Aug 28, 2011 12:45
То, что все микро и макропроцессы подчиняются ритмическим колебаниям - известно давно. От дыхания до соития, от смены времён года до полёта птицы. Такие же колебания наблюдаются и в событийном вероятностном поле (этим термином принято обозначать совокупность событий и их вероятностей), в социуме и в жизни каждого человека, и им подчиняется всё - от настроения до исторических процессов. Простым, но наглядным примером таких маятников, является отношение к такому явлению, как простота.
Разумеется, я понимаю, что смысл понятия меняется даже в течение жизни одного поколения, не говоря о более длительных периодах, но достаточно интересно проследить эволюцию вышеуказанного понятия на примерах, взятых из некоторых советских фильмов и советской же, а также новейшей, истории.
Кто не смотрел комедию "За двумя зайцами"? Думаю, таких людей не найти, по крайней мере на территории бывшего "Союза нерушимого". Фильм растаскан на цитаты и регулярно появляется на разных каналах, не считая частных коллекций. И в этом фильме есть замечательный эпизод - когда старший Сирко спрашивает Голохвастова, мол, "цирюльню держите или нет", дочка, со взглядом Медузы Горгоны поправляет - "не цирюльня, а паликмахтерская", а Голохвастов отвечает - ничего, мол, это по простоте. Но при этом показывается физиономия Прони Прокоповны, которую от слова "простота" аж воротит - а как же, таки панская дочка, элита и всё такое. Т.е., понятие простоты было в описываемое время (начало славного двадцатого века) неразрывно связано с понятием "быдло" (мы - это что-то одно, а вы - это что-то другое, ага).
После 17-го года настроения изменились, "блаародным" пришлось занять место черни, и "быть простым" оказалось вдруг модно и банально безопасно (относительно, конечно же). Пролетарское происхождение обеспечивало автоматический пропуск к высшим должностям примерно до Великой Отечественной, когда вдруг (таки снова вдруг ;)) высшие руководители сообразили, что кроме простейших рефлексов "от Павлова", вырабатываемых наказаниями и поощрениями, ещё желательно бы иметь, в дополнение к пролетарскому происхождению, ум поострее, неиспорченный геном и руки, не трясущиеся до опохмела. Дать такое, увы, рабоче-крестьянское большинство не могло, потому пришлось возрождать институт офицерства наряду с прогрессивными на тот момент методиками обучения. Это была крайняя левая точка маха.
Своей крайней правой точки маятник под названием "простота" достиг где-то годах в 70-80-х, в славные времена фарцовщиков и спекулянтов, брюк-клёш и длинных волос, когда быть простым и серым было непрестижно. Если у тебя нет японской куртки и японского же магнитофона, ты нуль без палочки. Если нет новых западных пластинок и кассет BASF - ты меньше нуля. Лихие девяностные слегка затормозили и растянули обратный мах маятника, но тенденции уже заметны - основной упор идёт на пропаганду простого образа жизни (в политике, в искусстве, в религии), возврата к традиционным ценностям и т.д. Причём - в мировым масштабах, в первую очередь в Америке (а современный тренд таков, что именно Америка задаёт вектор всего мира). Коленца отца Чаплина с православным дресс-кодом - лишь конкретная реализация тренда в наших палестинах. То ли ещё будет...
глубоко мысленное,
футурология,
прогнозы