выступят также Мэтью Поленцани (Роберто Деверё), Элина Гаранча (герцогиня Ноттингемская Сара, тайная соперница королевы) и Мариуш Квечень (герцог Ноттингемский). Маурицио Бенини продирижирует первой в истории Мет постановкой этой оперы."
Видео показывает наиболее интересные сцены из спектакля, его стоит посмотреть.
Click to view
Свои впечатления о Лулу я описала месяцем раньше (пост по ссылке внизу), а здесь приведу
отрывок из журнала, который в т.ч. отдает дань заслугам Ливайна в большом и заслуженном успехе этой постановки:
"«Лулу» станет второй после сенсационного «Носа» работой Уильяма Кентриджа в Мет. Кентридж, чья художественная манера самобытна и узнаваема, поставит шокирующий шедевр Берга о молодой женщине, перед сексуальностью которой невозможно устоять, но ее поведение разрушает жизнь каждого, кто подпадает под ее чары. Для Джеймса Ливайна «Лулу» - одна из знаковых опер в карьере, он дирижировал ею с самого первого появления в репертуаре Мет в 1977 году. Марлис Петерсен вновь продемонстрирует свое мастерство в роли Лулу, ее партнерами станут Сюзан Грэм (Графиня Гешвитц, одна из обожательниц Лулу), а также Даниэль Бренна, Пол Гроувз, Йохан Ройтер и Франц Грюндхебер, которые сыграют мужчин, ставших жертвами чар Лулу."
Click to view
"Лулу"
Композитор-Альбан Берг
ПРЕМЬЕРА
Дирижер - Джеймс Ливайн
Режиссер-постановщик - Уильям Кентридж
Режиссер - Люк Де Вит
Художник видеопроекций - Кэтрин Мейбур
Сценограф - Сабина Тойниссен
Художник по костюмам - Грета Гойрис
Художник по свету - Урс Шёнебаум
Действующие лица и исполнители:
Лулу - Марлис Петерсен
Графиня Гешвитц - Сюзан Грэм
Альва - Даниэль Бренна
Художник - Пол Гроувз
Доктор Шён / Джек-Потрошитель - Йохан Ройтер
Шигольх - Франц Грюндхебер
"Похищение из Сераля"
Композитор - В.А. Моцарт
Статья в журнале приводит интересное и объективное описание спектакля, которое настолько совпало с моими впечатлениями, что я не стану ничего добавлять. Очень понравилось пение и игра двух главных героинь, Констанцы и Блондхен, и прекрасно исполненная, комическая роль, слуги Осмина. Осталась в прекрасном расположении духа.
"Дизайн спектакля (Джоселин Херберт), в духе царившего в 70-е годы минимализма, лаконичен, но дает ровно столько, сколько нужно для понимания того, что дело происходит в восточном серале и что все это - милая шутка: яркая, почти лубочная палитра контрастных красок - пронзительно синего, ярко-красного, ослепительно-белого, условные очертания минаретов, кипарисов и куполов, стильные, но слегка пародийные костюмы.
Однако главный ключ к успеху оказался в руках солистов, и тут победили женщины (они и по сюжету всегда добиваются своего):Альбина Шагимуратова (Констанца, пленница и неразделенная любовь паши Селима) и Кэтлин Ким (ее служанка и тоже пленница Блондхен). Обе - колоратурные сопрано, первая - с более теплым и темным тембром, вторая - с более звонким, инструментально чистым. Ким к тому же блестящая комическая субретка, особенно в сценах с высоченным басом Хансом-Петером Кенигом (в роли слуги Осмина, имеющего свои виды на хорошенькую Блондхен и потому ревностно следящего за передвижениями Педрилло и Бельмонта). А Шагимуратова, у которой арии одна сложней другой идут почти сплошным потоком, демонстрирует не только виртуозность, но и необыкновенную чуткость к сложным и многообразным эмоциям своей героини. Моцарт, как принято было в его время, сочинял «Похищение» с учетом конкретных исполнителей конкретной труппы и, судя по этой роли, у него была выдающаяся певица.
Мужчины - Пол Эпплби в роли Бельмонта, жениха Констанцы, и Брентон Райан (слуга Педрилло, влюбленный в Блондхен) вокально не так совершенны. Ничего не поделаешь: с тенорами в мире нынче трудно. Но делу оба отдаются со страстью и создают довольно живописные характеры: благородного романтика и комического простака."
Остальную часть рецензии можно прочесть по ссылке
здесь, под катом еще много интересного об истории спектакля.
Опера легкая, красивая и ушла я с приподнятым настроением.