Ложная слепота vs Туманность Андромеды - попытка анализа

Sep 19, 2015 22:19

Всем добрый вечер. Я уже как-то писал, что ЛС - это "тёмная версия" ТА. Но сейчас хотел бы порассуждать более подробно на эту тему. К сожалению, в отзывах я не встретил сколько-нибудь подробного анализа такого схолдства, хотя сама идея и встречалась, но уж очень в одностороннем ключе. Как мне кажется, подобная стилистика недопустима в рецензиях, но это моё имхо, не более. Тем более, что я планирую рассматривать книгу, а не отзыв на неё.

Итак, приступим.

Для начала преуведомление - я постараюсь не лезть на зыбкую почву "чего там хотел сказать автор на самом деле", поскольку один из авторов далеко, а второй без медиума недосягаем, а значит уточнить что-либо за пределам текста будет затруднительно. Потому я буду высказывать исключительно своё видение того или иного постулата, описанного в тексте.

Социально-философский роман «Туманность Андромеды» признан одним из наиболее значимых произведений отечественной и мировой научно-фантастической литературы двадцатого века. Соединяя в нем научно-техническое и социально-историческое предвидения, И. Ефремов с эпическим размахом рисует картины далекого будущего: межзвездные перелеты, грандиозные научные эксперименты, преображенная общим трудом человечества прекрасная Земля, вступившая в Великое Кольцо населенных миров Галактики. В центре романа несколько главных героев, образы которых призваны художественно воплотить и раскрыть утверждаемый автором идеал человека в совершенном коммунистическом обществе.

В 2082 году человечество убедилось, что оно не одиноко во Вселенной. Бесчисленные зонды светящейся паутиной окутали Землю. На установление контакта с внеземной цивилизацией направлен корабль «Тезей», несущий на борту наспех собранную команду специалистов. Но, по достижении цели, исследователям предстоит понять, что самые невероятные фантазии об инопланетном разуме меркнут по сравнению с реальностью, и на кон поставлена судьба Земли и всего человечества.

Разница в подходах видна уже на уровне аннотаций. Если аннотация ТА больше описательна, то ЛС - более фактическая. Но за этой разницей скрывается нечто куда более весомое - разница в подходах. Если Ефремов по умолчанию считает людей венцом творения, которым только социальные нормы мешают быть положительными и счастливыми, то Уоттс задаёт другой вопрос - а что если человечество - это эволюционный уродец? Ефремов грезит о Великом Кольце, что подразумевает базис схожести всей биологической жизни Галактики, и, как следствие - схожести поведенческих и социальных аспектов (можно вспомнить хотя краснокожих людей с планеты возле Эпсилона Эридана, серокожих обитателей фторной планеты из "Сердца Змеи" и других). Уоттс же безжалостно разрушает все подобные измышления, выводя из расы Хомо Сапиенс подвид вампиров-упырей и интеллектуальных, но при этом не имеющих сознания "болтунов".

Не буду говорить, кто из них "правее", поскольку это непринципиально - важна истина, а не мнение. И куда важнее другое - несмотря на столь кардинальные различия, оба произведения имеют куда больше сходства, чем может показаться на первый взгляд.

Начать можно с основ: железная звезда со своей планетой находится на расстоянии примерно 2 световых лет от Солнца. Астрономы её не видели. Большой Бен находится примерно за половину светового года от Солнца и также невидим для астрономов (его обнаружили, когда искали специально). Оба небесных тела относятся к классу "коричневый карлик" по современной терминологии. Евремовское наименование "железная звезда" не совпадает с современным астрономическим пониманием этого термина.

На планете герои Ефремова нашли чужой корабль-спиралодиск, который уничтожил робота при попытке проникнуть внутрь. После чего экипаж был атакован местной формой жизни - "медузами" и "крестами", к слову, сами космонавты предположили, что это могут быть защитные киберы корабля.

На этот раз каждый из исследователей успел заметить отдельную подробность, из которых составилось общее представление о существах, похожих на гигантских плоских медуз, плывших на небольшой высоте над почвой и колыхающих внизу густой бахромой. Несколько щупалец были короткими по сравнению с размерами существа и достигали в длину не более метра. В острых углах ромбического тела извивались по два щупальца значительно большей длины. У основания щупалец биолог заметил огромные пузыри, чуть светившиеся изнутри и как бы рассылавшие по толще щупальца звездчатые вспышки.

Примерно также выглядят обитатели "Роршаха":

Каннингем открыл новое окно и запустил закольцованный видеоролик: крупнозернистый Сири Китон и его невидимый партнер. Для камер тварь, которой я не видел, была зловеще реальна: парящий диск вдвое шире моего торса, обвешанный по краям щупальцами, точно узловатыми канатами. По ее шкуре пробегали пестрые волны, точно свет и тени играли на мелководье.

Также любопытно, что и в корабль из галактики Андромеды, и в "Роршах", люди, несмотря на все формальные отличия в психологии коммунаров будущего и киборгов-синтетов будущего же, попытались банально вломиться. А, кроме того, захватить соответственно "крест" и "болтуна".

Самой пикантной деталью является то, что, по словам Низы Крит, нужно приманить "крест" свежей кровью. Пардон муа, но разве сие не есть вампиризм? То есть вампир в качестве командира корабля и ответвления от вида Хомо - это плохо, а инопланетная тварь - нормально? И да - возникает закономерный вопрос, с какого перепугу инопланетному существу, которое выросло в совершенно иных базовых условиях вдруг понадобился гемоглобин и органика основе углерода? А до этого они чем жили? Видать и сценарист "Чёрной дыры" с Дизелем Ефремова почитывал... Простите, увлёкся.

К слову, любопытно, что в ТА чётко говорится - хищники планеты могут воздействовать на ЦНС людей. Скорее всего в электромагнитном спектре, и не только банальным электрошоком. То же самое умеют делать и "болтуны", а также сам "Роршах". К сожалению, в ТА этот момент никак не освещён - только упоминается, что Низа всё-таки пришла в себя.

Однако куда интереснее другое: в мире ТА нам рисуется прекрасное будущее, но при этом искусство (как свойство сознания получать биохимическую награду "нахаляву" - от созерцания картин или прослушивания музыки) практически не существует. Цитируются поэты столетней давности, и, уж простите, но напыщенные и пафосные нерифмованные строки - явно не то, что стоило бы сохранить. В мире ЛС нам показывается ужасное будущее, где люди добровольно уходят в виртуальный рай, конструируя для себя идеальный мир.

В мире ТА нам рассказывают о полноте чувств, но нигде их не показывают, только говорят пафосно и красиво. В мире ЛС чувства заменяются стимуляторами и нейрокоррекцией.

В мире ТА нет людей - есть функции. В мире ЛС нет людей - есть функции. Только в первом случае в виде коммунаров, в другом - в виде киборгов.

А знаете, что самое интересное? В мире ТА, по мнению фанатов Ефремова, крайне ценят безопасность, потому просчитывают много-много-много данных, прежде чем принять решение. Классика - инцидент с Мвеном Масом. Но при этом отправляют людей в космос, вместо того, чтобы бросить силы на разработку ИИ для управления кораблями (уменьшить хрупкость машин класса ИТУ, ага). В мире ЛС просчитывают много-много-много данных, предже чем принять решение. Но они настолько сложны, что нужны синтеты-посредники, способные перевести их. И лишь те, кто неврологически более приспособлен к быстрому мышлению - те работаю на опережение. Это вампиры и "болтуны".

Как общаться с теми, кто воспринимает твой сигнал как угрозу? Можно по-ефремовски, можно по-уоттсовски. Выбор за вами. Вот только результат будет разным.

Уоттс, фантастика, Ефремов

Previous post Next post
Up