(no subject)

Jun 19, 2012 02:05



The Black Feather Hat (1910)

В Новой галерее Нью-Йорка - музее немецкого и австрийского искусства начала ХХ столетия идёт выставка посвященная 150-ти летию со дня рождения Густава Климта. Выставка сравнительно небольшая, что отчасти можно объяснить и тем, что эту дату сейчас отмечают многие музеи мира и одолжить картины из других галерей, как обычно происходит, не предоставляется возможным. Несмотря на это, я была рада там побывать, даже умудрилась сделать свои маленькие открытия и в итоге, когда решила записать впечатления, оказалось, что у меня так много вопросов, что пришлось провести не один час за компьютером, чтобы информация расположилась хоть в относительном порядке в голове. Узнала я и много и мало, смотря от чего вести отсчет.

Новая/Немецкая Галерея открыта в НЙ относительно недавно - в 2001г. Галерея частная и принадлежит Рональду Лаудеру, предпринимателю, еврейскому общественному деятелю, коллекционеру искусства и меценату. Лаудер по-совместительству еще и миллиардер, и младший сын косметических магнатов - Эсте и Джозефа Лаудеров, владевших знаменитым брендом «Estée Lauder». В прошлом был долгосрочным Председателем совета директоров Музея современного искусства - МОМА. Так получилось, что во-многом благодаря Лаудеру, НЙ  имеет возможность сейчас праздновать юбилей Густава Климта. 
Выставка состоит из двух комнат - в первой шесть картин маслом, мебель и витрина с ювелирными украшениями эпохи ар-нуво из модного салона, который принадлежал музе и спутнице Климта - Эмилии Флёге, во второй наброски и законченные картины карандашом - Климт считал их полноценными произведениями.Среди картин - жемчужина коллекции, светящийся золотым "Портрет Адели Блох-Бауэр" написанный в 1907г.
До 2006г. эта картина была одним из украшений в коллекции картин Климта в австрийской Галерее Бельведер в Вене. В 2006г. после почти столетия судебных разбирательств ( Адель Блох-Бауэр умерла в 1925г. и завещала два своих портрета и четыре пейзажа после смерти мужа Австрийской Национальной галерее), картина перешла к прямой наследнице семьи Блох-Бауэров, племяннице Адели, Марии Альтман.

Mуж Адели, Фердинанд Блох, который умер в изгнании в Цюрихе в 1945г. изменил завещание жены в пользу детей своего брата (семья Блох-Бауэров была бездетной), полагая, что она не оставила бы картины режиму, который уничтожил её семью. Нацисты имущество семьи в 1938г. конфисковали, а картины передали в Австрийскую Национальную Галерею, по иронии судьбы, исполнив завещание Адели Блох-Бауэр.

Австрия приложила намало усилий после решения суда в 2006г., что бы выкупить  у Марии Альтман картины за $150млн., но та окончательно запросила $300 млн. за пять картин и осталась их владелицей. Рональд Лаудер купил у неё потртрет Адели за $135 млн. и выставил его в своей галерее. Что интересно, что все пять картин Климта, принадлежащие наследникам Блох-Бауэров,  были в итоге проданы с аукционов за  $327 млн. и Мария Альтман, в итоге, запросила довольно точную сумму, хоть и заслужила неприязнь со стороны Австрии за свою жесткость и несговорчивость в переговорах.

Но хватит подсчетов! Вернёмся к картине и моему маленькому открытию, о котором обещала  рассказать: никто не станет возражать, что большая часть очарования от портрета Адели заключается в её удивительном золотом наряде с орнаментами и золотистом фоне картины. На выставке из текста к картине узнала, что эта картина Климта, так же, как и "Юдифь",  была создана под влиянием византийского искусства, которое Климт изучал в Равенне  во время поездки в 1903г. в Италию, где он также посетил и Венецию.

По совпадению обстоятельств я сейчас читаю книгу "Византия: от античности к ренессансу" и в одной из глав прочла, что в византийской традиции в 12в. при создании фресок, на которых изображали святых и императоров, последних сознательно изображали на золотом фоне в роскошных, украшенных  узорами из драгоценностей и эмали, золотых блистающих одеждах, делая изображение плоским, опуская тени, подчеркивая, что регалии важнее портретного сходства, тогда, как святых изображали в одеждах более тёмных и сдержанных, моделировали тенями лицо и уделяли внимание портретному сходству с реальными людьми, как бы приближая их к зрителю. Этот приём с золотым  фоном и
одеждами исползовал и Климт, чтобы придать своим  моделям загадочность и отстранённость, и в некотором смысле вынести их за пределы реального мира, сохраняя при этом реальными лица и руки, что делает его героинь одновременно и царственными и земными.

На самом деле в картину вложено очень много: Климт помимо византийского увлекался и египетским,минойским, микенским, и классическим греческим, и средневековым религиозным итальянским искусством, не обошлось и без импрессионизма. Тогда же было популярным и искусство японской гравюры. И еще мне кажется, что в пропорциях лиц своих моделей, Климт тоже иногда заимствовал некоторые стандарты красоты византийской иконы - форму и разлет бровей, форму глаз, удлинённый тонкий нос, слегка удлинённое лицо, сужающееся к подбородку.

Ещё одно небольшое отступление, которое мне кажется важным - об эпохе - выдержка взйта мною из прекрасного вебсайта о Климте,  который я  очень бы порекомендовала  всем, кто заинтересуется темой:
  " Вена на стыке двух веков, в которой родился Климт, не была прежним уютным городом. Хотя в то время она все еще была столицей огромной империи, в которой проживало более пятидесяти миллионов человек, и которой правил император Франц-Иосиф. Ко времени смерти Климта в 1918 г., империи Габсбургов оставалось семь месяцев жизни. После этого Австрия стала крохотным государством с населением в семь миллионов, три из них проживали в Вене и пригородахю
Спустя двадцать лет она будет поглощена нацистской Германией под предводительством Адольфа Гитлера, который по странной иронии судьбы родился на австрийской земле. Период упадка начался еще до рождения Климта . Военные потери на территории империи тревожно возвещали о возможной потере стабильности в будущем, а в Вену хлынули потоки чехов, цыган, венгров, поляков, евреев и румын - иммигрантов из беднейших районов Империи, все они приехали в поисках работы и часто жили в ужасающих условиях. Но богатые жители предпочитали не замечать этих сигналов будущих бедствий, видеть окружающего их мира, погрузившись в вихрь удовольствий. Это было время великих музыкантов - Брамса, Брукнера, Штрауса, молодого Шёнберга, Малера и, конечно, Франца Легара, создателя легких оперетт, столь любимых венцами. Это была эпоха Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера, Артура Шнитцлера, а также Климта."
Здесь интересный рассказ и фотографии о Климте и о том, как его 150-ти летие празднуют в Вене  и других музеях via art_tourism

Здесь ещё интереснее )) на англ. с коллекцией картин и рисунков


Forester House in Weissenbach on the Attersee(1914)



Judith, 1901



Portrait of Adele Bloch-Bauer, 1907 / Портрет Адели Блох-Бауэр 


Forest Slope in Unterach on the Attersee (1916)



Ria Munk am Totenbett (Ria Munk I) 1912



The Dancer (1916-18)  (Ria Munk II) - этот вариант картины находится в НЙ в Новой галерее



Bildnis Ria Munk / портрет Рии Мунк III - незаконченная картина, которая находится в Lentos Museum в Линце
"... До Второй мировой войны картина принадлежала Аранке Мунк (Aranka Munk), жене богатого промышленника еврейского происхождения. Мунк трагически погибла в концлагере, а полотно Климта, находившееся на ее вилле в Бад Аусзее, было украдено. В 1950-х годах картину купили власти города Линц и поместили ее в музей. Сейчас наследники Аранки Мунк пытаются ее отвоевать. На картине изображена дочь Аранки Мария Мунк (Ria Munk), которая покончила с собой в 1911 году в возрасте 24 лет. Причиной ее самоубийства стала несчастная любовь.

Климт написал целых три картины с изображением Рии. Сначала он создал работу «Риа Мунк на смертном одре», но картина не очень понравилась Аранке: она нашла ее слишком мрачной. Женщина отдала работу своему другу-скульптору, чьи наследники продали ее после войны. Полотно «попутешествовало» побывав даже в собрании знаменитой певицы Барбры Стрейзанд (Barbra Streisand), пока не «осело» в одной из коллекций в 1999 году.

Аранка Мунк попросила Климта написать ее дочь живой. Художник создал полотно, которое позже переработал в портрет безымянной танцовщицы, - наверное, Аранка Мунк опять сочла произведение неудавшимся. И только третий портрет Рии, написанный Климтом, остался у нее дома. Именно эта незаконченная картина (под названием «Портрет Рии Мунк III») теперь экспонируется в Lentos Museum и считается одним из главных его сокровищ. Но как она там оказалась?

...В 1941г. нацисты отобрали у Мунк квартиру в Вене, и отправили ее вместе с младшей дочерью в гетто. В октябре 1941 года Аранку отправили в концлагерь Литцманнштадт (город Лодзь на нынешней территории Польши), где она скончалась. Ее дочь отправили в другой «лагерь смерти», Хелмно, где она погибла в сентябре 1942 года.

После 1938 года Аранка больше не возвращалась в свой особняк Бад Аусзее, но управляющий продолжал присматривать за домом: проветривать комнаты, чинить сломавшиеся вещи и расчищать дорожки в саду от снега. Но в 1939 году Аранка перестала платить управляющему. Плотник, работавший у нее дома, предложил управляющему взять что-нибудь в качестве платежа и сказал ему, что самым ценным предметом в особняке является картина Климта. Управляющий пошел посмотреть на произведение, взяв всю свою семью. Картину в итоге они не взяли, и через некоторое время ее забрали сотрудники гестапо.

Наследники Аранки Мунк...впервые подали иск о возвращении картины еще в 2005 году. Но они так и не смогли доказать, что полотно, выставленное в Lentos Museum, то же самое, что висело в особняке Аранки. Недавно нашли нового свидетеля - внука того самого управляющего, которому предлагали забрать картину себе. В 1942-м, в возрасте девяти лет, он приходил со своим дедушкой посмотреть на нее. 11 сентября 2008 года внук подписал заявление, в котором он утверждал, что в особняке находилась та же работа, что и в музее. «Мы стояли перед ней и смеялись - не могли поверить, что она такая ценная, - рассказывает он о том, как он впервые увидел картину. - Мы не взяли ее, потому что это было бы воровством. Я и мои родственники еще много лет задавались вопросом, что же с ней стало».

Появление нового свидетеля в корне изменило ситуацию. «Мы знали, что у Аранки Мунк на вилле в Бад Аусзее был портрет ее дочери, но никто не знал, как он выглядел и был ли он тем самым произведением, что висит сейчас в Lentos Museum, - говорит директор музея. - Это новое заявление очень важно, но мы еще будем исследовать этот вопрос. Если будут неоспоримые доказательства, то реституция будет осуществлена».

Ценность «Портрета Рии Мунк III» - около 10 миллионов долларов. Кроме этого полотна, в музее есть еще две работы Климта. "


        
    

Estée Lauder                                 Ronald Steven Lauder

Выдержка из статьи, где говорится о Марии Альтман:


"В Лос-Анджелесе на 95-м году жизни скончалась Мария Альтман, наследница австрийского сахарного магната Фердинанда Блоха-Бауэра. После многолетнего судебного процесса ей, на основании принятого Австрией закона о реституции, удалось вернуть пять картин австрийского художника Густава Климта, принадлежавших ее дяде и изъятых нацистами в 1938 году.
Портрет Адели Блох-Бауэр работы Климта, известный под названиями «Золотая Адель» и «Австрийская Мона Лиза» считается одной из самых значительных работ Климта и австрийского модерна в целом. В числе поклонников Адели Блох-Бауэр, приходившейся Марии Альтман родной теткой, были композиторы Густав Малер и Рихард Штраус. В 1903 году муж Адели, Фердинанд Блох, заказал Климту портрет своей жены. Лишь четыре года спустя художник представил «Золотую Адель» на всеобщее обозрение. ... Мария Альтман называла Адель своей дважды тетей, ибо та приходилась родной сестрой ее матери и была замужем за братом ее отца."

Previous post Next post
Up