Не отвлекайся, не ликуй! Не бойся! Это миг твоей смерти! Используй смерть, ибо это великая возможность. Тибетская книга мёртвых. Перевод Евгения Цветкова.
Всю осень меня тянуло на этот спектакль, но пойти получилось не сразу. Сначала экзамены, потом поездка в Питер в октябре... 23 ноября я доехала до Хлебозавода № 9. Это были первые серьёзные заморозки, внезапно минус 5. И, чтобы как следует почувствовать себя мёртвой, я решила основательно промёрзнуть, выйдя в город в любимом - почти сакральном - полосатом свитере и летней кожаной куртке. И заодно поголодать. Необъяснимо нервничая, я сидела весь вечер в Бине на Пятницкой с френч-прессом и разбиралась с адресом: на афише, на ТаймПаде и на фейсбуке были указаны три разных хлебозавода.
Хлебозавод № 9. Фото из одноимённой статьи в Вики.
Нужным оказался хлебозавод по соседству с Флаконом. Мироздание поддержало мою идею промёрзнуть: в пустом, предельно аскетичном помещении размещались две тепловые пушки, но ощутимого эффекта от них не было. Зато пахло тибетскими благовониями, которые только и можно жечь на свежем воздухе.
Фото интерьеров хлебозавода с
https://kudamoscow.ru и
http://www.the-village.ru Само пространство было идеальным. На фоне белых кафельных стен возвышается помост, он же сцена. Шесть стульев. Шесть актёров. На балконе квартет исполняет современную музыку, под которую актёры рецитируют Бардо Тхёдол - тексты, читаемые над умершим, чтобы сориентировать его в посмертных странствиях и помочь выбрать верный путь. Своего рода компас в загробном мире.
В текстах присутствуют, как минимум, два кода - пространственный и цветовой. Различные сверхъестественные существа являются умершему с восьми сторон света, окружённые сиянием разных цветов: белого, синего, голубого, жёлтого, зелёного, красного... Путешествующего в потустороннем мире призывают сконцентрироваться на ярких чистых цветах и не поддаваться гипнотизирующему, убаюкивающему воздействию цветов тусклых и мутных. При помощи зрительных образов здесь закодировано требуемое ментальное состояние - бодрствование, напряжённое бдение: после смерти всё только начинается, и, чтобы пройти инициацию, нужно сосредоточиться, обуздать свои чувства и ничего не бояться.
Zhi-Khro mandala, a part of the Bardo Thodol's collection.Фото с сайта
https://en.wikipedia.org Та же постановка в заброшенном депо Курского вокзала. Фото с сайта
https://www.afisha.ru Акустика такая, что разобрать слова не всегда возможно. Не знаю, случайность это или запланированный эффект. Музыка, рецитация и пение вводят в транс, и тибетское название земли мёртвых - Бардо - отзывается её нганасанским именем, Бодырбо. Эта история - многослойная, как геологический срез, отсылающая и к архаичным погребальным ритуалам, и к античному γνῶθι σεαυτόν.
Распознай эти живые иероглифы, прочитай тайнопись собственного устройства и разом станешь тем, что ты есть на Самом Деле! Соединившись с собой - выскользнешь и спасёшься. Это последняя возможность досрочного освобождения.
Тибетская книга мёртвых. Перевод Евгения Цветкова.