Click to view
Сегодня посмотрел «Легенду о Коловрате». Ожидания оправдались. Более чем.
Отрадно, что в мутном потоке всякого сериального ширпотреба и либеральной грязи появляются вот такие явления. «28 панфиловцев», «Крым», и вот теперь «Легенда о Коловрате».
Именно так я хотел бы видеть себе экранизацию русской былины, древнерусского сказания.
К сожалению у нас в кинематографе древнерусский период как-то трансформировался в этакий стеб с добродушными глуповатыми увальнями-«богатырями», незадачливыми князьями, вороватыми боярами, «лапотным» народом и прочими юморными персонажами с заведомо глупыми и смешными врагами (кульминацией этого стали мультфильмы «Мельницы»). Другой вариант - этакое «грязное средневековье» в духе Тарковского. Мол раз Средневековье, то грязь, все в каком-то рванье, все какие-то… пришибленные и непременно страдающие.
Были исключения. К примеру, тот же фильм «Анастасия Слуцкая», как раз не так давно пересматривал. Но маловато.
И вот наконец-то прорыв к размаху, красоте и мощи именно былинной. Где что-то есть и от «Александра Невского», но передано со всеми возможностями современного кинематографа.
Великолепные виды Руси. Не только летняя, но и зимняя красота. Не просто некая заснеженная глушь, а красивые виды, размах простора.
Великолепная Рязань - красивый, мощный, древнерусский деревянный город. Словно с картин Васнецова сошедшая.
Отдельными «мазками», но с огромной любовью, вниманием показанная мирная жизнь наших предков. Особенно сценка с возвращением Евпатия домой, где его близкие готовят пироги. Вроде бы бытовая сценка, но насколько светлая, добрая, запоминающаяся.
Сами образы русичей. Даже самые эпизодические. Красивые, рассудительные, уверенные в себе люди. Опять же не какие-то смурные унылые персонажи в рванье «потому что Средневековье», а то самое «узорочье рязанское», как называли жителей этого княжества. Образы главных героев. Сам Коловрат. Воин, защитник до мозга костей. Лихой рубака. Но и заботливый муж и отец. Умный командир, думающий о своих людях. Великолепный образ князя. Настоящий правитель, гордый, но без гордыни, умеющий повелевать, но свободными людьми, а не рабами. Сын князя - беззаветно храбрый, не знающий страха, но и самоуверенный. Надежный как скала воин Каркун, веселый балагур-лекарь, нежная и верная служанка Лада, дружинники Коловрата, мудрый монах-отшельник со своим Медведем (именно с большой буквы). У всех свои характеры, образы.
Враги. Не просто серая масса, которая только убивает, грабит и жжет. Очень яркий Батый. И, кстати, весьма похожий на изображения его современниками, в том числе китайцами. Монгольские полководцы, в том числе старый воин, в котором более всего проглядывает Субудай-богатур (но пишут, что это все же Хостоврул), и другие темники.
Вообще орда показана великолепно - чужая и чуждая сила, огромный механизм, со своей внутренней жизнью, организацией, обычаями и традициями. Сильные, безжалостные воины, но в то же время со своими чаяньями и страхами. Очень сочно, ярко, щедро сделанные декорации, костюмы, оружие. В кои веки Батыева орда не предстает как сборище таджикских басмачей времен гражданской войны в халатах и чалмах с копьями вместо винтовок. Тут и доспехи, и разнообразное оружие, и боевые машины. Красочно, ярко поставленные бои.
Можно ли придраться к чему-то? Да. Специалисты явно найдут «не тот шлем, не тот доспех, не ту збрую». И у Рязани отчего-то стены стоят не на валах, и ворота в чистое поле открываются без рва… Но это - легенда. При этом очень близко к «Повести о разорении Рязани Батыем» - самого близкого к событиям и древнего для нас источника о жизни и подвиге Коловрата, о падении Разани. Очень близко к тексту посольство и гибель княжича Федора, возвращение Коловрата в погибший город, погоня за ордой и нападения на ордынцев, гибель Хостоврула, и использование против последних рязанцев метательных машин, и слова Батыя над телом Евпатия…
И это не просто легенда, но фильм сильный и актуальный. Не зря завершили его авторы не гибелью главного героя, а Ледовым побоищем, куда выходят спасенные Коловратом дети. А еще очень хорошо, что фильм уже закупили 80 стран (кстати, Монголия первой), в том числе Штаты. Пусть смотрят на русских, на настоящих русских и думают.
А фильм рекомендую смотреть всем. Вот сейчас подумал, почему он так притягателен - потому что снимали его с любовью, уважением и восхищением, а не с высокомерным презрением, как то у либералов идет. Так что побольше бы таких фильмов.