Священный Сад (Sacro Bosco) или Сад Чудовищ в Бомарцо (Parco dei Mostri di Bomarzo)

Aug 05, 2015 12:08




Мне подумалось, хорошо будет написать о Парке монстров в Бомарцо сразу после рассказа о вилле д'Эсте, потому что их обьединяет имя архитектора Пирро Лигорио, о котором я написала в прошлой записи.
Парк монстров в Бомарцо, так же, как и парк виллы д'Эсте построен в эпоху маньеризма, о которой хочется упомянуть подробнее, потому что, решив прогуляться по ссылкам, я неожиданно, обнаружила подробности, которые помогли мне лучше понять особенности этого стиля и эпоху.
Мы приехали в Бомарцо своим ходом по дороге из Флоренции в Рим. Поскольку А. тут уже побывал годами ранее, я увидев на его фотографиях фантастических каменных чудовищ, запомнила, что хочу сюда приехать.

На фотографии ниже: замок-крепость рода Орсини в Бомарцо, который сейчас переоборудован под жилой комплекс, но крепостные стены и оборонительные сооружения сохранились.



Идею парка приписывают кондотьеру Пьеро Франческо (Висино) Орсини, владельцу родового замка Орсини в Бомарцо.
Ко времени, когда Орсини задумал заняться устройством парка в своем родовом поместье в Бомарцо в 1552г.(даты немного отличаются в разных источниках), он завершил военную карьеру, успев побывать в плену у испанского короля Карла I, который, по совместительству пребывал в должности императора священной римской империи под именем Карла V (так бывает).
Упоминаю об этом не случайно, поскольку события, происходившие в Италии примерно за 20 лет до начала строительства парка, имели прямое отношение к стремительному приходу эпохи маньеризма. Они связаны с усилиями папы Клемента VII, правившего в Риме, противостоять усилению влияния и распространению империи Габсбургов под управлением испанской короны на территории Италии. Попытки эти не увенчались успехом, несмотря на усилия французского короля Франциска I, оказать поддержку папской власти. Он предпринял четыре итальянские войны и все их проиграл.
В 1527 г. Рим был взят приступом и варварски разграблен наемниками Карла V, которым император задолжал зарплату. Основу их составляли немецкие ландскнехты. Папа Климент VII находился в городе и вынужден был по подземному переходу бежать и укрыться в замке Св. Анжело и позднее уплатить огромный выкуп за свое освобождение. После этого Рим утратил свой авторитет и влияние в Европе. Политически, экономически и морально папская власть уже не соответствовала и не могла поддерживать веру в идеи гуманизма и торжества человеческого духа, которые выражал Ренессанс. На его смену стремительно пришел Маньеризм, который отошел от идей гармонии между физической сущностью человека и его духом, человеком и природой.
С приходом этого стиля меньше уделяли внимания стандартам, несмотря на нарочитую приверженность идеям Ренессанса, индивидуальность и фантазия почти не ограничивались, высоким был уровень исполнения. Появилась т.н. ломанная линия, пропорции фигур искажались, удлинялись, подчеркивалась духовность или наоборот, эротичность. (Не случайно, гуляя в саду виллы д'Эсте я интуитивно подтметила чувственный характер скульптур). Произведения искусства также нагружались излишними деталями.
Маньеризм не был демократичным. Его заказчиками была аристократическая верхушка, состоятельная элита, сосредоточенная вокруг королевских и княжеских дворов. Висино Орсини принадлежал к знатному роду Орсини из которого вышли пять римских пап.
Маньеризм также изменил визуальное восприятие искусства, его задачей было "ошеломить", "поразить", (что я и испытала, гуляя по Саду Чудовищ в Бомарцо, а чуть поже в Саду виллы д'Эсте).
Орсини посвятил парк своей жене Джулии Фарнезе, которая погибла от несчастного случая при строительстве замка в 1546 году.  В 1548г. архитектор Пирро Лигорио  получил заказ и приступил к выполнилнению проекта. Поначалу парк называли Священный Сад, "Сакро Боско", что также можно перевести, как Чудесный сад. Франческо Орсини задумал его, как сад диковин. Скульптуры были преимущественно высечены из скал в парке в нарочито грубоватой, ремесленницкой манере. Автор скульптур-Симон Мосчино. В парке есть храм, посвященный Джулии Фарнезе, архитектора Дж. Бароци.
Наследники Орсини, продали парк семейству Ланте, а те, в свою очередь семейству Боргезе. Обе фамилии были известными, но это не спасло парк от забвения. По местному поверью, в парке водились злые духи, отсюда и появилось название парк Монстров.
Спасли парк от полного разрушения уже в 20в. Его приобрела семья Беттини и с помощью Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме предприняла ландшафтные и реставрационные работы.
Теперь все желающие могут наслаждаться парком. При нас там готовилась артистическая тусовка, устанавливали видеоинсталляцию и звучала чудесная итальянская эстрада. Я им слегка позавидовала ).
Скульптуры в парке имеют символическое значение, которое не всегда возможно восстановить. Чтобы понять их до конца, нужно точнее представить, какие произведения литературы и искусства легли в основу замысла Орсини а также и философские воззрения  того времени. Об этом подробнее есть в Интернете.


Голова Протея, сына Нептуна с земным шаром сверху, увенчанном замком Орсини,
символизирующем претензии этого рода  на власть над миром.



Битва Титанов. Геракл разрывает Какоса, но взгляд его направлен в сторону,
как бы показывая, что он не рад тому, что совершает, но должен победить зло.



Гигантская черепаха, символ женской стихии воды, Афродиты/Венеры, силы, стойкости и долгожительства. У нее на спине фигура женщины на земном шаре, символизирующая крылатую победу.



Гигантская же рыба, кит.



Декоративные украшения не все имеют толкования



Фонтан Венеры/Афродиты с чертами этрусской женщины.



Небольшой театр под открытым небом с сиденьями расположенными амфитеатром, их не видно. Такой театр был непременным
атрибутом каждого римского сада у состоятельного владельца.



Падающий дом.





Нептун.



Дракон, сражающийся с собакой, львом (слева) и волком. Могли бы кусты состричь для удобства фотографа, так нет же.



Спящая нимфа - для скульптора повод изобразить спящую Ариадну, полунимфу, полубожество.
"Нимфа" по-гречески, значит "чистота".



Боевой слон Ганнибала, подхвативший хоботом раненного или мертвого римского солдата. Непонятно, нападает он или, наоборот, защищает. Боевые слоны использовлись Ганнибалом во время вторжения на Итальянский полуостров.



Церера, дочь Сатурна, она же Деметра у греков - богиня, покровительствующая плодородию и урожаю.
За спиной у нее гигантская бабочка и дети, которых она, согласно мифам, не могла оставлять голодными, после того,
как Плутон похитил ее дочь Прозерпину.



Ворота в ад в виде головы Орко, короля Подземного царства. Внутри головы-грота язык, который служит столом для небольших посиделок.
Любое слово произнесенное шепотом внутри, отчетливо слышно снаружи. Вокруг губ высечены слова, которые, немного изменив, цитируют текст из "Божественной комедии" Данте: "Оставь надежду всяк сюда входящий".



Тот же дракон, который оказывается, символизирует время и мудрость. Собака, лев и волк - символы весны, лета и зимы, что в свою очередь, означает: настоящее, будущее и прошлое.



Прозерпина, дочь Цереры и Юпитера, которую похитил бог подземного царства, Плутон.



Трехголовый страж подземного царства, пес Цербер. (Где третья голова, спросите вы?)



Гигантские желуди и сосновые шишки







Ехидна и Львы. Ехидна, морское божество, согласно мифам породила многих вргов Геркулеса.
Львы, потомки Ехидны, были изображены на родовом гербе Орсини.



Крылатая Фурия, божество у этрусков. Страж плодородия земли, отсюда и корзина на голове, а еще и богиня мщения.

vacation, 2015, italy, parko dei mostri di bomarzo, architecture, art, travel, europe_2015

Previous post Next post
Up